Советник губернатора Ульяновской области Светлана Опенышева предложила расширить пресловутый «закон о тунеядстве», начав отправлять неработающих граждан на исправительные работы. Ее заявление вызвало бурную общественную реакцию. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты предположили, что региональные власти оторваны от жизни простых людей.
Свое неоднозначное предложение советник губернатора Ульяновской области, бывший зампред регионального правительства Светлана Опенышева сделала на персональной странице в фейсбуке.
«Согласна с предложением Топилина (министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. — «Газета.Ru»). Все хотят бесплатное здравоохранение, образование, благоустройство, дороги, а налоги платить не хотят. Придет время пенсию получать — побегут в Пенсионный фонд за пенсионным обеспечением. За тунеядство надо налоги брать и на исправительные работы отправлять. Процветание нелегальной занятости, кому это выгодно?» — написала Опенышева.
Напомним, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин заявил, что налог для тунеядцев можно установить сначала в размере 20 тыс. руб. По его словам, необходимо выявить тех, у кого есть доходы, но «они ничего не платят, ни в чем не участвуют».
Пост Опенышевой вызвал бурную реакцию в соцсетях.
«У нас вроде капитализм на улице. При капитализме всегда есть безработица. Основным вопросом и будет, как отличить тунеядца от безработного?», «Для баланса социальных отношений перед обществом нужно вводить смертную казнь за взятки, а то народ не поймет», «Вы сначала с безработицей вопрос решите, а потом тунеядцев привлекайте к ответственности. А образование и здравоохранение у нас условно бесплатное» — такие обвинения сразу посыпались в адрес автора инициативы.
В беседе с «Газетой.Ru» Опенышева пояснила, что не намерена отправлять на исправительные работы инвалидов и многодетных матерей.
«Речь идет только о людях, которые работают нелегально, в теневом секторе», — пояснила она.
По ее словам, многие люди, особенно молодые, не хотят работать — они входят в число претендентов на отправку на исправительные работы.
«Когда студент выходит из вуза с дипломом, у него завышенные ожидания. Он говорит: платите мне сразу 30 тысяч».
Она вспомнила, что в студенчестве ее супруг, чтобы подзаработать, «шел и разгружал вагоны», не считая это зазорным.
«Сейчас если человек где-то работает, но не платит налоги, то пусть скажет, на что он живет. У него, например, есть квартира, есть машина, есть жена и дети. На что он покупает хлеб в конце концов? Пусть каким-то образом это задекларирует», — сказала Опенышева.
По мнению главы Центра экономических и политических реформ Николая Миронова, сначала надо наладить регулирование рынка труда, чтобы были защищены права работников, затем сбавить налоговую нагрузку на предприятия, провоцирующую увод зарплат в тень, затем победить скрытую и открытую безработицу и высвобождение работников в кризис из-за разорения предприятий.
«Только после этого можно рассматривать разные предложения о налоге на «тунеядцев».
Государство сейчас должно поддержать производство и потребительский спрос, а не заниматься все новыми налоговыми извращениями. Последствия могут быть печальными», — пояснил «Газете.Ru» Миронов.
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев в разговоре с «Газетой.Ru» заявил, что «это, конечно, предложить легче, чем реально создать новые и привлекательные рабочие места».
«Те, кто работает по «серым» схемам, найдут способы, как обойти предлагаемый «закон о тунеядцах». Пострадают самые социально незащищенные люди. Теневая занятость — это, по экспертным оценкам, 15–20 млн человек. Люди вынужденно выбрали этот путь, выживают сами как могут. Не стоит их обвинять в тунеядстве или «бесплатном» пользовании социальными благами. И за медицину, и за образование детей большинство этих людей платит из своего кармана. На пенсию или бесплатную медицинскую помощь от государства многие не надеются», — пояснил политолог.
По его словам, граждане, работающие без трудового договора, делают это не потому, что они хотят обмануть государство, а потому, что такова сложившаяся в стране практика трудовых отношений.
«Советник ульяновского губернатора просто решила побежать впереди паровоза. К сожалению, наша власть очень оторвана от реалий жизни простых людей», — заключил Калачев.
Генеральный директор центра коммуникативных технологий Actor Дмитрий Еловский напомнил «Газете.Ru», что у нас уже был период, когда за тунеядство людей привлекали к различной ответственности.
«Как итог, из страны сбежало множество талантливых людей, и государство тратило огромные ресурсы, чтобы удержать остальных. Экономический эффект от исправительных работ за тунеядство малопонятен, а вот от эмиграции людей, «утечки мозгов» экономические потери считаются очень легко, и они будут колоссальны. Когда в следующий раз очередной ученый с русской фамилией, но с американским гражданством получит Нобелевскую премию, вопрос «почему?» можно уже будет не задавать», — заявил он.
В статье 37 Конституции РФ провозглашается право на труд, напомнил «Газете.Ru» политолог Вячеслав Данилов.
«Не обязанность трудиться, как велит душе поэт, а именно право. Часть первая Основного закона РФ гласит: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
Часть вторая продолжает: «Принудительный труд запрещен», — цитирует Данилов.
Для того чтобы реализовать идею Опенышевой, придется задействовать всю полицию, предупреждает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «Как отправлять россиян на исправительные работы, не очень понятно. Сомневаюсь, что кто-то пойдет добровольно. Поэтому администрирование этой идеи — очень дорогое удовольствие», — заявил Журавлев.