Рядовой российской военной базы в армянском Гюмри Валерий Пермяков приговорен к пожизненному сроку за убийство семьи из семи человек. Наказание военнослужащий, предположительно, сможет отбывать не в Армении, а в России. Адвокаты как убийцы, так и его жертв говорят о том, что судья обходил некоторые вопросы стороной и главный вопрос — что побудило военнослужащего без причины убить семь человек — так и остался без ответа.
Российский солдат-срочник Валерий Пермяков, расстрелявший семью Аветисян из семи человек в армянском Гюмри, приговорен к пожизненному заключению. Соответствующее решение вынес во вторник суд 102-й российской военной базы в Гюмри, тем самым полностью удовлетворив просьбу стороны гособвинения. Согласно решению судьи, Пермяков признан виновным по всем пунктам обвинения: в убийстве семи членов семьи (п. 5 и 8 ч. 2 ст. 104), разбойном нападении (п. 3 и 4 ч. 2 ст. 175), а также попытке незаконного пересечения границы (ч. 1 ст. 34-329).
По данным источников издания «Жоховурд», Пермяков, вероятно, сможет отбывать наказание в России. «Согласно нашим сведениям, российский военнослужащий будет отбывать свое наказание не в Армении, а в российской тюрьме», — пишет газета. Также отмечается, что власти Армении и России обсуждают возможность обмена Пермякова на гражданина Армении Арутюняна.
Грачья Арутюнян — водитель «КамАЗа», по вине которого после столкновения грузовика с автобусом в Новой Москве погибли 18 человек. Виновного приговорили к 6 годам и 9 месяцам колонии общего режима.
«То есть, когда Пермякова перевезут в Россию, сразу же объявят о том, что Арутюнян будет выдан армянским правоохранителям», — добавляют источники.
Адвокат осужденного Эдуард Агаджанян не смог подтвердить эту информацию. По его словам, место отбывания наказания должно было быть указано в приговоре, однако судья обошел этот вопрос стороной. «По всей видимости, эта проблема будет регулироваться Управлением исполнения наказания», — цитируют его «Новости-Армения». Адвокат также добавил, что не может сказать, возможно ли отбывание Пермяковым наказания за пределами республики.
В ходе суда защитник добивался того, чтобы пункт обвинения, связанный с попыткой незаконного пересечения границы, был снят, однако этого сделано не было. «Вопрос, связанный с обжалованием приговора, будет решен после получения его текста. Многое также зависит и от позиции самого Пермякова», — добавил адвокат. В свою очередь, адвокат Артур Сакунц, защищавший интересы правопреемников пострадавших, ранее заявил, что полноценного расследования уголовного дела не было проведено:
«Не дано объяснений, как можно без причин убить семерых членов одной семьи, включая малолетних детей».
Сам Пермяков ранее отказался давать показания, но при этом полностью признал вину и в ходе судебного процесса не оспаривал инкриминируемые ему преступления. На вопрос судьи Пермяков заявил, что ему понятна суть и юридические квалификации обвинения, он признает себя виновным. На уточняющий вопрос, в чем именно он признает себя виновным, подсудимый заявил: «Во всем». Свои действия он мотивировал следующим образом: «Был шум, дети плакали, а во дворе лаяли собаки. Убил, чтобы этот шум прекратился».
Ранее дело об убийстве семьи было выделено в отдельное производство и передано в суд Армении. Год назад Пермяков получил 10 лет колонии за дезертирство и хищение оружия, однако приговор за убийство семьи не выносился до этого дня. Отдельно судом изучался вопрос о вменяемости военнослужащего: в ходе расследования стали появляться сообщения, что Пермяков не мог быть призван в армию, так как он страдает психиатрическим заболеванием — олигофренией. Однако в сентябре 2015 года армянские эксперты провели комплексную судебно-психологическую и судебно-психиатрическую экспертизы, по результатам которых Пермяков был признан вменяемым.
Российская сторона также провела судебно-психологическую экспертизу, по результатам которой Пермяков был признан психически здоровым, несмотря на некоторые отклонения.
Мог ли вменяемый человек ни с того ни с сего совершить такое страшное преступление — большой вопрос. Известно, что, покинув с автоматом базу, он расстрелял в частном доме семью из шести человек, причем двухлетнюю девочку военнослужащий заколол штык-ножом прямо в кроватке. В живых остался лишь полугодовалый младенец Серж. Позже он скончался от полученных ранений. Злоумышленник даже не пытался скрыть свою личность: он оставил на месте преступления обмундирование и обувь с именными бирками, а также автомат и неизрасходованные боеприпасы. Пермяков был задержан российскими пограничниками при попытке покинуть территорию Армении и передан командованию своей части. После этого местные жители потребовали выдачи Пермякова.
Произошедшее вызвало широкий резонанс: протестующие собрались в Гюмри у здания местной прокуратуры, требуя выдачи задержанного властям Армении. Вход в здание оцепила полиция, которую активисты начали забрасывать камнями.
Позже демонстранты направились также к зданию консульства России, требуя пустить их к российским дипломатам.
Для разгона толпы полиция применяла шумовые гранаты, были пострадавшие как со стороны протестующих, так и со стороны полицейских.
Накал страстей удалось немного сбить после того, как Армения договорилась с российской стороной о видеосъемке дезертира Валерия Пермякова. Ситуацию после расстрела семьи в Гюмри тогда обсудили между собой президент России Владимир Путин и глава Армении Серж Саргсян. По российским законам гражданин РФ не может быть выдан для суда иному государству. Поэтому было решено судить обвиняемого на территории Армении, но российскими судьями и по российским законам.