Бюджет страны не получил выгоды от закона, запрещающего получать чиновникам подарки дороже 3 тыс. рублей. Из 4650 презентов, сданных госслужащими, государству удалось реализовать только четыре, еще 28 выкупили сами слуги народа. Кроме того, 1255 подарков после экспертизы вернули обратно госслужащим, так как их стоимость составила меньше 3 тыс. рублей. «Газета.Ru» изучила, что происходит с подношениями чиновникам.
Запрет на получение подарков чиновниками был прописан еще 2008 году в законе «О противодействии коррупции». Однако норма эта фактически не действовала, поскольку не было разъяснений, каким образом госслужащие должны отчитываться за подношения и какое ведомство будет следить за исполнением этой нормы. Все изменилось в 2014 году, когда правительство утвердило типовое положение, регламентирующее порядок получения подарков госслужащими.
Согласно документу, который подписал премьер-министр Дмитрий Медведев,
чиновники обязаны в течение трех рабочих дней после получения подарка на официальном мероприятии или в командировке уведомить об этом руководство и сдать подарок, если его стоимость превышает 3 тыс. рублей.
Если стоимость презента неизвестна, его все равно рекомендовано вручить «ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения, которое принимает его на хранение по акту приема-передачи».
Сведения о рыночной цене подарка подтверждаются либо чеками, либо экспертным путем. Если стоимость презента не превышает 3 тыс. рублей, то он возвращается чиновнику. Если подарок стоит дороже, то он может быть реализован на аукционе с зачислением средств от продажи в бюджет или безвозмездно передан в благотворительную организацию.
При этом отчитываться за подарки обязали не только госслужащих, но и сотрудников госкорпораций.
А мониторинг за исполнением закона был возложен на Министерство труда и соцзащиты РФ.
Как рассказали «Газете.Ru» в Минтруда России, мониторинг с 2014 года проводится в отношении 89 федеральных государственных органов и семи государственных корпораций (Фонд содействия реформированию ЖКХ, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, «Роскосмос», «Роснано», «Ростех», «Росатом»), а также госкомпании «Автодор», Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования, Российского научного фонда, Фонда перспективных исследований и Центробанка России.
При этом в ведомстве отметили, что сведениями о подарках, которые получает премьер-министр России и президент, они не располагают.
Между тем с 1 января 2014 года по 30 июня 2016-го должностными лицами 89 организаций и ведомств было сдано 4650 подарков.
Впрочем, как выяснила «Газета.Ru», никакой прибыли государство от сданных презентов не получило.
«Из 4650 подарков 1255 были возвращены, то есть их стоимость составила менее 3 тыс. рублей. При этом сами чиновники выкупили 28 подарков на сумму около 280 тыс. рублей», — рассказали в Минтруда России.
Реализовать же через торги удалось еще меньше подарков: всего лишь четыре, еще 84 презента были переданы на баланс благотворительных организаций.
Среди сданных чиновниками подарков удивительным образом нет ни одного стоимостью более миллиона рублей, хотя именно такие подношения при обысках находят у попавшихся коррупционеров.
В целом с подарками вип-класса несколько иная ситуация. Например, презенты с драгоценными камнями госслужащие должны сдавать в Гохран России. Как заявили «Газете.Ru» в Гохране России,
в 2016 году от органов государственной власти в Госфонд России было принято 35 подарков, изготовленных из драгоценных металлов и камней. При этом общая стоимость всех этих подарков составила 1,1 млн рублей.
Впрочем, сведения о том, что дарят чиновникам на различных мероприятиях, попадают в СМИ нечасто. Но как только о подарке становится известно, госслужащие сразу же спешат отделаться от него.
Например, алтайскому губернатору в 2015 году таджикская диаспора преподнесла дорогой ковер, который сразу же был отправлен в музей. В 2015 году акционеры «Нефтехимсервиса» подарили кемеровскому губернатору Аману Тулееву легендарную «эмку», на которой ездил Георгий Жуков. Машину отправили в краеведческий музей. В 2016 году
российский министр промышленности и торговли Денис Мантуров получил в подарок от своего коллеги, министра экономического развития и инвестиций Армении Сурена Караяна, армянский смартфон ArmPhone. Кто сейчас разговаривает по армянскому телефону, неизвестно.
Руководитель антикоррупционной рабочей группы при правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что антиподарочный закон пробуксовывает.
«Закон до сих пор не действует в полном объеме, поскольку Росимущество до сих пор не разработало порядок реализации подарков. Так что если чиновники сейчас и сдают подношения, то они лежат в ведомствах мертвым грузом. Что с этими подарками делать, никто не знает», — рассказывает Кабанов.
Кроме того, по словам Кабанова, чиновники до сих пор не могут понять, что под запретом находятся любые подарки, а не только те, что стоят больше 3 тыс. рублей.
«На самом деле речь идет только о подарках, полученных во время протокольных мероприятий, — говорит он. — Протокольные мероприятия — это не 23 Февраля и не 8 Марта. Так что чиновникам в нашей стране вообще запрещено принимать любые подарки».