Несколько семей, защищавших парк «Торфянка» от строительства храма Русской православной церкви, стали фигурантами уголовного дела по статье об оскорблении чувств верующих. Обыски прошли рано утром в понедельник в семи квартирах, всего же было задержано 13 активистов. Противники строительства храма связывают происходящее с недавним заявлением патриарха Кирилла, который дал сигнал не сдаваться и «сохранить крест от поругания».
В понедельник утром правоохранители провели обыски и задержания в нескольких семьях активистов, выступающих против строительства храма в парке «Торфянка» в Лосиноостровском районе. «Соседи слышали стуки в дверь и угрозы, если не откроют — дверь взломать», — написала в своем фейсбуке журналистка Мария Эйсмонт. По некоторым данным, среди 13 задержанных активистов парка «Торфянка» были двое детей (впоследствии эта информация была опровергнута). Всего обыски прошли в семи квартирах.
Известно, что после обысков в Следственный комитет попали Наталья Федорова, Борис Федоров, Дарья Федорова, Евгений Лебедев, Валентина Лебедева, Павел Алексеев, Владислав Кузнецов, Светлана Кузнецова и еще один задержанный активист Сергей Макаркин. Как рассказал «Газете.Ru» один из активистов движения в защиту «Торфянки» Антон Антонов-Овсеенко, сейчас правоохранители отпустили четверых задержанных: супругов Лебедевых, а также отца и дочь Федоровых, при этом мать 17-летней девушки остается у следователя.
«Пока все, кого отпустили, имеют статус свидетелей, им вручены повестки о том, чтобы они явились на допрос завтра», — сообщил активист. По его словам, само задержание сопровождалось грубым применением силы и было необоснованно жестким.
«Людей без предупреждения клали на пол, ничего не объясняли. В задержании участвовали бойцы спецподразделений с кинологами.
На задержание одной из активисток в 6.00 утра приехали корреспонденты НТВ. Не исключено, что правоохранители намеренно сообщили им о грядущей операции, — сказал Антонов-Овсеенко, — Сейчас мы не можем понять, в каком отделении СК находится Марина Веригина и ее муж Владимир Гречанинов. Пытаемся, как можем, их найти».
Как выяснила «Газета.Ru», еще одним фигурантом дела об оскорблении чувств верующих стала Наталья Култунина — секретарь местного отделения КПРФ. В понедельник утром ее не было дома, поэтому задержать ее правоохранителям не удалось. Из ее квартиры были изъяты информационные носители, плакаты, ноутбуки и партийные документы.
Кадр с телеканала НТВ
Всем задержанным вручили повестки по статье 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий). Таким образом,
противников строительства храма будут судить по той же статье, которую вменяют блогеру Руслану Соколовскому, ловившему покемонов в храме.
Официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко заявила «Би-би-си», что пока не владеет информацией о задержаниях и их причинах. В пресс-службе СК по Москве «Газете.Ru» сказали, что пока комментировать ситуацию не будут.
Один из оппонентов защитников «Торфянки», руководитель общественного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин в беседе с ТАСС связал обыски и задержания с рядом поданных заявлений о неправомерной деятельности участников инициативной группы: «Мы неоднократно писали заявления о возбуждении уголовных дел по фактам в том числе вандализма и экстремизма. Неправомерные действия, которыми занимались задержанные, были направлены на травлю как прихожан, так и настоятеля храма иерея Олега Шалимова, который несколько раз подвергался нападениям у парка».
В свою очередь, адвокат движения «Сорок сороков» Оксана Михалкина заявила, что обвинение может также расшириться статьей 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).
Сами защитники парка от застройки РПЦ причиной происходящего называют недавнее заявление патриарха Кирилла, который объяснил продолжающееся противостояние противников и сторонников строительства храма необходимостью «сохранения креста от поругания».
«Недавно на имя патриарха Кирилла мы подали 500 обращений с просьбой выбрать замену «Торфянке» из представленных ранее 20 альтернатив. Однако после этого патриарх заявил, что люди в парке идут против веры, а задача церкви — не идти на попятную. Я связываю сегодняшние события именно с этим», — заявил РБК защитник парка Михаил Барботкин.
Драки и демонтаж креста
Конфликт вокруг строительства храма Казанской иконы Божией Матери в «Торфянке» разгорелся летом 2015 года, когда стало известно, что в рамках проекта «200 храмов» там может появиться новая церковь. С тех пор местные жители и активисты дежурили в парке, чтобы этого не допустить: по их убеждению, возведение храма нанесет ущерб экосистеме «Торфянки» и лишит местных жителей значительной части зеленой зоны. Однако у строительства церкви появились и сторонники: в поддержку стройки выступили участники организаций «Божья воля» и «Сорок сороков». Последние неоднократно вступали в конфликты с противниками строительства.
Местные жители обратились в прокуратуру, после чего надзорное ведомство выявило нарушения в ходе реализации проекта. В частности, «оповещение о публичных слушаниях по поводу строительства не было опубликовано в местных средствах массовой информации Лосиноостровского района Москвы, что повлекло нарушение прав граждан на участие в публичных слушаниях, затрагивающих их интересы при осуществлении градостроительной политики в Москве». Прокуратура также потребовала «устранить выявленные нарушения и привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, их допустивших». В итоге местные власти назначили новые слушания.
В октябре прошлого года стало известно, что новый участок под храмовое строительство был выделен по адресу: Анадырский проезд, владение 8.
Однако конфликты между сторонниками и противниками строительства храма после этого не закончились. В конце августа этого года 12 активистов попытались демонтировать крест, воздвигнутый на предполагаемом месте строительства храма, при этом были задержаны Борис Федоров и Евгений Лебедев. Ранее, в апреле, в парке «Торфянка» произошла драка между активистами и членами движения «Сорок сороков». В результате пострадал помощник депутата Госдумы от партии КПРФ Александра Потапова Владислав Кузнецов, который пытался разнять участников конфликта.