МОСКВА, 28 фев — РИА Новости. Февральский снегопад в столице не только вошел в пятерку самых сильных за всю историю городских метеонаблюдений, но и занял в этом списке первое место. Пока европейцы обсуждали в соцсетях огромные московские сугробы, в Москве продолжалась обычная жизнь: общественный транспорт и метро работали, горожане ходили на работу.
РИА Новости отвечает на главные вопросы о «снегопаде столетия».
Неужели для России такой снегопад — аномалия?
Да, для Центральной России это действительно рекорд. Климатическая норма на зиму составляет 152 сантиметра снега, сообщили в комплексе городского хозяйства, а тут снежный покров достиг 202 сантиметров. Причем четверть этого объема выпала со 2 по 5 февраля: 50 сантиметров — это 136% февральской нормы.
Ситуацию осложнило то, что «снегопаду столетия» предшествовал еще один (29-31 января). Хотя он был и менее интенсивным, но тоже вошел в список рекордных. За два дня выпало 36 сантиметров. Снег не останавливался и между двумя метелями: за две недели на Москву выпало 114 сантиметров снега.
Но прошлые зимы также были снежными. Почему не было проблем с уборкой сугробов?
И прошлая, и позапрошлая зимы были достаточно снежными, но особых неприятностей они коммунальным службам не доставили, и вот почему.
В сезоне 2015-2016 года, к примеру, снега выпало заметно выше нормы — 253 сантиметра. Но большие интервалы между «снежными зарядами», как их называют метеорологи, позволили, во-первых, сработать противогололедным материалам, во-вторых, коммунальные службы убирали и вывозили снег поэтапно. В этом сезоне в дни снегопада были низкие температуры, снег не таял, сугробы уплотнились, убирать их было намного сложнее.
Аномальный снегопад обрушился на Москву 3-5 февраля: тогда выпало до 49 сантиметров снега, или 136% месячной нормы. Неделей ранее, 29-31 января, также был установлен рекорд — 36 сантиметров. Расчисткой улиц одновременно занимались более 17 тысяч единиц снегоуборочной техники, а также около 70 тысяч работников коммунальных служб.
«Даже в зиму 2012-2013 года, самую снежную за последнее время, больше 40 сантиметров одновременно не выпадало. Но движение в городе тем не менее не остановилось: машины ехали, пешеходы шли по своим делам», — заявлял после «снегопада века» заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.
В конце февраля с необычным холодом столкнулись и европейские страны. В Риме выпавший в понедельник снег и вовсе парализовал жизнь города. Снежный покров в итальянской столице местами достигал 10 сантиметров. В результате прекратили работу не только школы и дошкольные учреждения, но и многие государственные конторы, банки, магазины, бары и рестораны.
Снег выпал еще южнее — в Неаполе. Такого не случалось с 1956 года. Школы в этом итальянском городе были закрыты по распоряжению департамента образования.
Проблемы начались и на транспорте. Автобусное движение было прекращено, приостановили и работу метрополитена. Большинство таксистов отказывались перевозить граждан, делая исключение только для поездок на самые короткие расстояния. Кроме того, временно приостановили работу неаполитанского международного аэропорта Каподикино.
Во Франции морозы уже унесли несколько жизней: там насмерть замерзают бездомные. Двадцать седьмое февраля стало самым холодным днем за всю зиму. Антициклон, который местные СМИ окрестили как «феномен «Москва — Париж», продолжает охлаждать воздух, во многих регионах столбики термометров непривычно опустились ниже нуля.
Рекордное количество снега пришлось убирать на Среднем Западе в США — там высота сугробов достигала 20-35 сантиметров. Подобная отметка для региона нехарактерна: по данным CNN, за период с 1884 года в Чикаго лишь девять раз снежный покров превышал 30 сантиметров.
Около полутора тысяч рейсов были отменены и около тысячи отложены в аэропортах центральных штатов, а большинство государственных школ в Чикаго и Детройте были закрыты.
Британцы в этом месяце боролись с циклоном под названием «Чудовище с Востока». В Лондоне он практически не ощущается, а вот в остальных частях страны, по данным региональных СМИ, закрыты сотни школ. Кроме того, начались перебои с транспортом.
Во вторник, 27 февраля, власти Великобритании объявили так называемое «оранжевое» предупреждение (вторая степень опасности) для целого ряда регионов, в том числе запада и северо-запада Англии, Лондона, Северо-Восточной Англии, Шотландии и Йоркшира.
На Украине из-за сильных снегопадов в ночь с 27 на 28 февраля без электричества остались почти 100 населенных пунктов в 11 областях.
От аномальных осадков пострадали Харьковская, Запорожская, Сумская, Черниговская, Херсонская области и другие регионы. В начале февраля Украина уже попадала под удар стихии. Тогда без света остались 150 населенных пунктов.
$(function(){
$(«.b-inject[id=’inject_1515397165′] .b-slideshow»).riaSlideshow({
owl : {
autoplay : false
}
});
if($.fn.riaShareMedia instanceof Function ) {
$(‘.b-share-media__inject-slideshow’).riaShareMedia({
callbackOpenMain : function(){
this.$el.parents(‘.b-slideshow:first’).data(‘riaSlideshow’).navHide();
},
callbackCloseMain : function(){
this.$el.parents(‘.b-slideshow:first’).data(‘riaSlideshow’).navShow();
},
callbackOpenMore : function(){
this.$el.parents(‘.b-slideshow:first’).data(‘riaSlideshow’).navHide();
},
callbackCloseMore : function(){
this.$el.parents(‘.b-slideshow:first’).data(‘riaSlideshow’).navShow();
}
});
}
});
Выходит, февральский снегопад был рекордным, а службы работали как обычно?
