Экономический кризис негативно сказался на материальном положении российских граждан: цены растут, а реальные доходы населения падают, к тому же на многих предприятиях задерживают или сокращают заработную плату. Согласно данным Росстата, численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума за январь – сентябрь 2015 года составила 14,1% от общей численности россиян, в 2014 году этот показатель составлял 11,2%. Цены на продукты первой необходимости продолжают расти, что приводит к дальнейшему распространению бедности и превращению ее в устойчивое, затяжное социальное явление. Падение уровня жизни населения приводит к росту социальной напряженности, сокращению покупательной способности населения, что в свою очередь еще больше усугубляет кризисные явления в экономике. Возникает замкнутый круг, который невозможно разорвать без мер государственной социальной поддержки нуждающихся. В связи с этим депутаты Госдумы от партии КПРФ внесли законопроект, который предусматривает оказание государственной социальной помощи лицам, оказавшимся за чертой бедности в условиях экономического кризиса. Так как действующее законодательство не использует такие понятия как «бедность» и «кризис», авторы законопроекта считают необходимым законодательно признать, что в стране существует бедность и что страна переживает кризис. Законопроект вводит определение лиц, находящихся за чертой бедности, – это лица, доход которых (среднедушевой доход в семье которых, если у них нет собственного дохода) ниже установленной величины прожиточного минимума, умноженной на коэффициент 1,3. Необходимость введения данного коэффициента диктуется тем, что, несмотря на резкое падение реальных доходов населения, Правительство не только не планирует увеличивать прожиточный минимум в соответствии с уровнем инфляции, но и полагает возможным его уменьшение. Более того, установленный в стране прожиточный минимум в целом представляется нереалистичным, не позволяющим удовлетворить первоочередные жизненные потребности человека. Повышающий коэффициент 1,3, предложенный в рамках законопроекта, позволяет приблизить доход малоимущих граждан в среднем к 12,5 тыс. рублей в месяц. Законопроект предусматривает ежемесячные социальные выплаты лицам, чей доход ниже прожиточного минимума, умноженного на коэффициент 1,3. Размер этой выплаты рассчитывается как разница между среднемесячным доходом лица (среднемесячным среднедушевым доходом в его семье, если лицо не имеет самостоятельного дохода) за три месяца, предшествующие месяцу назначения выплаты, и величиной прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы в регионе, где данное лицо постоянно проживает, умноженной на коэффициент 1,3. Выплата производится в форме безналичного перечисления средств на специальный социальный счет, а расходование средств осуществляется с помощью электронной расчетной карты. Средства ежемесячной социальной выплаты могут расходоваться на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, лекарственных препаратов, медицинских изделий, оплату услуг, в том числе ЖКУ. Использование безналичных расчетов и введение ограничений на использование средств, перечисляемых гражданам в качестве социальных выплат, необходимо, чтобы исключить использование этих средств для приобретения товаров и услуг, не являющихся товарами и услугами первой необходимости. Так, например, средства ежемесячной социальной помощи не могут расходоваться на приобретение алкогольной и табачной продукции. Отдельно авторы законопроекта предлагают ряд мер, направленных на изыскание средств для осуществления государственной социальной помощи нуждающимся. Во-первых, предлагается перераспределить расходы федерального бюджета, сократив на четверть те расходы, которые государство тратит на себя, свой силовой блок и свои военные операции. В действующем федеральном бюджете общегосударственные расходы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а также так называемые «секретные» статьи, которые также, в основном, предполагают финансирование госаппарата, обороны и безопасности, составляют почти 40% бюджета страны, что является нецелесообразно высокой долей в условиях кризиса. Во-вторых, предлагается ввести прогрессивную ставку НДФЛ, которая коснется лишь незначительной части населения – только лиц со сверхдоходами. Установить повышенные ставки НДФЛ предлагается для лиц, чей годовой доход превышает 3,6 млн рублей. Это позволит избежать увеличения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес и не ухудшит положение представителей среднего класса. При этом согласно расчетам экономистов, даже при прогрессивной шкале, затрагивающей лишь наиболее богатую часть населения РФ, можно увеличить годовой сбор НДФЛ на сумму порядка 600 млрд рублей. К тому же, данная мера может смягчить остроту проблемы социального неравенства в стране, которая только усугубляется в связи с кризисом и распространением бедности. Наконец, еще в качестве еще одного потенциального источника средств для федерального бюджета авторы законопроекта видят сокращение коррупционной составляющей, включая коррупционную «нагрузку» на бизнес и возвращение незаконно приобретенного имущества в казну. За счет реальных мер по борьбе с коррупцией можно было бы высвободить средства значительно превышающие сумму, требуемую для реализации законопроекта. На сегодняшний день политика в сфере противодействия коррупции не работает, что ярко продемонстрировало «дело Сердюкова-Васильевой». Эти и другие меры, в том числе, например, ограничение избыточных расходов на содержание персонала в госкорпорациях, позволят изыскать средства, необходимые для реализации законопроекта и оказания социальной помощи нуждающимся.
Публикации в СМИ:
ТАСС