Авиавыставка «Фарнборо» осталась без российских самолетов и денег
Наш авиапром сэкономил миллионы долларов из-за запрета Лондона на показ военной техники РФ
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Российские производители авиатехники приняли окончательное решение не участвовать в международном авиакосмическом салоне Farnborough-2018, который пройдет в середине июля в Великобритании. На решение повлияли антироссийский курс официального Лондона, в частности, введенный им запрет на прилет и демонстрацию на авиасалоне военной авиационной техники из России. Организаторам авиасалона осталось только выразить сожаление по случаю потери авторитетного и состоятельного российского партнера, участвовавшего во всех выставках, начиная с конца 80-х годов прошлого века. «МК» постарался выяснить, сколько денег не досчитаются британцы и сколько сэкономил российский авиапром, проигнорировав Farnborough-2018.
Выставка Farnborough проводится раз в два года, по четным годам и чередуется с французским Ле Бурже и российским МАКС, которые проходят в нечетные годы. В 2016 году, например, в Лондон на выставку привозили свои экспонаты и отправили делегации такие фирмы, как «Ильюшин», «Иркут», «Ростех», «Сухой», «Вертолеты России», Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и авиакомпания «Волга-Днепр», эксплуатирующая сверхтяжелые самолеты Ан-124-100 «Руслан».
Британская выставка относится к самым престижным. Но и к самым дорогим. Российским авиапром традиционно был участником этой выставки, конечно, не в надежде на то, что Великобритания-член НАТО приобретет партию «мигов» или «сушек». У Североатлантического альянса есть свой военный авиапром, который не будет делиться дорогими заказами. Британскую выставочную площадку представители России использовали прежде всего в качестве удобного места для встреч с покупателями из стран Азии, Африки, Латинской Америки. Ну, и конечно, для демонстрации летного превосходства наших самолетов. Кстати, решение Лондона запретить показ наших военных самолетов на своей выставке многие эксперты расценили именно как проявление недобросовестной конкуренции.
Реакция российского авиапрома была предсказуема. Решено не вести в Лондон не только военную авиатехнику, но и гражданскую. Переговорной площадкой в Лондоне решили пожертвовать в пользу выставок в тех регионах, где российскую продукцию ценят и уважают — в Азии, Африке, Латинской Америке. Кроме того, решено ударно представитель возможности российской военной авиации на военно-техническом форуме «Армия», который пройдет в августе в Кубинке. Ожидаются, что ее посетят десятки потенциальных заказчиков из дальнего зарубежья.
С другой стороны, от того, что представители нашего авиапрома не поедут в Лондон удалось сэкономить немалые средства. Как рассказал «МК» информированный источник в авиационной отрасли, участие в такой выставке, как Farnborough — дело не дешевое.
— Например, чтобы отправить на выставку самолет или вертолет для участия в демонстрационных полетах, необходимо потратить более $1 млн. В эту стоимость входят расходы на перегон самолета туда и обратно, на заправку, получение всех разрешений. Плюс нужно отправить транспортный самолет с техническим персоналом. Обеспечить всем достойное размещение, питание. Даже за сами демонстрационные полеты приходится платить. В результате «набегает» такая большая сумма, — сказал собеседник «МК».
По его словам, даже если авиационная фирма примет решение не отправлять на выставку натурные образцы, расходы тоже будут немалыми. Особенно в такой дорогой стране, как Великобритания.
— Нужно арендовать шале для переговоров, сделать представительный выставочной стенд, привести делегацию для переговоров, включая обслуживающий персонал, переводчиков. Все это обходится в десятки, если не сотни тысяч долларов, — рассказал собеседник «МК».
Отказ российских производителей авиатехники от участия в западной авиавыставке, скорее всего, не последний. По крайней мере, как сказали «МК» в госкорпорации «Ростех», в которую входит «Рособоронэкспорт», российский спецэкспортер вооружений не будет участвовать в международной военно-морской выставке «Евронаваль» и выставке сухопутных вооружений «Евросатори», которые пройдут во Франции. «Переговорный процесс на этих площадках, к сожалению, либо затруднителен, либо пока вообще невозможен, как в случае с Фарнборо», — сказал представитель «Ростеха». Скоро, кстати, предстоит принимать решение об участии или неучастии наших фирм во французском авиасалоне Ле Бурже-2019.
Итак, во всей этой ситуации есть и плюсы, и минусы. Чего больше — покажет время. По крайней мере, ясно одно: российский авиапром учится работать в условиях санкций и недобросовестной конкуренции. Очень хочется, чтобы ему это удалось.