Эксперт оценил озвученную Помпео стратегию США в отношении Ирана
Вашингтон пообещал Тегерану санкции за ядерную программу и за угрозы Израилю
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Подтвердив непредсказуемость политики Белого дома, Дональд Трамп в начале мая вышел из ядерной сделки с Ираном, несмотря на уговоры европейских коллег. Сегодня, 21 мая, США в лице госсекретаря Майка Помпео презентовали новую стратегию взаимоотношений с Ираном. Пойдет ли Вашингтон на диалог или предпочтет привычную тактику санкционного давления?
«Я надеюсь, что смогу заключить с ними (с Ираном, – «МК») хорошую сделку, справедливую сделку. Лучшую для них. Но мы не можем им позволить обладать ядерным оружием», – заявлял Трамп ранее в своем Твитере. В ходе выступления в негосударственном фонде «Наследие» госсекретарь Майк Помпео заявил, что Иран использовал финансовые выгоды от сделки для спонсирования военных кампаний на Ближнем Востоке. Надо полагать, в Сирии, где иранские силы в последнее время входят в жесткую конфронтацию с Израилем. В том, что в результате сирийского конфликта беженцами стали около 5 миллионов человек, Помпео также обвинил Иран.
Из речи Помпео можно сделать вывод, что новая иранская стратегия США состоит в том, чтобы вынудить Иран пойти на ряд уступок. Иначе ему грозят «самые жесткие санкции». В частности, Тегеран должен полностью отказаться от обогащения урана и никогда не заниматься переработкой плутония. Кроме того Иран должен прекратить финансирование террористических группировок и «отказаться от угроз в отношении своих соседей, многие из которых являются союзниками США». «В том числе отказаться от угроз уничтожить Израиль». В чем Белый дом проявляет завидное постоянство, так это в повсеместной поддержке Тель-Авива.
«Израиль – форпост американского влияния на Ближнем и среднем Востоке, – прокомментировал позицию США «МК» доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир ВАСИЛЬЕВ. – При Обаме отношения с этой страной у США весьма ухудшились, и сейчас республиканцы пытаются исправить ситуацию. Кроме того, в США очень могущественно произраильское лобби. Традиционно, исторически эти лоббисты поддерживали демократов. Сейчас республиканцы пытаются расколоть этот электорат и перенаправить финансовые потоки в свою сторону. Поддержка таких спонсоров как Сорос, Баффет существенна, и республиканцы пытаются показать, что именно они надежный союзник Израиля. Так что в этом вопросе внутриполитический мотив важнее внешнеполитического».
Помпео не обошел вниманием и вопрос о правах женщин в Иране, вспомнив недавние протесты против обязательного ношения хиджабов. Он привел это в качестве одного из доказательств несостоятельности существующего режима.
«В излагаемой нами сегодня стратегии мы хотим получить поддержку со стороны наших союзников и партнеров, как в регионе, так и по всему миру. Мы приветствуем любую страну, которой надоели угрозы применения ядерного оружия и жестокость режима, который создает атмосферу хаоса, направленную против невинных людей», – заключил госсекретарь Помпео.
В июле 2015 года Россия,США, Великобритания, Франция, Германия и Китай заключили соглашение с Ираном, в рамках которого Тегеран ограничивает свою ядерную программу взамен на снятие санкций. Дональд Трамп неоднократно критиковал сделку. Президент США называл договоренность «пагубной» для Соединенных Штатов.