Адмирал Катасонов прокомментировал украинское пиратство в Азовском море: «Проморгали пограничники»
Экс-командующий ЧФ считает, что соседи обнаглели
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Российское правительство готовит меры по пресечению украинского пиратства. Обеспечивать безопасность рыбаков на северо-востоке Азовского и Черного морей намерен Черноморский флот, а в Росрыболовстве создали оперативную группу, которая будет координировать действия моряков и погранслужбы России. Украина же пошла вразнос и заявила, что будет задерживать все корабли, что заходят в крымские порты.
Пошла третья неделя пребывания наших моряков в заложниках. Улов, которым полны трюмы «Норда», начал тухнуть. И уже реально стал представлять угрозу не только для наших рыбаков, которые не могут покинуть судно и вынуждены терпеть зловоние, но и для акватории Бердянска. Ведь если эту тухлятину скинуть за борт, мало не покажется всему городу.
Поэтому украинские пограничники, наглумившиеся над экипажем вволю, на этот раз решили проявить «милосердие». На судно был отряжен местный санэпиднадзор, который должен решить, что делать с тухлой рыбой. В отношении же капитана судна Владимира Горбенко, доставленного в среду вечером в больницу с острым гипертоническим кризом, человеколюбия проявлено не было. Уже утром в четверг его вернули в камеру СИЗО… Генпрокуратура Украины заявила, что российские моряки смогут вернуться в Керчь, когда будет вынесено судебное решение по капитану и экипажу. Но его пока нет…
Для понимания ситуации еще раз поясним, в чем обвиняют экипаж и за что собираются сажать на пять лет капитана «Норда». Официально предъявленное ему обвинение звучит так: «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства».
Его обычно предъявляют россиянам и иностранцам, которые прибыли в Крым с территории России, минуя украинские погранпосты. Украинцы и рады бы наказать все те сотни тысяч человек, которые посещают Крым. Однако руки не дотягиваются. Но в отношении «Норда» даже это обвинение нелепо, а ситуация выглядит верхом абсурда: рыбаки живут в Керчи. Там же работают — в Керченском рыболовецком колхозе. Они никуда не въезжали-выезжали из своего дома. Просто пошли утром на работу — на сейнер.
Рыбу ловили в водах общего пользования, в украинские воды не заходили. Пока на них не совершило налет погрансудно Незалежной и силком не утащило в Бердянск. Таким макаром украинские «боевые погрангруппы» начнут скоро граждан РФ в Ростовской области хватать, увозить на свою территорию и придумывать им разные обвинения. Это пиратство чистой воды, никакой правовой подоплеки под этим нет. Единственное предположение, что сделано это в целях провокации: чтобы вызвать ответные действия России и опять обвинить ее в агрессии. Поэтому если ответ и нужен, то очень и очень асимметричный.
Украина же продолжает нагнетать ситуацию. Накануне ее госпогранслужба пригрозила задерживать все суда, выходящие из портов Крыма без согласования с Киевом. Понятно, что главе украинских пограничников Олегу Слободяну вскружил голову успех «боевой операции» по захвату мирного рыболовного сейнера с экипажем из десяти человек. Наставленного на рыбаков пулемета хватило, чтобы положить людей лицом в палубу. Но что было бы с этим пулеметом, если бы рядом с нашим сейнером находился ракетный катер ЧФ? А именно так сейчас планирует сопровождать рыболовные суда наша сторона.
И главное — не понятно, какими силами украинские пограничники намерены тормозить все морские суда. На Азовском море, напомним, украинская флотилия сейчас контролирует побережье от Широкино до Стрелкового. Соответственно, прилегающий морской участок совсем небольшой. Это такое мини-озеро, в котором Украина может чувствовать себя полноправной хозяйкой. Все остальное — не ее воды.
После того, как Крым воссоединился с Россией, в Бердянск из Керчи ушло 11 катеров береговой охраны. Против Черноморского флота с его 46 кораблями различного класса это — тьфу. И ожидать помощи Азовской флотилии из Одессы не приходится: Керченский пролив контролирует Россия, и он надежно прикрыт «Бастионами».
Что же касается кораблей, которые заходят в другие порты Крыма, то тут еще забавнее. Во-первых, не понятно, как Украина собирается их отслеживать, во-вторых, если этот корабль добровольно не пойдет в украинские воды, а отправится в Россию ли, в Турцию, то не будут же хлипкие катера Незалежной их по всему Черному морю ловить. Во-первых, не догонят. А во-вторых, после первой же попытки Украина получит обвинение не просто в мелком «азовском хулиганстве», а в международном пиратстве.
Командование ЧФ уже заявило о готовности патрулировать северо-восток Азовского и Черного морей для защиты судов от «обозначившейся угрозы украинского государственного пиратства». В частности, рыбопромышленникам разослали рекомендации о порядке выхода на промысел в Азовском море. Теперь они должны уведомлять о передвижениях пограничников и в случае чрезвычайно ситуации выходить на связь на определенной частоте.
О том, какие методы борьбы с пиратством необходимо принять, «МК» спросил у экспертов.
Адмирал Игорь КАСАТОНОВ, бывший командующий Черноморским флотом:
— Нарушения морского права Украиной есть, и с этим нужно разбираться. Но прежде всего нужно думать на перспективу — поддерживать тот порядок и господство ЧФ в Черном и Азовском морях, который сложился. Тут, конечно, наши пограничники проморгали, раз соседи так обнаглели. Необходимо защищать рыболовные судна — пусть их сопровождают наши пограничники. Нужно четко регламентировать границы зон в Азовском море, разместить в этих местах дивизион. Однако все это процесс переговорный, на который Украина не способна.
Константин ЗАТУЛИН, первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками:
— Другого способа остановить разбойника, кроме как дать ему жесткий отпор, на мой взгляд, не существует. Украинские директивы о захвате кораблей, которые выходят из крымских портов, — из ряда вон выходящие, вопиющие.
Представим себе, например, что Греция или, допустим, Республика Кипр, состоящая с 1974 года в конфликте с Турцией и так называемой Республикой Северного Кипра, вдруг заявили, что плавсредства, выходящие из портов Северного Кипра, будут захватываться греческими кораблями. Это неминуемо привело бы к военному столкновению…
Если практика захвата наших судов продолжится, это не обязательно приведет к полномасштабному военному столкновению, но точно — к эпизодам войны на море. При этом любой находящийся в здравом уме и сколько-нибудь знакомый с ситуацией эксперт скажет вам, что у Украины нет ни сил, ни возможностей конкурировать с Российской Федерацией на море. Ни на Азовском, ни на Черном. Их военно-морские силы находятся сегодня в крайне плачевном состоянии. Так что Украине надо основательно подумать, прежде чем начать реализовывать этот сценарий.