Дмитрий Федюшин, Инна Волкова
Спорт является одним из наиболее эффективных способов реабилитации, абилитации и социальной адаптации людей с инвалидностью. В Москве более 400 тысяч людей с ограниченными возможностями, у которых есть медицинские оказания для занятий спортом. И лишь около 10% из них регулярно посещают тренировки. Основатель фонда «Сила духа» и президент Европейского Союза пара-тхэквондо Александр Шлычков рассказал о московской инфраструктуре спортивной реабилитации людей с инвалидностью и о том, что стимулировало его интерес к этой сфере и благотворительности.
— Александр Геннадьевич, почему всего 10%? Людям с инвалидностью есть где заниматься спортом?
— Существует несколько причин, почему такой небольшой процент людей с инвалидностью в Москве занимается спортом на регулярной основе. Во-первых, в столице почти нет центров, способных предоставить специальные программы для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также тренеров, которые умеют с ними работать.
Да, в Москве сейчас все больше спортивных объектов оборудуются для нужд инвалидов, но одной только доступности внутрь зданий явно недостаточно. Нужны специальные программы, квалифицированные тренеры и так далее. Кроме того, для многих инвалидов посещение фитнес-центров и спортивных клубов недоступно с финансовой точки зрения. Сдерживающим фактором здесь является и негативное отношение части посетителей этих клубов к людям с инвалидностью. Бывает, руководство спортклубов из опасений потерять часть своих клиентов не спешит с подготовкой спецпрограмм и обучением тренеров.
В Москве существует некоторое количество спортклубов и школ для инвалидов. Танцы на колясках, тхэквондо, самбо, футбол для слабовидящих, гребля, биатлон, стрельба из лука – секции не только по этим видам спорта открыты для людей с ограниченными возможностями здоровья, и занятия в них абсолютно бесплатны. Однако нужно понимать, что такие центры – это хорошо, но необходимо развивать спецпрограммы в обычных клубах. Так люди с инвалидностью не будут чувствовать себя оторванными от общества, занятия станут элементом не только физической реабилитации, но и социальной адаптации. Пока же, к сожалению, они по сути живут в отдельном обособленном мире.
— Кто из людей с инвалидностью чаще всего проявляет интерес к занятиям спортом: молодые люди или, наоборот, пожилые, мужчины или женщины?
— У нас в обществе слишком глубоко укоренилась мысль о том, что инвалидность и спорт – вещи несовместимые. Чаще всего приходят люди в возрасте до 30-35 лет. Обычно это объясняется тем, что люди старшего возраста нередко попадают в своеобразный информационный вакуум – в федеральных СМИ, которые для них являются одним из основных источников информации, материалов о людях с инвалидностью, практически не бывает, и они просто не знают, куда обратиться за помощью. Молодые люди, в свою очередь, активно пользуются интернетом и социальными сетями и сами находят и выбирают наиболее подходящие секции и виды спорта. Кроме того, важным источником информации о возможных местах занятий спортом могут быть врачи, поскольку они наравне с интернетом и СМИ являются поставщиком информации людям с ограниченными возможностями.
Вообще, проблема социальной адаптации стоит достаточно остро. Люди с инвалидностью часто общаются только друг с другом и со своими лечащими врачами, живут в отдельном мире. Для того, чтобы они проявляли больший интерес к занятиям спортом, необходимо интегрировать их в общество – они должны понимать, что ничем не хуже всех остальных. Возможно, популяризовать некоторые виды спорта помогли бы смешанные соревнования по отдельным видам спорта. Например, в армрестлинге многие параспортсмены дадут фору своим коллегам без физических особенностей.
— Какие ограничения есть у людей с инвалидностью по занятиям спортом? Есть ли какие-то группы, для которых спорт противопоказан в принципе?
