Суббота , 11 Январь 2025
Home / Политика / Эксперты о разрыве сделки с Ираном: «Через год-два получит ядерный боезаряд»

Эксперты о разрыве сделки с Ираном: «Через год-два получит ядерный боезаряд»

Эксперты о разрыве сделки с Ираном: «Через год-два получит ядерный боезаряд»

В Женеве оценили угрозы распространения оружия массового поражения при отказе от соглашения с Тегераном

(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);

Выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий, так называемого ядерного соглашения с Ираном, несет масштабные угрозы международной безопасности и грозит срывом всего процесса ядерного нераспространения, считают эксперты Международного Люксембургского форума, собравшиеся на конференцию в Женеве. Как передает корреспондент «МК» из Женевы, единодушное экспертное мнение сделку с Ираном разрушать нельзя.

Вячеслав Кантор (первый слева). Фото предоставлено пресс-службой Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы

Вот как об этом сказал президент форума Вячеслав Кантор: «В случае ее разрушения (сделки. — «МК») через те же год-два Иран способен создать ядерный боезаряд для оснащения своих ракет».

По его словам, сегодня все действия Тегерана в ядерной сфере надежно контролируют инспекторы МАГАТЭ. По их докладам «условия ядерной сделки полностью выполняются», сказал Вячеслав Кантор.

Переговоры с Ираном шли 11 лет. Соглашение было достигнуто большим трудом. Именно это обстоятельство послужило основанием крайне негативной оценки одностороннего выхода Вашингтона из соглашения по ядерной программе Ирана.

Соглашение с Ираном было одобрено Совбезом ООН 20 июля 2015 года. Оно расчитано на 10 лет. Тегеран обязуется в течение 15 лет располагать не более 300 кг урана, обогащенного до 3,67%, не производить высокообогащенный уран и оружейный плутоний. В то же время, Соглашение не запрещает Ирану разрабатывать баллистические ракеты.

Как известно, США предлагают включить в новую сделку с Ираном вопрос разработки ракет. «Это будут трудные переговоры», — считает Вячеслав Кантор.

Конференция проводится с участием Фонда Каарнеги. В ней принимают участие ведущие мировые эксперты в области ядерного разоружения и контроля над стратегическими вооружениями. Среди участников конференции экс-министр обороны США Уильям Перри.

Кроме проблем с ядерными программами Ирана и КНДР, большую опасность для международной безопасности несет угроза катастрофического ядерного терроризма. «Ведущие в этой сфере специалисты утверждают, что вопрос нужно ставить не «если» произойдёт такой теракт, а «когда». И неужели для понимания этой угрозы нужно дождаться ядерного теракта со всеми катастрофическими последствиями?», — сказал Вячеслав Кантор.

По мнению эксперта, «общая обстановка, связанная расколом и усиливающейся ненавистью в обществе по различным причинам, приводит к консолидации ультралевых, ультраправых и террористических движений, что ещё больше усиливает угрозы терактов».

Для противодействия этой угрозы, по оценке экспертов, необходимо объединить усилия политических лидеров, «несмотря на все противоречия».

Односторонний отказ США от Совместного всеобъемлющего плана действий противоречит нормам международного права, согласно которым новые правительства обязаны соблюдать международно-правовые соглашения, заключенные предыдущими правительствами, особенно если такие соглашения выполняются и соблюдаются другими сторонами, считает руководитель Департамента МАГАТЭ по контролю и координации политики в области безопасности Тарик Рауф (Канада). «Этот шаг (односторонний выход США из сделки. — «МК») подрывает доверие к США как надежному партнеру в международных соглашениях, а также ослабляет их положение в роли постоянного члена Совета Безопасности ООН, поскольку в своей резолюции 2231 СБ ООН поддержал Совместный всеобъемлющий план действий», — сказал Тарик Рауф.

Еще жестче оценил действия США в отношении сделки с Ираном cтарший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. По его словам, «безусловно, последствия отказа США от соглашения с Ираном по ядерной программе будут отрицательные». Участниками сделки являются не только США и Иран, но и Китай, Великобритания, Франция плюс Германия. «Развал сделки чреват значительными негативными международными политическими, юридическими, экономическими и военными последствиями», — сказал Сажин. В частности, это «удар по режиму нераспространения ядерного оружия». «Если сделка рухнет, откроются различные лазейки для порядка 30 так называемых «пороговых стран», готовых создать собственное ядерное оружие», — заявил эксперт.

По ег словам, разрушение соглашения — «это подарок радикальным фундаменталистским консервативным силам в Иране, прежде всего Корпусу стражей исламской революции. У них появилась реальная надежда потеснить команду президента Роухани и вернуться на 5-10 лет назад к жесткой конфронтации со всем миром и, в первую очередь, с Западом, возобновить иранскую ядерную программу, причем с новыми политико-идеологическими целями – создания ядерного оружия уже без контроля МАГАТЭ и без оглядки на какие-либо переговоры».

Он напомнил, что за первые шесть месяцев 2017 года после смягчения санкций товарооборот Ирана и стран Европы составил почти 10 млрд евро, в то время как за тот же период в прошлом году этот показатель был равен 5,1 млрд евро. По некоторым данным, в 2017 году товарооборот достиг 28 млрд. долларов.

По мнению эксперта, сегодня судьба соглашения «висит на волоске».

Сергей ВАЛЬЧЕНКО, Женева.

Советуем посмотреть

Медведев оценил состояние отношений России и Евросоюза

МОСКВА, 18 окт – РИА Новости. Отношения России и Европейского союза переживают не лучшие времена, что стало …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.