В министерстве образования и науки Адыгеи произошла смена руководства. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе главы республики 8 февраля, занимавшая этот пост с февраля 2012 года Аминет Хуажева попросилась в отставку. Заявление об уходе от главы ведомства врио главы Адыгеи Мурат Кумпилов принял накануне. Как пояснили в пресс-службе, решение об уходе Хуажева приняла по собственному желанию. Это связано с ее переходом на другое место работы. Где именно продолжит свою трудовую деятельность теперь уже бывшая министр, не уточняется. Имя приемника Аминет Хуажевой уже известно. Временно исполняющим обязанности министра образования и науки республики назначен Анзаур Керашев. До этого он занимал должность проректора по непрерывному образованию и инновационной деятельности — директора Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа Адыгейского госуниверситета. Глава республики уже поставил перед новым назначенцем приоритетные задачи. Они касаются повышения качества образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. В частности, речь идет о сохранении курса на внедрение инноваций в сфере образований, подготовку высококвалифицированных кадров, выполнении майских указов президента РФ по повышению заработной платы педагогов, переводе школ на обучение в одну смену. Мурат Кумпилов высказал уверенность, что новый министр с поставленными задачами справится. О новом главе ведомства известно, что он имеет достаточный опыт работы в сфере образования и науки. Анзаур Керашев — доктор экономических наук, профессор. Около 10 лет преподавал в Адыгейском госуниверситете, сначала был доцентом кафедры университета, потом деканом экономического факультета. Также работал в представительном и законодательном органах власти. С 2011 по 2016 года возглавлял комитет Госсовета-Хасэ Адыгеи по образованию, науке, СМИ и делам молодежи. Две москвички стали жертвами собаки бойцовской породы в квартире на улице Газопровод. Об этом «Ленте.ру» сообщил источник в правоохранительных органах. Собака набросилась на хозяйку и ее приятельницу в однокомнатной квартире, сообщил он. Одной из женщин удалось вырваться из помещения — с многочисленными рваными ранами она госпитализирована. Вторая оказалась заперта с собакой наедине. Полиция отказывается применять оружие из-за опасности попасть в женщину. Идет спасательная операция. ЧП произошло в поселке Мосрентген. Горит одноэтажный металлический ангар, использующийся для хранения фанеры и утеплителя, уточняет ТАСС. Пожарные расчеты приступили к тушению. В ближайшее время раздел «Фонетика» в программе по русскому языку в младших классах может быть существенно сокращен. Умение писать фонетическую транскрипцию слова в квадратных скобках не вошло в требования к результатам по русскому языку в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Освободившиеся часы будут направлены на развитие у учеников навыков устной и письменной речи. При предыдущем руководстве Минобрнауки успели утвердить ФГОС для младших и 5–6 классов, сейчас разрабатываются стандарты для средней школы и выпускных классов. Однако нынешний министр Ольга Васильева пришла к выводу, что уже принятые стандарты очень неконкретны, и поручила детализировать требования. — Одна из центральных задач в общем образовании, над которой сейчас работает министерство, — наполнение ФГОС содержанием. Это необходимо для четкого понимания того, что должен знать и уметь ребенок по каждому предмету в конце каждого класса, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минобрнауки. — По итогам этой работы будут подготовлены проекты приказов по внесению изменений в ФГОС общего образования. Рабочие группы по каждому из предметов с осени прошлого года разрабатывают конкретные требования к знаниям учеников. И по крайней мере в некоторых вопросах эксперты уже пришли к согласию. В частности, представители рабочей группы по русскому языку считают, что от учеников не требуется умение проводить фонетический анализ слов. — Мы сейчас говорим о тех предметных результатах, о том минимуме знаний и навыков, которые ребенок должен продемонстрировать по окончании начальной школы, — сообщила «Известиям» председатель рабочей группы, директор столичной гимназии № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко. — Он, например, должен различать звуки и буквы, понимать, что буква — это графическое обозначение звука. Ребенок должен уметь охарактеризовать звуки русского языка: ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные и т.д. Умение писать транскрипцию в этих предметных требованиях не предусматривается. Мы детализируем результаты, а не перечень средств их достижения. После составления перечня детализированных результатов рабочая группа направит их в Минобрнауки. Вита Кириченко отметила, что утверждение результатов повлечет за собой последующие шаги — в частности, речь пойдет о корректировке учебных программ. — Когда будут определены предметные результаты, начнутся обсуждения, соответствует ли им программа, — рассказала она. — Мы хотим создать одинаковые ориентиры для всех: чтобы они соответствовали возрасту учеников, назначению предмета и образовательным задачам в целом. Сейчас самое важное — договориться, что мы должны получить на выходе после окончания ребенком начальной школы. Вита Кириченко отметила, что сейчас у экспертов рабочей группы есть вопросы, обсуждение которых не закончено. Например, должен ли ребенок уметь делить слово на слоги или достаточно, чтобы он определял количество слогов. Большинство настаивает на том, что ребенок должен видеть, сколько в слове слогов. Если прописать требование уметь делить слово на слоги, это сразу повлечет за собой ряд дополнительных вопросов. Дело в том, что школьные правила во многом отличаются от университетских. — Школьная фонетика ограничивается минимальными сведениями, которые часто носят не совсем научный характер, — прокомментировала «Известиям» завкафедрой русского языка МПГУ профессор Наталия Николина. — Например, школьное деление на слоги зачастую не совпадает с современными лингвистическими концепциями слога. Так же как транскрипция, которую они пишут в школе, носит предельно упрощенный характер. В итоге те, кто поступает потом в вузы на лингвистические специальности, обнаруживают, что их школьные знания не вполне корректны, и им предстоит переучиваться. — Редуцированный гласный в первом предударном слоге они обозначают буквой «а», что неверно, — приводит пример профессор Николина (то есть вместо академической транскрипции [мълΛко] школьников учат писать [малако]). — Просто такие правила максимально приближены к их возрасту. Но потом они уже к этому не возвращаются вплоть до окончания школы. И эти неполные, несовершенные знания повисают в воздухе. По словам Наталии Николиной, вопрос о том, в каком объеме следует преподавать в младших классах фонетику и нужно ли вообще, сейчас активно обсуждается в экспертном сообществе. — Одни говорят, что материал по фонетике сложно усваивается и в дальнейшем никак не востребован, — сказала она. — В старших классах ученики уже практически не обращаются к фонетическому анализу. При этом недостаточное внимание уделяется устной речи школьников, уровень которой постоянно снижается. С другой стороны, раздаются возражения, что фонетика — раздел, традиционно открывающий курс языковедческих дисциплин, и он важен для становления орфоэпических норм. Самое важное — определить, какие цели перед собой ставит курс русского языка. К примеру, в 60-е и 70-е годы прошлого века стояла задача выработать у учеников орфографические и пунктуационные нормы. А потом возникла проблема развития речи. И сейчас тоже ищут подходы, как построить современный курс русского языка. Главный вопрос, который сейчас обсуждается, — о роли компонента, связанного с развитием речи. Второй — в какой степени должны быть представлены теоретические сведения о языке. Член Совета по русскому языку при президенте РФ Роман Дощинский, входящий в состав рабочей группы, подтвердил, что на следующем этапе, когда будут корректироваться учебные программы, курс фонетики в младших классах будет сильно сокращен. — Писать транскрипцию будут учить меньше, а в начальной школе этим заниматься не будут, — рассказал он «Известиям». — Этому разделу будет отведено свое место, но не в тех немыслимых размерах и объемах, которые почему-то сегодня фигурируют в программах начальной школы. Роман Дощинский отметил, что по одной из существующих программ по русскому языку ученики полгода занимаются фонетикой и за это время они настолько погружаются в мир звучащего слова, что потом не могут привыкнуть писать правильно. Некоторые дети даже не понимают разницы между звуком и буквой и записывают слова, как слышат. — Вместо всех этих часов никому не нужной фонетики ученики будут писать диктанты и развивать навыки устной речи, — сообщил Роман Дощинский. 9 февраля состоится первое заседание обновленного комитета массового футбола Российского футбольного союза (РФС). Одним из пунктов его повестки должен стать вопрос «О реализации проекта УЕФА «Футбол в школе». В России сегодня уже существует разработанный Минобрнауки проект «Футбол в образовании», реализацией которого занимается ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» (ФЦОМОФВ). По словам главы департамента по проведению соревнований РФС, ответственного секретаря комитета массового футбола Владимира Олексина, который выступит на заседании с докладом, подписание соглашения о совместной деятельности РФС и ФЦОМОФВ даст толчок развитию детского футбола в нашей стране. — В России сегодня функционируют 2,4 тыс. футбольных школ и отделений футбола детско-юношеских спортивных школ, — рассказал «Известиям» Владимир Олексин. — В подавляющем большинстве это государственные организации дополнительного образования. 1203 школы и отделения, в которых обучаются 240,5 тыс. человек, находятся в ведении Министерства спорта. Еще 1157 (160 тыс. учащихся) — в ведении Минобрнауки РФ. 40 детских футбольных школ (11,5 тыс. учащихся) — частные. Около 200 школ участвуют в межрегиональных и финальных этапах всероссийских соревнований под эгидой РФС. Однако основной потенциал заложен все-таки в общеобразовательных школах, которых в России 40,5 тыс. и где обучаются 14,492 млн человек. В большинстве из них учителя физкультуры проводят внеурочные занятия по футболу с ребятами, которые не попали в спортивные школы, но хотят играть и стремятся совершенствоваться. В ряде общеобразовательных школ проводятся регулярные уроки физкультуры с изучением элементов игры в футбол. Важно осуществить мониторинг школ, имеющих такие секции футбола — разобраться, проводятся ли межшкольные соревнования, либо где-то необходимо их инициировать. Необходимо понимать, участвуют ли ребята, посещающие секции футбола, в соревнованиях «Кожаный мяч» и «Мини-футбол — в школу», в какой помощи нуждаются преподаватели физкультуры (методическая литература, семинары повышения квалификации) и как часто дети из секций футбола переходят в спортивные и футбольные школы. Ключевой задачей, по словам ответственного секретаря комитета, является учет всех занимающихся в секциях футбола и предоставление им возможности дистанционно заявиться, а затем участвовать в соревнованиях, что возможно только с применением интернет-технологий. Эту работу комитет массового футбола РФС во главе с его председателем Сергеем Анохиным планирует осуществить совместно с профильной структурой Минобрнауки — Федеральным центром организационно-методического обеспечения физического воспитания. В самом центре также отметили необходимость методической помощи школьным преподавателям физкультуры. — Учитель физической культуры определяет, какие виды спорта будут преподаваться в школе, исходя из своих возможностей, возможностей материальной базы образовательной организации, а также климатических условий и национальных особенностей, — рассказала «Известиям» методист ФЦОМОФВ Инна Бегун. — С учетом этих факторов учитель физкультуры составляет рабочую программу, которую утверждает директор школы. Но может получиться, что среди детей большинство желает глубоко погрузиться в тот вид спорта, которого нет в этом списке. Например, учитель физкультуры, будучи легкоатлетом по спортивной специализации, не сможет на должном уровне преподавать футбол. Он может дать ученикам хорошую общефизическую подготовку, обучить их приемам остановки мяча, но для более глубокого погружения в предмет ему нужно пройти соответствующие курсы. Для этого и существует образовательный проект «Футбол в образовании», который РФС собирается реализовать совместно с Центром организационного-методического обеспечения физического воспитания. Сейчас в наших школах не хватает преподавателей, которые могли бы не просто дать детям попинать мяч, а вывести их на более высокий уровень игровой подготовки. В центре отметили и возможности, которые открываются для детей, по разным причинам не сумевших попасть в специализированные ДЮСШ. — Ребенок может любить футбол и мечтать заниматься им на профессиональном уровне, но по каким-либо критериям в раннем возрасте не попасть в специализированные футбольные школы, — заметила замдиректора ФЦОМОФВ Марина Анисимова. — А при должном уровне преподавания футбола в общеобразовательных школах он сможет, занимаясь в секции, участвовать в соревнованиях по массовому футболу, где его могут заметить специалисты из тех же специализированных школ. Совместно с РФС мы хотим систематизировать процесс мониторинга успехов таких детей, чтобы дать им шанс проявить себя на более высоком футбольном уровне. По словам представителей центра, сотрудничество с РФС в рамках проекта «Футбол в образовании» и программ УЕФА может вывести преподавательский состав на качественно новый уровень в сфере футбола. — Образование должно быть не только для обучающихся, но и для родителей, и для педагогического коллектива, — резюмировал руководитель отдела ФЦОМОФВ Борис Широбоков. — Мы рассчитываем на помощь футбольного союза по обучению наших специалистов более углубленным методикам, разработанным РФС, УЕФА и ФИФА. Задачи, которые стоят перед нами, — разработка и апробация учебных программ на основе футбола, а также организация мероприятий по повышению компетенции педагогов: мастер-классы, семинары, круглые столы, веб-консультации и т.д.
Советуем посмотреть
СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК
МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …