МОСКВА, 1 мар — РИА Новости. Новый формат послания Федеральному собранию, который в четверг опробовал российский президент Владимир Путин, наглядно иллюстрирует прорывы России как российской аудитории, так и западным партнерам, считают опрошенные РИА Новости политологи.
В четверг Путин озвучил ежегодное послание Федеральному собранию. В этот раз оно продлилось рекордные 1 час 57 минут. При этом изначально планировалось, что речь президента займет лишь 40 минут. Глава государства высказался по широкому спектру вопросов — от образования и медицины до инфраструктуры и оборонного комплекса. В выступлении президента впервые использовался мультимедийный формат: на экранах присутствующим продемонстрировали испытания новейшего российского оружия.
Новый формат
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов отметил новый формат президентского послания, в котором появились презентации, привносящие элемент интерактивности. Политолог заметил, что визуальный ряд обеспечивали анимация и документальная съемка.
«Это, безусловно, очень интересный формат, который вообще меняет формат самого послания, то есть превращает его из текста в такой зрелищный формат», — подчеркнул эксперт.
«Вот эти кадры, пускай даже речь идет об оборонке, символизируют прорывы России вообще как таковые, в массовом сознании визуально они именно так и закрепятся. Большой упор сделан на визуализацию. Дело в том, что люди воспринимают лучше всего именно визуальные изображения, они лучше всего укореняются в памяти, лучше всего запоминаются», — заявил Миронов.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин отметил диссонанс между инфографикой внутриполитических достижений России и видеорядом на военную тематику, пояснив, что министерство обороны РФ — «это не студия Уолта Диснея, которая производит качественные мультики». Он уточнил, что военная графика имела также совершенно другого адресата — западных партнеров, а не российскую аудиторию.
Центральные темы
Миронов обратил внимание на то, что блок об обороноспособности РФ был важным, но не ключевым. Он предположил, что центральные темы каждый слушатель речи Путина определит сам в зависимости от своих интересов.
«Кто был обеспокоен социальной проблематикой, тот услышал эти вопросы, кто был обеспокоен экономической составляющей, тот услышал для себя что-то в этой части. В частности, социальный блок был очень насыщенным — гораздо больше, чем обычно, и гораздо более конкретным… В том числе про ту же оптимизацию здравоохранения было сказано очень конкретно, вплоть до цифр, а это очень важный момент для сотен тысяч, миллионов людей», — добавил эксперт.
Профессор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Владимир Слатинов уточнил, что президент не назвал источники финансирования для решения социальных задач. Ссылаясь на своих коллег-экспертов он сообщил, что доля расходов на вооружение, вероятно, будет снижаться, и часть средств будет перенаправлена на социальные программы и развитие инфраструктуры.
По мнению Миронова, в отличие от «Мюнхенской речи» Путина на конференции по вопросам политики безопасности в феврале 2007 года, послание было лишено претензий по отношению к западным партнерам РФ. Вместо них демонстрировались сила и уверенность, политическая воля главы государства, сказал он.
Слатинов выразил мнение, что жесткая внешнеполитическая риторика говорит об усилении конфронтации между странами. Он заметил, что подобная демонстрация новых военных возможностей России может привести к очередному этапу консолидации западных элит против России.
Послание избирателю?
Политологи разошлись во мнении о том, к кому было обращено послание, и были ли в нем элементы предвыборной программы.
Мухин уверен, что Путин выступал как действующий президент России, а его администрация позаботилась о том, чтобы никаких ассоциаций с выборами у аудитории не возникало. «Нужно разделять эти два состояния: Владимир Путин – действующий президент, и он говорил как действующий президент, и он одновременно кандидат, но одно с другим не смешивалось», — объяснил Мухин.
При этом Слатинов отметил, что в послании Путин выступил не только как действующий президент, но и как кандидат. «Путин говорил о задачах на будущее, но говорил, как кандидат в президенты. Хотя агитации не было, но это была предвыборная речь», — считает политолог.
Когда Путин говорил о внутренних социальных проблемах, им были заданы целевые показатели на следующие шесть лет, уточнил Слатинов. При этом поставленные приоритеты: образование, здравоохранение, инфраструктура, повышение роста доходов и экономический рост — соответствуют общественным ожиданиям, добавил он.
«Все ждали разворот к внутренним проблемам: экономическим, социальным и инфраструктурным, — и сегодня они это услышали. Все экономические и социальные проблемы были четко обозначены, многие были конкретизированы. Но меня разочаровало, что нет ничего вообще про механизмы достижения этих целей», — отметил Слатинов.
В свою очередь демонстрация вооружений, по мнению политолога, должна показать российским избирателям, что бюджетные деньги на оборонный комплекс были потрачены не впустую и превратили Россию в великую военную державу, которая может защитить свой суверенитет.