Совет по правам человека при президенте готовит доклад главе государства с предложениями о законодательном регулировании внешнего вида школьников и их права на ношение религиозной атрибутики. В частности, хиджабов, вокруг которых периодически разгораются споры. Помимо этого члены СПЧ попросят лингвистов написать экспертное заключение и ответить на вопрос — что такое «светское образование». Заседание, посвященное этой проблеме, состоится в феврале, сообщил «Известиям» член СПЧ Евгений Бобров. — Как минимум надо договориться о ценностях и выработать общие подходы, — сказал Евгений Бобров. — А дальше посмотрим, готовы ли мы к законодательному решению этой проблемы. Вопрос в том, насколько открыто школьники могут демонстрировать свое вероисповедание и не будет ли это нарушать светский характер государства и право на образование. Действующий закон «Об образовании» передает право определять внешний вид учеников школам. В статье 38 закона говорится, что образовательные организации «вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения». В другом пункте статьи указывается, что государственные и муниципальные средние образовательные учреждения «устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации». За последние несколько лет Верховный суд России дважды подтверждал права регионов на запрет хиджабов. В 2013 году ВС поддержал решение Ставропольского краевого суда, запретившего школьницам носить платки. А в 2015 году суд Мордовии разбирал жалобу родителей девочек-мусульманок на постановление регионального правительства, запретившее в школах не только хиджабы и вообще демонстрацию религиозной атрибутики, но и джинсы, мини-юбки, глубокие декольте, пирсинг и окрашивание волос в яркие цвета. Жалоба была отклонена, Верховный суд затем подтвердил это решение. Уже в начале этого года на определение ВС ссылалась глава Минобрнауки Ольга Васильева, высказавшаяся против ношения хиджабов в школах. Ее слова вызвали резкую критику со стороны главы Чечни Рамзана Кадырова, после чего долгое время не утихали споры сторонников и противников запрета. По словам Евгения Боброва, члены СПЧ также попросят лингвистов написать экспертное заключение — что такое, собственно говоря, «светское образование». — Это главный вопрос, потому что светскость образования указана в законе, и надо понимать, в какой мере это может исключать религиозные предпочтения. И не только религиозные, например, тот же пирсинг. А некоторые вообще считают, что все школьники должны носить форму и выглядеть одинаково, — пояснил Евгений Бобров. По его мнению, урегулировать эти вопросы на уровне федерального закона необходимо в том числе и для того, чтобы сторонники и противники религиозной атрибутики в школах не использовали эту тему в период выборов и не провоцировали жаркие споры. По крайней мере, отметил Евгений Бобров, надо определиться — запрещать или разрешать, и зафиксировать то или иное решение в законе. — Вопрос неоднозначный, — прокомментировал «Известиям» член СПЧ и председатель общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» Александр Брод. — Есть регионы, где верующих подавляющее большинство. Возможно, следует предусмотреть какие-то исключения для регионов, где большое количество верующих и дети воспитываются в религиозных семьях. Обсудим, подумаем. Но федеральный закон, где говорится о светском характере образования, никто не отменял. В Госдуме говорят о готовности ознакомиться с предложениями совета и принять при необходимости участие в разработке поправок в законодательство. — На мой взгляд, существующего закона достаточно, не думаю, что решения Верховного суда надо отражать в законодательстве. Но если от СПЧ поступит предложение поработать в этом направлении, мы примем участие в этой дискуссии и поймем, нужен ли закон или какое-то другое регулирование, — сказал «Известиям» первый зампредседателя комитета по делам национальностей Михаил Старшинов. Адвокат, редактор журнала «Религия и право» профессор Анатолий Пчелинцев, представлявший в 2015 году интересы мордовских мусульман в суде, рассказал «Известиям», что хотя в удовлетворении иска суд отказал, его оппоненты — региональные чиновники — открыто признавали остроту проблемы. — Даже выиграв суд, чиновники не стали давить на учеников и учителей и фактически смотрят сквозь пальцы на тех, кто носит платки, — рассказал Анатолий Пчелинцев. По мнению юриста, существующих законодательных норм недостаточно и вопрос о праве школьников на ношение религиозной атрибутики следует закрепить в поправках к закону об образовании. Он подчеркнул, что в последнее время ситуация обострилась. — Теперь в Ставропольском крае категорически запрещено ходить в школу в платках, — сказал адвокат. — В Чечне, Дагестане и других южных республиках обязательно надо ходить в платке. В других регионах это так строго не регламентировано. Везде разная