В Москве начался снос здания Таганской АТС на Покровском бульваре, построенной в 30-х годах прошлого века в конструктивистском стиле. История со сносом вызвала нешуточный резонанс в последние дни среди москвичей. Была создана петиция в защиту дома на сайте change.org, а сувенирная компания Heart of Moscow выпустила значки в виде здания. Наталья Душкина, архитектор, историк архитектуры и градостроительства, член Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест ICOMOS, рассказала «Газете.Ru» о том, что не так в истории про снос Таганской телефонной станции в Москве.
— Как получилось, что было принято решение о сносе телефонной станции на Покровке?
— Некоторое время назад станции были приватизированы АФК «Система» Владимира Евтушенкова, и у прежнего владельца — МГТС — в связи с модернизацией технологий необходимость содержать такого типа станции отпала. Соответственно, новый подрядчик, вероятно, подумал, что если он владеет самими системами МГТС, то все здания этой структуры ему принадлежат. В том числе и Таганская телефонная станция на Покровке.
Это здание с очень красивым фасадом, потрясающей архитектурой. Достаточно взглянуть на то, как пропорционально оно выполнено, с контрастным соотношением глухих поверхностей и перфорированных длинных тонких полос, с замечательной стеклянной вставкой, которая отделяет глухую плоскость от облегченной. Люди просто решили снести все эти станции. И на их месте в Москве будут строить коммерческую недвижимость. История вопроса заключается именно в этом.
— Наверняка были какие-то протесты со стороны профессионального сообщества и активистов. Почему это здание так и не признали памятником архитектуры?
— Естественно, историки архитектуры, общественные градозащитные организации буквально бились за эту станцию, неоднократно обращались в Мосгорнаследие, подавали заявку на постановку под охрану, разрабатывали альтернативные планы, которые были бы более выгодны, чем полный снос здания. Есть архитекторы, которые, как, например, Николай Лызлов, вызывались на совершенно безвозмездной основе разработать проект приспособления здания под новую функцию.
Наталья Душкина. Фото: cultinfo.ru
Недавно был получен ответ, что здание станции на Покровке не соответствует той шкале ценностей, которая сейчас установлена департаментом культурного наследия.
Оно не добирает 200 баллов до того, чтобы его признали памятником архитектурного наследия.
Я считаю, эта система рассчитана не на экспертную оценку, а на работу чиновника, вероятно даже не имеющего соответствующего профильного образования или той глубины знаний по истории архитектуры этого периода, которая необходима для вынесения такого вердикта.
Во время работы комиссии значительное число экспертов выступило против сноса Таганской телефонной станции. Однако решение о сносе все равно было принято, по-видимому, были заключены инвестиционные контракты под заранее задуманный на этом месте проект.
Вообще же сооружения 20–30-х годов ХХ века — абсолютно незащищенный слой культурного наследия, если, конечно, не обладают статусом памятников архитектурного наследия. А ведь Москва именно из-за таких сооружений стала привлекательным местом для изучения и любования архитектурой раннего русского модернизма, которая известна во всем мире. Этот пласт построек в настоящее время безжалостно вырезается, на его место приходит архитектура заведомо низшего качества. Иначе как выхолащиванием историко-культурного наследия Москвы это не назовешь.
— Каким будет новое здание?
— На месте станции построят жилой комплекс премиум-класса на 9,8 тыс. кв. м. Здание будет принадлежать «Апарт комплексу», и уникальный модернистский проект превратится в заново отстроенную элитную коммерческую недвижимость в дивном месте на Покровском бульваре. Строители уже умудрились на бульваре спилить древние липы, которые стояли вокруг здания.
С точки зрения архитектурного вкуса проект нового здания во многом уступает тому зданию, которое сейчас приговорено к сносу.
Я могу вынести такой вердикт как историк архитектуры, окончивший архитектурный институт и работающий в этой области уже много лет.