— Такие люди есть, спортом инвалиды должны заниматься по рекомендации врачей и под наблюдением специалистов, самодеятельность в этом деле чревата травмами и осложнениями. Кроме того, важное различие — в разрешенных нагрузках. Именно для того, чтобы рассчитать эти нагрузки, и нужны специалисты. При этом необходимо понимать, что в некоторых случаях инвалидность по объективным причинам не позволяет выполнить то или иное упражнение. В результате происходят технически неверные движения и при их постоянном выполнении появляются новые недуги — периартриты, периоститы, миозиты, потертости и так далее. Поэтому повторюсь, очень важно подбирать виды спорта и упражнения с учетом физических возможностей и составлять программу вместе со специалистом.
— Какой результат приносят занятия спортом для людей с инвалидностью? Есть ли в вашей практике примеры того, как человек не мог ходить, а в результате занятий спортом, скажем, начал бегать?
— Случаев, когда спорт ставил человека на ноги, в прямом или переносном смысле этого слова, великое множество. Например, известный параспортсмен Денис Оганян. Когда он начинал свои занятия 25 лет назад, он испытывал значительные затруднения с координацией движений из-за ДЦП. В прошлом же году он занял второе место на чемпионате мира по пара-тхэквондо, а несколько лет назад начал заниматься еще и легкой атлетикой. Еще один пример – Татьяна Макфадден, американская спортсменка российского происхождения. У нее паралич нижних конечностей, но это не помешало ей стать многократной победительницей гонок на инвалидных колясках. Перед сочинской Параолимпиадой, она освоила биатлон и беговые лыжи. А в 2006 году Эверест покорил Марк Инглис из Новой Зеландии. В 1982 году ему ампутировали обе ноги, однако он не бросил занятия спортом. И в итоге покорил вершину, которая остается недоступной для многих профессиональных альпинистов.
Нельзя говорить, что спорт для инвалидов – это просто способ укрепить свое физическое здоровье. Он помогает избавиться от многих комплексов и страхов, поверить в себя. Чем больше человек занимается спортом, тем меньше у него остается времени думать о своей болезни. А это очень важно.
— Насколько популярны у людей с инвалидностью контактные виды спорта, такие как футбол, хоккей, единоборства, в чем их эффективность и отличие от результатов по другим видам спорта?
— Конечно, наиболее популярными у людей с инвалидностью являются активные виды спорта, в том числе внесенные в программу Параолимпийских игр. В первую очередь, плавание, настольный теннис и легкая атлетика. За ними следуют футбол, волейбол и лыжный спорт.
Однако в нашей стране есть еще один фактор, определяющий популярность тех или иных видов спорта, – наличие соответствующих секций. Особенно это актуально для сравнительно небольших городов, где, в отличие от Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных центров, секций по некоторым видам спорта, тем более адаптированных под нужды людей с ограниченным возможностями здоровья, может и не быть. Так произошло с Денисом Оганяном: в его родном Ульяновске самой подходящей оказалась именно секция тхэквондо. И это несмотря на то, что дебют пара-тхэквондо на Параолимпийских играх состоится только в 2020 году в Токио.
— Александр Геннадьевич, почему вы решили заняться помощью людям с инвалидностью и развитием пара-спорта, что послужило толчком?
— Единоборствами я занимаюсь еще со школы, до армии успел поучаствовать во множестве различных соревнований. Так сложились обстоятельства, что сначала я попал на войну в Афганистане, а потом был ликвидатором аварии на ЧАЭС. В результате получил II группу инвалидности, однако продолжил заниматься спортом, что позволило мне абсолютно с другой стороны взглянуть на вопрос поддержания хорошей физической формы. Я узнал, с какими сложностями сталкиваются мои друзья, также получившие инвалидность, увидел отношение общества и уровень доступности спортивной инфраструктуры. Именно тогда я решил не только заниматься сам, но и помогать другим людям с инвалидностью.
Согласна с мнением моего друга (Дмитрия Мазурова) в том, что очень здорово, что в нашей стране есть такие люди, как Александр Геннадьевич Шлычков, которые помогают людям с ограничеными возможностями. Для них это не просто спорт, а способ социализации