практика. В федеральном законе об образовании надо четко регламентировать этот вопрос, а не оставлять его на усмотрение регионов. Я бы не запрещал ношение платков и вообще религиозной атрибутики. Когда права верующих соблюдаются, они начинают уважать государство, по-другому относятся. По мнению Анатолия Пчелинцева, из принципа светскости не следует запрет на ношение религиозной атрибутики. — Принцип светскости предполагает неукоснительное соблюдение свободы совести, права мировоззренческого выбора человека, — считает он. — А у нас часто хотят что-то запретить. Но это приведет только к обострению ситуации на местах. Санкт-Петербургская епархия Русской православной церкви готовится запустить большую программу историко-духовных туров для школьников и пенсионеров. Новые туристические маршруты в тестовом режиме будут опробованы уже в феврале. Со стороны Церкви за эту работу отвечает глава созданного год назад паломнического отдела петербургской епархии Владимир Дервенев. По его словам, в России в таком масштабе подобные экскурсии еще не организовывались. Большая часть информации, которую получат экскурсанты, будет носить все-таки светский, исторический характер, религии будет касаться меньшая. — Наверное, экскурсии будут иметь и миссионерский эффект. Но главное — эффект патриотический, — сказал Владимир Дервенев «Известиям». — Упор будет сделан на исторические места и исторические личности. Мы хотим рассказать, особенно маленьким гражданам нашей страны, о том, где они живут, что здесь происходило, кто раньше молился в этом храме. Духовная составляющая будет, но в привязке к исторической. К примеру, в Сампсониевском соборе, недавно переданном церкви, можно будет увидеть иконостас времен Петра I. Среди нескольких разработанных маршрутов есть экскурсия, связанная с российской армией (с заходом в Артиллерийский музей), российским флотом (с посещением Морского Никольcкого собора в Кронштадте и даже с трапезой в нем) и «погружение» во времена российской имперской столицы. Одним из ноу-хау проекта Владимир Дервенев называет то, что в подготовке маршрутов принимали участие не просто сотрудники турфирм, а историки, члены Русского географического общества, члены Всемирного клуба петербуржцев. Основная целевая аудитория — школьники. К каждой возрастной категории будет особый подход. Если старшим уже можно рассказывать о революции, cтолетие которой будет отмечаться в этом году, то младшим — лучше о Петре I, о Невской битве. Школьными экскурсиями уже заинтересовались в соседней Эстонии, в пограничном с Россией городе Нарва. Владыка Нарвский и Причудский Лазарь благословил проект. Совместно с комитетом по внешним связям администрации Петербурга, Генконсульством России в Эстонии и городской управой Нарвы принято решение привлекать детей из Нарвы на экскурсии в город на Неве. Вторая целевая аудитория экскурсий — пенсионеры Петербурга и Ленинградской области. В епархии их считают наименее защищенной категорией населения. Экскурсии либо выездные лекции Церковь поначалу готова проводить бесплатно. В перспективе же она рассчитывает, что часть расходов возьмут на себя и региональные власти. Себестоимость шестичасовой экскурсии с трапезой в церкви или монастыре для одного школьника, по подсчетам Владимира Дервенева, составляет 400 рублей. Но если будут государственные субсидии, цена может снизиться. Через неделю пройдет первая, пробная экскурсия для специалистов РОНО из Ленинградской области. Через две недели — экскурсантами станут пенсионеры из петербургского интерната. — Мы впервые нашли такое взаимопонимание с властями двух регионов, с комитетами по образованию Петербурга и Ленинградской области, — признался Владимир Дервенев. — Первым откликнулся областной комитет. — Нас интересует в первую очередь познавательный туризм, посещение школьниками исторических памятников. Но кто бы и какие маршруты ни разработал, коллеги проедут по ним, выяснят, насколько это безопасно, интересно и познавательно с исторической точки зрения. И только после этого может быть принято решение. При этом окончательное решение все равно останется за родителями — ехать или не ехать, — пояснили в пресс-службе вице-губернатора Ленобласти по социальным вопросам Николая Емельянова, курирующего комитет по образованию. Экскурсоводами на новых маршрутах могут стать гиды из Исаакиевского собора. — В Петербурге очень много хороших экскурсоводов, но среди них очень мало тех, кто хоть сколько-нибудь понимает в церковных делах, — считает Владимир Дервенев. — В том же Исаакиевском соборе есть прекрасные специалисты, которые разбираются в камнях, из которых построен храм, но ничего не знают о житиях святых, на экскурсии там не рассказывается даже об Исаакии Далматском, кроме того, что в его честь был назван храм. Он отметил, что знает лишь шесть человек, не являющихся представителями Церкви, которые способны на высоком уровне провести экскурсии по духовным центрам Петербурга. Исправить такое положение дел планируется с помощью специальных курсов для гидов, которые будут организованы в ближайшие месяцы. 28 января (9 февраля) 1897 года в соответствии с Высочайше утверждённым в 1895 году «Положением о Первой всеобщей переписи населения Российской империи», была проведена первая перепись населения. Инициатором в ее проведения выступил русский географ и статистик П. П. Семёнов-Тян-Шанский. Она обошлась государству в семь миллионов рублей. Ее результаты переписи были опубликованы в 89 томах (119 книг) под заглавием «Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года». Эти тома представляют и сейчас уникальную историческую ценность. Как известно, целью переписи населения в современном понимании является получение информации о населении государства, что позволяет составить не только панорамную демографическую картину страны, возможность разработки прогнозов социально-экономического развития, размещения и использования трудовых ресурсов и т.д. Если говорить о 1897 годе, то это и «составление точных понятий о самых различных условиях народной жизни». Неслучайно программа переписи включала в себя социально-демографические характеристики опрашиваемых, брачное состояние, место рождения, вероисповедание, родной язык, грамотность и занятие. Единицей наблюдения было выбрано хозяйство. В переписи учитывались 3 категории населения: наличное, оседлое и приписное. Для общего руководства переписью была организована Главная переписная комиссия, возглавляемая министром внутренних дел. Кстати, именно он привлек у участию в переписи населения представителей русской интеллигенции, в том числе А.П.Чехова. Были оплачиваемые счетчики и бесплатные, специально для которых Николай II учредил медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения 1897 года». Так был собран огромный разнородный статистический и другой материал, на обработку которого понадобилось немало лет: только к середине 1905 года были опубликованы два тома, содержащих 25 сводных таблиц. При этом помимо общеимперской разработки, итоги переписи 1897 года были опубликованы в 119 выпусках по отдельным губерниям. Материалы переписи разрабатывались на электрических счётных машинах, в связи с чем были приняты переписные листы списочной формы. Итак численность населения Российской империи по итогам переписи составила 129,9 млн. человек. В европейской части России проживало 48 558,7 тыс. великороссов, 20 414,8 тыс. малороссов, 5823 тыс. белорусов, 1109,9 тыс. поляков, 1312,1 тыс. немцев, 1108,3 молдаван и румын, 420,4 тыс. вотяков, 49 329 армян, 3714 тыс. евреев, 1953,1 тыс. татар, 1434,5 тыс. башкир и тептяр, 837,8 тыс. чувашей. 77 процентов жителей Империи составляли крестьяне, 10,7 проц. — мещане, 1,47 проц. — дворяне и чиновники, 0,49 проц. — потомственные и личные почетные граждане, 0,47 проц. — лица духовного звания христианского исповедания с семьями. Грамотными в Российской империи считали себя 19,78 процентов жителей. В европейской части — 21,1 процент, из них мужчин — 29,3 процента, женщин — 13,1 процента. Конечно, нельзя обойти вниманием и такой факт: Николай II в графе «род занятий» указал: «хозяин земли русской». Историки до сих пор внимательно изучают и технологию осуществления переписи 1897 года, поскольку она уже тогда вызывала немало нареканий со стороны специалистов, которые сделали предметом дискуссий результаты переписи населения. Они утверждали, что содержатся немало неточностей, связанных с неточной формулировкой вопросов, проводили сравнение сведений переписи населения с материалами земских подворных переписей и административно-полицейских исчислений и т.д. Те не менее, сегодня признано, что перепись населения 1897 года дала наиболее полное представление и о «качестве» живущего в Российской империи населения, если иметь в виду его составе и размещении, распределением по вероисповеданиям, сословиям, полу и возрасту, семейному положению, грамотность, количество и размеры хозяйств, выявления основных занятиях населения и т. д. И еще. Перепись 1897 года была единственной всеобщей переписью в царской России. После неё предпринимались попытки провести новую перепись населения, но всякий раз осуществление намеченного мероприятия откладывалось. Запланированные переписи 1910 и 1915 годов в итоге не состоялись. В 1916 г. наспех и не во всех регионах были организованы сельскохозяйственные переписи. Выяснилось, что «неурегулированность народнохозяйственных процессов глубоко потрясает народнохозяйственную жизнь». После Февральской революции новые власти попытались провести городскую перепись, но не смогли «обсчитать» даже весь столичный Петроград.
Советуем посмотреть
СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК
МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …