Защита бывшего министра Алексея Улюкаева обвинила ФСБ в превышении полномочий. По словам адвоката чиновника Тимофея Гриднева, сотрудники ФСБ незаконно задержали министра при выезде из офиса «Роснефти», а впоследствии проводили у него дома ночные обыски. Сам экс-чиновник не пришел на суд, сославшись на плохое состояние здоровья. В результате Мосгорсуд признал законным его домашний арест.
Улюкаев не пришел в суд на рассмотрение собственной жалобы на домашний арест. Пресс-секретарь Мосгорсуда Ульяна Солопова сообщила, что экс-глава Минэкономразвития ранее подал ходатайство о рассмотрении апелляции в его отсутствие. По словам адвоката Тимофея Гриднева, Улюкаев не явился на суд, «потому что плохо себя чувствует».
«Бывшему министру необходима госпитализация», — заявила защита Улюкаева. «Его состояние здоровья не в самой лучше форме», — сказал Гриднев во время судебного заседания.
Адвокат пояснил, что, если мера пресечения не будет изменена, он будет просить судью разрешить врачу регулярные визиты к Улюкаеву.
Однако следователь выступил против посещения врача. «Улюкаеву была вызвана «скорая» и оказана должная медицинская помощь, в связи с чем не считаем необходимым посещение его сотрудниками медучреждения, как того просит защита, — заявил представитель СК Роман Нестеров. — Действительно, ему вызывался для оказания медицинской помощи сотрудник медицинской службы. Он был нами допрошен… Он пояснил, что заявка на оказание медицинской помощи Улюкаеву поступала… Сам Улюкаев о каких-либо хронических заболеваниях сотруднику медпомощи не сообщал… В экстренной госпитализации не нуждается».
Защита считает, что сотрудники ФСБ России превысили свои полномочия при задержании экс-министра. По словам Гриднева, 15 ноября, в день задержания экс-министра, машина Улюкаева была заблокирована машинами сотрудников ФСБ при выезде из офиса «Роснефти». Кроме того, Улюкаеву не позволяли пользоваться средствами связи.
В СК России Улюкаев ехал на своей машине, но рядом с ним сидел сотрудник ФСБ и давал указания водителю.
По подсчетам юриста, сотрудники ФСБ и СК 11 часов проводили следственные действия с министром без адвоката. «Только в 4.30 следователь вынес протокол задержания и разъяснил право иметь защитника и один телефонный звонок. Тогда он (Улюкаев) позвонил жене и попросил найти адвоката», — рассказал адвокат. По его мнению, действия сотрудников ФСБ должны быть квалифицированы как нарушение должностных полномочий или похищение человека.
Иной точки зрения придерживается Следственный комитет. По словам следователя, Улюкаев был заранее уведомлен о предъявлении обвинения, а действия следователей были законны: «В ходе составления протокола задержания были разъяснены права (Улюкаеву), сама статья, по которой подозревался Улюкаев, не подразумевает участие защитника в следственных действиях. В связи с чем считаю действия следственных органов законными. Улюкаев был заранее уведомлен о предъявлении обвинения».
Улюкаев хотел рассказать в интервью свою версию об уголовном деле, но ему не разрешили. Защита бывшего министра просила суд разрешить его подзащитному дать одно интервью, чтобы донести до общественности его точку зрения. «Просим разрешить ему одно интервью по телефону», — сказал Гриднев. Он уточнил, что суд сможет выбрать СМИ и продолжительность интервью.
Адвокаты Улюкаева также просили разрешить бывшему министру ежедневно совершать двухчасовые прогулки, если суд откажется отменить домашний арест.
Сторона обвинения выступила против прогулок. «Это может повлечь неконтролируемое общение с другими фигурантами по уголовному делу, другими людьми, которые пока не допрошены», — заявил следователь, отметив, что у бывшего члена правительства имеются возможности воспрепятствовать правосудию. Говоря о «других людях», следователь имел в виду участников приватизации «Башнефти»: «Масса сотрудников были задействованы в данном процессе, начиная с принятия решения до того момента, как приватизация состоялась. Улюкаев может оказать воздействие на подчиненных, хотя и бывших. Такие возможности у него имеются».
В итоге Мосгорсуд признал домашний арест законным. Ходатайства защиты о прогулках и общении с прессой были отклонены. После судебного заседания адвокат Тимофей Гриднев сообщил журналистам, что он продолжит добиваться разрешения Улюкаеву публиковаться в прессе — по его словам, он хочет стать колумнистом для научного журнала. «Во-первых, он ученый, если вы помните. Я думаю, что занимается в том числе и научной деятельностью, пишет какие-то статьи. Даже обсуждал вопрос о том, например, разрешат ли ему вести колонку в каком-нибудь научном журнале, может ли он публиковать свои статьи», — цитирует Гриднева RNS.
«Будем разговаривать со следователем, будем выходить с соответствующим ходатайством», — добавил он.
Кроме того, адвокат сообщил журналистам, что в квартире Улюкаева неоднократно проходили обыски: «Мы несколько раз принимали с ним участие в очень затяжных ночных обысках. Я не буду говорить детали этих обысков, но на самом деле один из них вообще закончился в шесть часов утра. Я думаю, что все это сказалось в определенной мере на его здоровье». После одного из таких обысков у Улюкаева случился гипертонический криз и была вызвана скорая помощь.