Пятница , 17 Январь 2025
Home / Политика / Дума утвердила премьером Медведева, не ответившего на важнейшие вопросы

Дума утвердила премьером Медведева, не ответившего на важнейшие вопросы

Дума утвердила премьером Медведева, не ответившего на важнейшие вопросы

Кадровые ребусы и операция «Прорыв»

(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);

Госдума 374 голосами утвердила Дмитрия Медведева премьер-министром (против были 56 депутатов от СР и КПРФ). Так и хочется добавить: утвердила на новый срок. До него ни один российский премьер в постсоветское время не сидел безвылазно в своем кресле шесть лет подряд. Ничего другого от Думы никто и не ждал. Но это не значит, что кадровая интрига не состоялась. Ее сотворил сам новый старый премьер.

фото: кадр из видео

О чем говорит премьерское долголетие Медведева? Хотя не так. О чем оно должно говорить? О выдающихся качествах государственного деятеля, о его эффективности как государственного топ-менеджера. Есть эти качества в наличии?

До 7 мая Медведев не запомнился принципиальными самостоятельными решениями (если не считать перевод стрелок часов). Пожалуй, единственное исключение – это увольнение Алексея Кудрина с поста вице-премьера, случившееся 26 сентября 2011 года в прямом телевизионном эфире, тогда Кудрину не помогли и его реплики о том, что он «посоветуется с премьером», которым в тот момент был Владимир Путин.

Все важные содержательные решения, касавшиеся собственно работы правительства, перекладывались на Владимира Путина. Медведев организовывал их выполнение. Таким, впрочем, всегда было разделение труда в «тандеме» Путин-Медведев, сложившемся задолго до президентской рокировки 2008 года. Так что, возможно, Медведев заслужил оценку Путина, проводившего последнее правительство в отставку словами, что оно «сделало больше, чем могло». Хотя вряд ли правительство Медведева, в отличие от него самого, сделало все, что от него ожидалось.

Свое главное политическое решение Медведев принял, когда отказался баллотироваться на второй президентский срок и послушно уступил Кремль своему патрону. Такая лояльность в политике редка, и Путин ее высоко ценит. Хотя она больше говорит именно о Путине, сумевшем найти теневого сменщика, чем о Медведеве, который так из тени и не вышел.

Почему я написал, что Медведев не запомнился ни одним самостоятельным решением «до 7 мая»? Потому что 7 мая он назвал вице-премьеров своего нового правительства и, похоже, во многом это его собственное кадровое решение.

Путин в день своей четвертой инаугурации издал указ (конечно, майский) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Уже из названия следует, что от правительства требуется прежде всего стратегический подход, чего явно не хватает.

Предстоит, в частности, разработать 12 программ (национальных проектов) по названным в указе основным направлениям: от демографии, повышении средней продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году (без разделения на продолжительность жизни мужчин и женщин, что уже можно считать лазейкой для частичного решения поставленной задачи), развития здравоохранения, образования и экологии до роста производительности труда, цифровой экономики и создании прежде всего в обрабатывающих отраслях и сельском хозяйстве «высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий».

Стратегический подход требует нового построения работы правительства. А что 7 мая предложил Медведев?

Его перестановки среди вице-премьеров, говоря футбольным языком — это замены по позициям. Вместо Игоря Шувалова Антон Силуанов (пока министр финансов), в кураторы ВПК — Юрий Борисов (пока замминистра обороны), вместо Аркадия Дворковича — Максим Акимов (пока замглавы аппарата правительства).

Очень характерны для «нового» правительства миграции. Ольга Голодец из куратора социального блока, где ее должна заменить Татьяна Голикова (пока председатель Счетной палаты), превращается в куратора спорта, культуры и молодежной политики.

Покрывший себя допинговой славой Виталий Мутко не только не уйдет в отставку, но останется вице-премьером, теперь отвечающим за … строительство. Дмитрий Козак, «вице-премьер по особым поручениям», остается, но курирует теперь промышленность и энергетику. И «венец перемен» — возвращение Алексея Гордеева на прежний пост вице-премьера и одновременно министра сельского хозяйства.

Спрашивается: усиливается ли в результате целевой, стратегический подход в работе правительства? Кто будет начальником штаба операции «Прорыв»?

Похоже, что картина традиционна: майский указ об одном, а правительство – о другом. Указ – «о национальных целях и стратегических задачах», правительство – о текучке. Возможно, будет сделан упор на новые национальные проекты и персональную ответственность за их выполнение, но новых «стратегов» в правительстве не появилось.

Но ведь обсуждалось появление ответственного за стратегию вице-премьера Андрея Белоусова, нынешнего помощника президента?! Возможно, Медведев воспротивился появлению стратегического зама, дышащего ему в затылок, возможно, было решено оставить старое разделение труда, сохранив стратегию за Кремлем. Но тогда правительство остается в заведомой позиции «плохиша», постоянно не успевающего за указующим перстом из-за кремлевской стены. Что ж, к этому уже все привыкли. Как и к тому, что стратегия – это политика, а в правительстве не политики, а технократы. В результате Россия отстает по многим стратегическим направлениям. К чему, увы, тоже привыкли.

Есть и кадровые ребусы. Почему Медведев «сдал» Дворковича, своего верного оруженосца? Во-первых, сам Дворкович не блистал; во-вторых, случилось «дело Магомедовых», а это дагестанский коррупционный след, возможно, ведущий к Дворковичу, а через него к Медведеву; в третьих, Медведев обменял Дворковича на Константина Чуйченко, который в ранге вице-премьера возглавит аппарат правительства.

Чуйченко не только одногруппник Медведева по университету, но и самый доверенный его человек, знающий много тайн. Он не один год возглавлял юридический департамент «Газпрома», он же в свое время был исполнительным директором RosUkrEnergo, совместного предприятия «Газпрома» со структурами украинского предпринимателя Дмитрия Фирташа, занимавшегося посредническими операциями при поставках российского газа на Украину.

Пока остается без ответа вопрос о том, появится ли в структурах власти Алексей Кудрин. В принципе он может восполнить нехватку «стратегов», но явно не в правительстве, а, скорее, за кремлевской стеной, где анонимные источники прочат ему пост замглавы президентской администрации. Если это назначение произойдет, жизнь Медведева на посту премьера явно легче не станет. Впрочем, второй шестилетний срок Медведева на посту премьера – это было бы откровенно застойным признаком.

Читайте материал: «Новый срок Путина начался с разочарования по имени Медведев»

Советуем посмотреть

Медведев оценил состояние отношений России и Евросоюза

МОСКВА, 18 окт – РИА Новости. Отношения России и Европейского союза переживают не лучшие времена, что стало …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.