135 лет назад в Берлине компания «Сименс» продемонстрировала первый в мире троллейбус. Спустя 20 лет «усач» на колесах был представлен и в России: пионером стал Санкт-Петербург, а в Москве они появились в 1933 году. «Газета.Ru» рассказывает, как премьера столичного троллейбуса обернулась в буквальном смысле провалом, почему в двухэтажном транспорте было удобно только невысоким пассажирам и где ходили «рогатые машины» с прозрачной крышей.
Первый троллейбус в Российской империи был запущен 13 апреля 1902 года — чуть меньше, чем через 20 лет после мировой «премьеры» этого вида транспорта в Берлине 29 апреля 1882 года. В Москву «рогатые машины» планировалось привезти в 1924 году, однако от слова до дела прошло восемь лет: к проектированию моделей приступили лишь в 1932-м.
Реклама
Кузов первого подвижного состава был преимущественно деревянным, с металлической обшивкой.
Салон даже по нынешним временам выглядел довольно комфортабельно: там были зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа, а в холодное время года тыл согревали электропечки, установленные под мягкими сиденьями.
Вход в эту модель, названную «ЛК» (Лазарь Каганович), производился через две двери: передняя открывалась вручную водителем, задняя — кондуктором.
Для строительства первой троллейбусной линии была выбрана окраина Москвы, поскольку в центре столицы тогда правили бал трамваи. Под окраиной в то время подразумевали Ленинградское шоссе, участок от Тверской заставы до Покровского-Стрешнева. Причем на большей части маршрута линия была однопутной, а разъехаться одновременно два троллейбуса могли только на отрезке до стадиона «Динамо».
К запуску троллейбусного движения было построено Щепетильниковское трамвайное депо, сейчас оно находится рядом с метро «Сокол», а тогда относилось к селу Всехсвятское. В четырехместных гараж 4 ноября 1933 года с завода «Динамо» были отбуксированы оба изготовленных троллейбуса. Вечером того же дня одна из машин проходила обкатку на линии, и когда вернулась в депо, пол гаража не выдержал и проломился под тяжестью троллейбуса, который упал в смотровую яму.
Происшествие назвали «испытаниями», очевидно, показавшими, что троллейбусу в яму лучше не падать, и 15 ноября 1933 года на торжественное открытие линии вышел единственный уцелевший троллейбус.
Начало троллейбусной эры в Москве пришлось на 11 утра, но уже на следующий день установился вполне современный график: с 7 утра до полуночи. Средняя скорость движения составила 36 км/ч, маршрут троллейбус преодолевал за 30 минут.
Через пару месяцев, в январе 1934 года, первую линию продлили от Тверской заставы в сторону центра, по Тверской улице до площади Революции. В декабре 1934 года открыли вторую линию по Арбату до Дорогомиловской заставы. Количество машин к концу того же года на двух линиях увеличилось до 36. Собственный троллейбусный парк открылся через полтора года, 10 мая 1935-го, а в ноябре «рогачи» начали курсировать по центру Москвы, по Петровке, Каретному ряду, через Сухаревскую площадь, по 1-й Мещанской улице (теперь проспект Мира), до Ржевского (ныне Рижского) вокзала.
С 1936 года троллейбус начал наступать трамваю на рельсы. В буквальном смысле: с северной части Садового кольца сняли трамвайные пути и от Кудринской площади до Курского вокзала проложили маршрут «Б», который в народе любовно назвали «Букашкой». На месте трамвайных путей прокладывали маршруты для троллейбусов и в других частях столицы.
Троллейбус «Букашка» на Новинском бульваре в Москве
В 1937 году у английской фирмы English Electric Cоmpany был куплен один двухэтажный троллейбус. Для него даже специально приподняли контактную сеть на Ленинградском шоссе и Тверской улице. Но новинка в Москве не прижилась. Высоким пассажирам было крайне неудобно стоять, поскольку высота потолка составляла 179,5 см на первом этаже и 177 см на втором.
Кроме того, на втором этаже в принципе запрещали стоять при движении, поскольку центр тяжести был расположен высоко.
Вдобавок «двухэтажник» имел всего лишь одну дверь для посадки и высадки пассажиров. А у ездивших по тем же маршрутам обычных троллейбусов из-за приподнятой сети то и дело отцеплялись «рога». В общем, от эксплуатации двухэтажных троллейбусов пришлось отказаться.
Двухэтажный троллейбус на улицах Москвы
В период войны «усачи» стали основным видом городского транспорта. Автобусы в то время использовались для военных целей. Из старых троллейбусов сделали грузовые: они перевозили сырье, продукты и военные припасы. Специальная грузовая троллейбусная линия в то время была проложена по Ленинградскому шоссе в сторону Северного речного порта. В октябре-ноябре 1941 года 105 троллейбусов эвакуировали в Самару, откуда часть из них попала в Челябинск, Свердловск и Новосибирск. Их использовали для открытия в городах троллейбусного движения. В марте 1943-го 50 троллейбусов были возвращены в Москву и попали в третий парк.
Интересно, что собственный троллейбусный маршрут был у ВДНХ, которая тогда называлась ВСХВ. Кольцевая троллейбусная линия длиной 9,5 км открылась в 1954 году. По ней курсировало около 20 машин, отличавшийся от обычных троллейбусов зеленой раскраской, украшением в виде небольшого серебряного снопа, широкими окнами и прозрачной крышей из оргстекла. Линия работала только летом и использовалась для экскурсий. В 1970 она была демонтирована — как рассказывают, после не самых удачных экспериментов с внедрением переменного тока с напряжением 1000 В. А подобные
троллейбусы со стеклянной крышей ходили по улицам Москвы вплоть до 1975 года.
Экскурсионный троллейбус на ВДНХ
В 60-е годы в столице предпринимались попытки ввести двойные троллейбусы, с прицепом. Их планировалось использовать на самых загруженных участках города, в частности, на юго-западе Москвы. Но от такого решения в итоге также отказались.
В отличие от своего предшественника — трамвая — троллейбус редко встретишь в массовой культуре. Однако все-таки есть те, кто в свое время не смогли обделить вниманием любимый вид транспорта и написали в его честь песни. Среди композиций — «Последний троллейбус» Булата Окуджавы и «Троллейбус» Виктора Цоя. Транспорт также стал одним из главных героев в полнометражной ленте «Первый троллейбус» кинорежиссера Исидора Анненского. По сюжету заводская молодежь ежедневно ездит на работу на первом утреннем троллейбусе. Водитель «усача», молоденькая Светлана, впоследствии находит верных друзей среди постоянных пассажиров.
Один московский троллейбус даже превратили в «клуб на колесах». Музыкально-экскурсионный маршрут «Синий Троллейбус» следует по главным местам, связанным с историей бардовской песни, от Поклонной Горы до Якиманки.