Вера Савченко не может покинуть Россию из-за уголовного дела об оскорблении судьи из Чечни. В настоящее время сестра приговоренной к 22 годам летчицы находится в генконсульстве Украины в Ростове-на-Дону, пока Киев пытается разрешить ситуацию по дипломатическим каналам. Адвокаты самой Надежды Савченко уверены: таким образом российские власти оказывают давление на летчицу, которая сейчас подписывает документы об экстрадиции на Украину.
Пока украинская летчица Надежда Савченко, приговоренная к 22 годам колонии общего режима по делу о гибели журналистов ВГТРК, подписывает документы об экстрадиции на родину, ее сестра Вера познает на себе все «прелести» судебной системы России. Накануне женщину задержали на российско-украинской границе, ей объявили, что она находится в федеральном розыске по делу об оскорблении судьи.
Веру Савченко задержали на границе с Украиной. На пропускном Чертково. Забрали паспорт. Она в федеральном розыске по грозненскому делу
— Mark Feygin (@mark_feygin) April 27, 2016
Два дня назад Вера приехала в Россию, чтобы встретиться со своей сестрой.
Через границу ее пропустили без проблем, она повидалась с Надеждой, а на обратном пути на пограничном контроле возникли сложности.
«Ей сказали, что она объявлена в розыск в связи с грозненским делом, по которому она проходит обвиняемой в оскорблении судьи, — рассказал «Газете.Ru» адвокат адвокат Надежды Савченко Николай Полозов — Ее пытались задержать, забрали паспорт, но туда приехал генеральный консул и увез ее в консульство Украины в Ростове-на-Дону».
Дипломаты в настоящее время пытаются урегулировать эту проблему по дипломатическим каналам и добиться выезда Веры за пределы России. «Она ни от кого не скрывалась — если бы она хотела скрыться, она бы не приезжала сюда в Россию на встречу с сестрой», — уточнил адвокат. По его словам, дело, возбужденное в отношении Веры, в настоящее время находится в стадии предварительного расследования.
Еще один адвокат Надежды Савченко, Илья Новиков уточнил, что Вере Савченко уже предъявлено обвинение.
«Последнее о чем меня уведомляли — что расследование продлено до начала апреля и что ей было предъявлено обвинение по части 2 стати 297 УК РФ. Она отказалась являться на допросы — это ее право», — рассказал он ТАСС.
Речь идет об инциденте, который произошел 28 октября прошлого года в Верховном суде Чеченской республики. Во время рассмотрения уголовного дела украинцев Николая Карпюка и Станислава Клыха, обвиняемых в военных действиях против России в 1994-1995 гг., Вера Савченко была допущена на заседание как общественный защитник и, по данным суда, «систематически нарушала установленный порядок судебного заседания путем высказывания несанкционированных реплик с места», не реагируя на замечания судьи.
В итоге суд постановил удалить ее из зала заседания, но напоследок Вера успела произнести нелестное высказывание в адрес судьи. Ее слова подверглись лингвистической экспертизе, которая показала, что «высказывание унижает честь и достоинство не только председательствующего, но и института отправления правосудия как такового».
Дело было возбуждено дознавателем УФССП по Чеченской Республике по статье «Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи», санкция этой статьи предусматривает до 6 месяцев ареста.
«В ходе судебного заседания судье показалось, что Вера Савченко сказала ей «чмо». Было это так или нет, я не могу сказать, так как там не присутствовал. Вместе с тем, у меня есть представление о том, как работают наши правоохранительные органы — сфальсифицировать экспертизу для них не представляет никакой сложности», — рассказал «Газете.Ru» адвокат Полозов. Защитник украинской летчицы уверен: сделано это было для того, чтобы выдавить Веру за пределы России, не допустить ее встреч с сестрой Надеждой и таким образом, оказать давление на заключенную.
Теперь, когда Вера Савченко оказалась в положении Джулиана Ассанжа (тот тоже сидит в посольстве Эквадора в Лондоне и не может выбраться за его пределы), существует несколько способов «эвакуировать» женщину из России: например, она может дать обязательство о явке, если ее вызовут на допрос — юридических препятствий для этого нет. Другой вопрос, что
ситуация вокруг Савченко настолько политизирована, что предугадать дальнейший исход дела Веры становится проблематично.
«Безусловно, истории сестер Савченко взаимосвязаны между собой, и я расцениваю эти недружественные действия российских властей в отношении Веры как попытку давления на саму Надежду. А ведь еще осталась мама — сейчас она в Киеве, но тоже может приехать сюда и якобы кого-то оскорбить. Можно всех Савченко попересажать и потом за них требовать выкуп», — иронизирует Полозов. По его убеждению, позиция российских властей в данным случае абсолютно не прагматичная, деструктивная и не только не способствует разряжению обстановки, но только ее нагнетает.
Что касается Надежды Савченко, то
в ближайшее время летчица не покинет пределы колонии — процедура экстрадиции достаточно длительная (занимает несколько месяцев).
Помимо того, что она должна заполнить все документы, необходимо соответствующее решение российского суда, который может и не признать возможность ее выдачи.
«Я надеюсь, что все-таки политически будет принято решение ускорить эти процедуры, чтобы они длились не месяцы, а хотя бы недели, потому что долго она не продержится. Завтра я буду в Ростове, встречусь с Надеждой и лично смогу посмотреть, какие именно документы ей передали», — добавил адвокат.