МОСКВА, 22 июн — РИА Новости. Командование и штаб Прибалтийского особого военного округа в 1941 году располагали данными о нападении Германии на СССР за два-три месяца до вторжения. Об этом говорится в рассекреченном и опубликованном в пятницу на сайте Минобороны России письме замначальника разведотдела штаба Северо-Западного фронта генерал-лейтенанта Кузьмы Деревянко.
«Командование и штаб округа располагали достоверными данными об усиленной и непосредственной подготовке фашистской Германии к войне против Советского Союза за два-три месяца до начала военных действий», — следует из ответа Деревянко на вопросы руководителя группы при Военно-историческом управлении Генштаба Советской армии генерал-полковника Александра Покровского.
Как следует из рассекреченного обращения Покровского, в 1952 году к командованию Прибалтийского, Киевского и Белорусского особых военных округов возникло пять неясных вопросов, относящихся к периоду развертывания войск третьей армии Западного особого военного округа по «Плану обороны государственной границы 1941 года».
Покровский задался вопросами о том, был ли доведен до войск план обороны госграницы, если да — то когда и что было сделано командованием армии и войсками для его выполнения. Также он поинтересовался, с какого времени и на основании какого распоряжения войска прикрытия начали выход на госграницу и сколько из них были развернуты для ее обороны. Покровский пытался выяснить, когда было получено в штабе армии распоряжение штаба округа о приведении войск в боевую готовность в связи с нападением фашистской Германии утром 22 июня, почему большая часть артиллерии и дивизий находилась в лагерях и насколько штаб армии был подготовлен к управлению войсками.
Деревянко в своем ответе на данные вопросы также указал, что группировка немецко-фашистских войск накануне войны в Мемельской области, в Восточной Пруссии и в Сувалкской области в последние дни перед войной была известна штабу округа достаточно полно и подробно.
«Вскрытая группировка немецко-фашистских войск накануне военных действий расценивалась разведотделом штаба округа как наступательная группировка с значительным насыщением танками и моторизованными частями», — написал он.
По словам Деревянко, начиная со второй недели войны большое внимание уделялось организации отрядов, направляемых в тыл противника с целью разведки и диверсий, а также организации разведывательных радиофицированных групп в тылу противника и радиофицированных точек на территории, занимаемой нашими войсками, на случай вынужденного их отхода.
«В последующие месяцы информация, получаемая от наших групп и отрядов, работающих в тылу противника, все время улучшалась и представляла большую ценность. Докладывалось о наблюдаемом лично сосредоточении немецко-фашистских войск в приграничных районах начиная с конца февраля месяца, о проводимых немецкими офицерами рекогносцировках вдоль границы, подготовке немцами артиллерийских позиций, усилении строительства долговременных оборонительных сооружений в приграничной полосе, а также газо- и бомбоубежищ в городах Восточной Пруссии», — следует из письма замначальника разведотдела штаба Северо-Западного фронта.