Родители учеников московской школы №2065 пожаловались в Генпрокуратуру на предмет «Истоки». Этот курс с конфессиональным уклоном изучается в школах 62 регионов страны, но родители детей из 2065-й школы посчитали его «навязыванием религиозной идеологии департаментом образования», «антинаучной манипуляцией» и «давлением на детскую психику». О том, что в школе вводится новый предмет, родители узнали в сентябре. Департамент образования преподнес его как эксперимент. Родителей смутил навязываемый учебником разговор «про нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей». Недовольство выразили не только родители-атеисты, но и православные, им также не понравилось навязывание такого содержания. Жалоба родителей в столичный департамент образования не принесла разрешения конфликта. Письмо вернулось директору школы, а директор заявила, что не может отменить инициативу департамента. Сначала договорились, что предмет останется, но учебники «Исток» будут удалены, а программа поменяется на светскую. Но ничего этого не произошло, и родители написали жалобу в Генпрокуратуру. Они, в том числе, просят проверить, не было ли коррупционной составляющей при выборе столичными чиновниками учебника «Истоков» в качестве пособия. Газета «Коммерсант» отмечает, что курсы «Истоки» и «Социокультурные истоки» разработаны в начале 2000-х под эгидой РАЕН (Российская академия естественных наук — общественная организация, которая не имеет отношения к Российской академии наук). Их авторы — член-корреспондент РАЕН, главный редактор ИД «Истоки» Игорь Кузьмин и член-корреспондент РАЕН, профессор Вологодского педагогического университета Александр Камкин. При этом в департаменте образования Москвы заявили, что «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не связаны с «приобщением к религиозной практике, изучением ритуалов какой-либо религиозной конфессии», подчеркивает агентство. А учебные пособия «Истоки» и «Православная культура» были выбраны «коллективами педагогов по итогам заседаний педсоветов и изучения мнения родителей». Школы «принимали решение об изучении курсов «Истоки» и «Православная культура» по итогам обсуждения со всеми родителями». Представители департамента также уточняют, что, кроме «Истоков» и «Православной культуры», родители имеют право потребовать «включить темы, связанные с духовно-нравственной культурой народов России в программы по истории, обществознанию, литературе, музыке, изобразительному искусству». «Российская газета» попросила прокомментировать ситуацию с жалобой заместителя председатела Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе. Как вы относитесь к жалобе родителей на преподавание предмета «Истоки» в школе 2065? Вахтанг Кипшидзе: Я, к сожалению, не видел обращения, направленного родителями Генпрокуратуру, но хотел бы сразу уточнить, что курс «Истоки», который является предметом жалобы, строго говоря, не является курсом религиозной культуры вообще. И Церковь, насколько мне известно, прямого участия в разработке данного курса участия не принимала. С другой стороны, мне кажется естественным и понятным, что данный курс содержит какие-то сведения о православной культуре. Ведь изучение отечественной культуры без изучения роли православия практически не возможно. Я читал в СМИ, что якобы в учебнике по «Истокам» упоминаются слова «Бог», «икона», «храм» и другие, связанные с христианством вообще. Не открою секрета, заметив, что если попытаться посчитать, сколько раз употребляются эти слова в советских учебниках по истории и культурологии, их там будет не мало. Если в учебниках такого рода не будет слова «икона», то как они будут существовать. Это как представить себе центральные отечественные музеи и собрания живописи без икон. Потому что икона — это интегральная часть российской культуры. То же самое можно сказать о храмах и храмовой архитектуре. С храмами, их возведением, их обороной от неприятеля, связаны огромные пласты нашей истории и культуры. И не упоминать слово «храм» в учебнике по отечественной культуре, это значит вычеркнуть храмовое строительство из нашей истории и мировоззрения. Это невозможно и напоминает о попытках взрывать храмы или превращать их в коровники, чтобы навсегда стереть память о них из народного сознания. Поэтому я бы, в отличие от родителей, обратившихся с жалобой в Генпрокуратуру, не делал вывода, что упоминание ключевых понятий нашей культуры несет в себе угрозу продвижения религиозной идеологии. Идеология в моем представлении заключается в использовании религии для продвижения тех или иных политических задач и целей. Классика жанра известное трио — «Православие. Самодержавие. Народность». Если бы в учебнике «Истоки» говорилось, что словами «Православие Самодержавие. Народность» описываются основы нашего общества, а Церковь рассматривалась не как независимая сила, а как легализованный оплот государственной идеологии, то это, может быть, могло явиться поводом для беспокойства родителей школьников, подавших жалобу. Но в ином случае обвинение авторов в продвижении идеологии только на основании употребления слов «Бог», «икона», «ангелы», мне кажется необоснованным. Но вроде бы родителей возмутил навязываемый учебником разговор про «нечистую силу», «святую воду» и ангелов-хранителей». Может быть, тон ошибочный или избыточен разговор о ритуальной стороне религии? Потому что учебник, кажется, не нравится и православным родителям? Вахтанг Кипшидзе: Учебник может не нравиться, это вполне естественно. Но если он им не нравится, то стоит поставить вопрос: этот учебник надо написать на более высоком профессиональном уровне. Но я думаю, что нет сегодня такого учебника, который бы ставил своей задачей запугать учащихся. Мне также кажется маловероятным, что современных детей можно чем-то напугать, притом, что у большинства из них есть доступ в интернет с дошкольного возраста. Но даже если это так, и их что-то пугает, то это опять же не повод говорить о навязывании религиозной идеологии. Можно ставить вопрос о несоответствии учебника задачам раскрытия отечественной культуры или использовании странных методик написания, создающих запугивающий эффект или вводящих детей в заблуждение. Но это вовсе не касается навязывания идеологии. Представления, например, о «нечистой силе» существует во всех традиционных идеологиях — и в исламской, и в буддийской, и в иудейской. Поэтому разговор о существовании бесов — это отнюдь не навязывание православной идеологии. А «святую воду», например, используют в своих ритуалах и католики. И если ребенок об этом будет знать, это совсем не значит, что он становится объектом индоктринирования той или иной идеологии.
Советуем посмотреть
СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК
МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …