С.-ПЕТЕРБУРГ, 4 июн — РИА Новости. Сбор исторических материалов для будущего музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» открыли в Санкт-Петербурге, сообщает городской комитет по культуре.
В частности, для формирования коллекции нового музея открыт сбор материалов, относящихся к периоду блокады и обороны Ленинграда (1941-1944 годы), а также к послевоенному восстановлению города (1945-1950 годы).
В коллекцию принимаются рукописи, письма, документы, предметы гражданского и военного быта, книги, произведения изобразительного искусства, кино-фото-документы, находки поисковых отрядов, относящиеся к обороне Ленинграда, материалы семейных архивов и воспоминания. Отмечается, что принимаются как подлинные предметы, так и цифровые копии материалов (дневники, воспоминания, письма, документы и другие).
Комитет по культуре Санкт-Петербурга также с 4 июня по 9 июля этого года проводит опрос мнения жителей города о концепции Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда».
«Основные положения концепции неоднократно дорабатывались в соответствии с рекомендациями профессионального сообщества, представителей общественных организаций, объединений ветеранов и жителей блокадного Ленинграда. 14 февраля 2018 года концепция МВК «Оборона и блокада Ленинграда» была вынесена для обсуждения на заседании Межведомственного музейного Совета», — сообщает комитет.
Ранее сообщалось, что в октябре 2017 года в Санкт-Петербурге выбрали проект будущего музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» — победителем конкурса архитектурных проектов стала архитектурная мастерская «Студия 44» Никиты Явейна.
«Сатира и карикатуры на военно-историческую тему появились задолго до Великой Отечественной войны — во времена Отечественной войны 1812 года», — рассказывает Юлия Веретнова, начальник выставочного отдела Музейного агентства Ленинградской области. Тогда выпускали листовки, посвященные борьбе с Наполеоном и французской армией. Первая страница обложки книги «Карлушку — на мушку!»
Рисунок «После налета советской авиации». Директор военного завода в районе Берлина: — Интересуюсь, как бы пройти в свой кабинет…
Флит А., Лео Б. «В лоб! Сатира на фронте».
В XIX веке в сатирических иллюстрациях художники, по сути, опирались на традиционный лубок: враг изображался комически, а полководец (например, Кутузов) — в образе богатыря. Первая страница обложки книги Флит А. «Гансы и фрицы».
Военные карикатуры создавались на протяжении всего XIX века — в периоды разных конфликтов. Первая страница обложки книги В. Гальб «Блиц-крик и фриц-вой».
Во время Великой Отечественной эти традиции продолжились, но немного в ином ключе. «Блиц-крик».Флит А., Лео Б. «В лоб! Сатира на фронте».
«Как и раньше, к рисунку добавляли рифмованный текст. Но сами картинки стали иными — боле натуралистичными по сравнению с XIX веком», — отмечает Юлия Веретнова. Почтовая карточка «Цепные фашистские собаки (Геббельс)». Художник и автор текста — В.А. Гальба.
Сатира стала более острой и злой. «Отчасти такая натуралистичность была связана с появившимся искусством кино, которое позволяло показывать окружающий мир иначе», — считает Юлия Веретнова. Это в любом случае влияло и на изобразительное искусство. «Транспортный самолет армии Паулюса». Гальб В. «Блиц-крик и фриц-вой».
На карикатурах было множество подробных военных деталей, вражеские солдаты зачастую изображались в виде инвалидов. Иллюстрация «Генерал на бегу» из книги Флит А. «Гансы и фрицы».
Благодаря знаменитой поэме Александра Твардовского мы все знаем Василия Теркина. Впервые этот персонаж появился на страницах газеты «На страже Родины» еще во время советско-финской войны. В издании был специальный раздел, где публиковались истории похождений русского бравого солдата. «В зоопарке». Текст к иллюстрации:»- Ой, мама, посмотри, сколько Геббельсов!» Газета «Красноармейская правда».
Теркин был далеко не единственным литературным персонажем, воплощавшим образ удачливого бойца-балагура. Во время Великой Отечественной на страницах разных газет фигурировали и другие популярные герои с говорящими именами: казак Иван Гвоздев, разведчик Иван Штык, Трофим Бомба, Остап Пуля. «Микрофон и бумага».Флит А. «Гансы и фрицы».
Считается, что всего таких героев-бойцов, обитавших на страницах газет, было порядка 60 — над этими образами работали разные писатели, сегодня уже мало знакомые читателям. «По беды Германии».Гальб В. «Блиц-крик и фриц-вой».
В редакции газет приходили сотни писем с фронта: бойцы воспринимали литературных персонажей как реальных людей. Уже это говорит о том, насколько действенной была сатира. «На высоте положения».Рис. Л. Коростышевского. Газета «Знамя Победы».
Практически во всех изданиях имелись свои отделы сатиры и юмора, где описывали жизнь этих персонажей. Кстати, как и имена вымышленных бойцов, названия этих газетных рубрик были яркими: «Прямой наводкой», «Беглым огнем», «Штыком балтийским». Гитлеровский «Блицкриг». Рис. худ. Кукрыниксы. Газета «Знамя Победы».
Что касается образа врага, то Гитлера обычно сравнивали с его предшественниками, которые потерпели поражение в России: с Наполеоном и тевтонскими рыцарями времен Ледового побоища. «Фашистский «Культуртрегер». Газета «Знамя Победы», 1941 г.
Открытки выпускались тиражами порядка тысячи экземпляров. Чаще всего это были репродукции известных плакатов, а часть создавалась по мотивам литературных произведений тех лет. Таких открыток до наших дней дошло совсем немного. Работа «Закон разведчика — дерзость, решимость, быстрота и неустрашимость».
$(function(){
$(«.b-inject[id=’inject_1513634756′] .b-slideshow»).riaSlideshow({
owl : {
autoplay : false
}
});
if($.fn.riaShareMedia instanceof Function ) {
$(‘.b-share-media__inject-slideshow’).riaShareMedia({
callbackOpenMain : function(){
this.$el.parents(‘.b-slideshow:first’).data(‘riaSlideshow’).navHide();
},
callbackCloseMain : function(){
this.$el.parents(‘.b-slideshow:first’).data(‘riaSlideshow’).navShow();
},
callbackOpenMore : function(){
this.$el.parents(‘.b-slideshow:first’).data(‘riaSlideshow’).navHide();
},
callbackCloseMore : function(){
this.$el.parents(‘.b-slideshow:first’).data(‘riaSlideshow’).navShow();
}
});
}
});
Площадь нового комплекса составит 25 тысяч квадратных метров, он появится в историческом центре Петербурга — на мысу у излучины Невы на Смольной набережной в непосредственной близости от ансамблей Смольного монастыря и Таврического дворца. Участок для застройки составит 1,73 гектара. Предполагается, что новый музейно-выставочный комплекс станет ведущим национальным институтом по изучению, документированию и презентации истории обороны и блокады Ленинграда. Музей обороны и блокады Ленинграда на Соляном переулке продолжит свое развитие как Мемориальный музей.
Идея создания нового современного музея обороны и блокады Ленинграда появилась в 2014 году. Тогда власти Петербурга отмечали, что городу необходим музей, который бы отразил героизм и трагизм блокады, площади существующего музея не позволяют создать крупную экспозицию. Сейчас Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда располагается в доме №9 в Соляном переулке.