Нет, в период сильных снегопадов коммунальные службы Москвы работали в усиленном режиме. Круглосуточно и единовременно улицы Москвы убирали до 17 тысяч единиц техники, в работах были задействованы 70 тысяч сотрудников коммунальных служб. С учетом рекордного количества снега руководство комплекса городского хозяйства сразу определило приоритеты: сначала расчищали крупные магистрали для проезда общественного транспорта и оперативных служб, затем — улицы, крыши зданий и дворы.
Примечательно, что транспортный коллапс так и не наступил. Пробки, безусловно, были — до девяти баллов против шести-семи обычных в вечерний час пик, но в целом город ехал.
Чтобы Москва не встала в пробках, частоту технологических операций увеличили в четыре-пять раз. Речь идет, к примеру, о «сплошных прометаниях», когда колонна техники одновременно чистит всю ширину проезжей части.
Благодаря круглосуточной работе, удалось избежать закупорки основных транспортных артерий, обойтись без серьезных затруднений в работе общественного транспорта, а также не допустить увеличения числа ДТП до критического уровня.
Если все так хорошо, почему спустя три недели не очищены все дворы?
Потому что в отдельных дворах невозможно использовать технику, там снег убирают только вручную. При этом одной из особенностей «снегопада столетия», как и сезона 2015-2016 года, стала стабильно минусовая температура. Снег, во-первых, не тает, во-вторых — существенно уплотняется. Эффективность ручного труда падает, и уборка происходит не так быстро, как хотелось бы.
Шнекороторный снегоочиститель АМКОДОР 9531-03 — это настоящий дорожный монстр на шестиколесном шасси Урал-4320-41. Такие же применяются при расчистке аэродромов после снегопадов. Мощность этой машины — до 1300 тонн снега в час.
Снегопогрузчик СНП-17, или «Золотые ручки», предназначен для погрузки снега в кузов грузовиков при помощи конвейерной ленты и двух специальных лап, работающих поочередно. Поэтому СНП-17 и его аналоги называют лаповым погрузчиком. Его мощность — до 300 кубометров снега в час. Это примерно равняется объему кузовов 30 КамАЗов.
Вакуумная коммунальная машина ЭД300К на шасси КамАЗа в зависимости от времени года способна в одиночку заменить сразу четыре единицы техники: трактор со щеткой, «поливалку», фронтальный погрузчик и самосвал. Зимой эта машина одновременно чистит дорожное полотно и распределяет противогололедные материалы.
ЭДК500К на базе КамАЗа — «старший брат» предыдущей модели. Эта техника устанавливается на КамАЗы, Mercedez, Volvo, Scania и другие шасси. Зимой она может одновременно обрабатывать дорогу противогололедными материалами и чистить ее с помощью фронтального ковша (плуга), щеток и грейдерных отвалов.
Mercedes-Benz Unimog U400 — еще один хит, но уже в мировом масштабе. Unimog означает Universalmotorgerät, то есть буквально «универсальное транспортное устройство». Впервые такой грузовик создали в 1945 году, а уже в 1951-м производство купил концерн «Даймлер-Бенц». С тех пор этот бестселлер активно используется как военная, сельскохозяйственная, строительная и, конечно, коммунальная спецтехника.
Сравнительно маленькая трехтонная многофункциональная машина Holder S990 становится незаменимой при уборке тротуаров от снега. Полный привод помогает водителю уверенно двигаться даже в условиях сильных заносов, а мощная гидравлика позволяет использовать широкий спектр навесного оборудования — от щетки до шнекороторного снегоочистителя.
$(function(){
$(«.b-inject[id=’inject_1513373379′] .b-slideshow»).riaSlideshow({
owl : {
autoplay : false
}
});
if($.fn.riaShareMedia instanceof Function ) {
$(‘.b-share-media__inject-slideshow’).riaShareMedia({
callbackOpenMain : function(){
this.$el.parents(‘.b-slideshow:first’).data(‘riaSlideshow’).navHide();
},
callbackCloseMain : function(){
this.$el.parents(‘.b-slideshow:first’).data(‘riaSlideshow’).navShow();
},
callbackOpenMore : function(){
this.$el.parents(‘.b-slideshow:first’).data(‘riaSlideshow’).navHide();
},
callbackCloseMore : function(){
this.$el.parents(‘.b-slideshow:first’).data(‘riaSlideshow’).navShow();
}
});
}
});
Откуда возникали сугробы на уже расчищенных улицах? Например, в центре?
В этом специфика некоторых московских улиц, особенно центральных. В ЦАО расположены почти 14 тысяч нежилых объектов недвижимости: офисов, зданий госучреждений, школ, вузов. Одних посольств и представительств иностранных государств — 161 здание. Крыши и территории вокруг них очищаются от снега силами управляющих организаций, а не городских служб. При этом работать они должны по тем же регламентам, чтобы весь процесс был синхронизирован.
Однако многие управляющие организации действовали не столь оперативно и часто просто передвигали свой снег на уже очищенные улицы. Из-за этого городской технике и рабочим приходилось по нескольку раз возвращаться на одни и те же участки и вывозить все новые и новые валы.