Размеренный быт российских деревень и провинциальных городов не меняется веками. Пока жители этих населенных пунктов в буквальном смысле не просыпаются знаменитыми: после того как их родные места используются в качестве декораций к фильмам, попадают в туристические рейтинги или назначаются официальной родиной сказочных персонажей. «Газета.Ru» выяснила, как изменилась жизнь в российских городах и деревнях после того, как они получили свои пять минут славы.
Уступите лыжню экскурсоводу
Кинерма, расположенная в Пряжинском национальном районе Карелии, была признана самой красивой деревней России в мае 2016 года. Однако уже в январе 2017-го жители деревни попросили оградить их от наплыва туристов, разрешив периодически закрывать почетный знак на въезде. По словам министра культуры Карелии Алексея Лесонена, в населенном пункте сетовали на невозможность принимать большое число путешественников. «Это стало проблемой в хорошем смысле. Но, действительно, с этим растущим потоком необходимо справляться», — отметил министр.
Рекреационные возможности в деревне и правда, мягко говоря, невелики: все ее население насчитывает пять человек,
а на территории 16 домов, из которых шесть являются памятниками архитектуры. За 2016 год деревню посетило около трех тысяч туристов. Жительница Кинермы Надежда Калмыкова подтверждает, что деревня не может принять всех путешественников, приехавших без предварительной заявки, однако факт жалобы на это в министерство она опровергает.
«Проезжающие видят только указатель: «Историческая деревня Кинерма». Несмотря на то что на этом указателе нет ни слова о почетном статусе населенного пункта, люди все равно продолжают заезжать на территорию деревни. Понятное дело, тех, кто приезжает без заявки, мы не можем принять физически», — рассказала она «Газете.Ru».
tourism.karelia.ru Часовня Смоленской Божьей Матери (конец XVII — начало XVIII века) в деревне Кинерма в Карелии
Запись на экскурсии по Кинерме и окрестностям ведется за полгода. Письма с заявками поступают не только из России, но и из Европы и даже Австралии. «Появилось больше работы, которой мы не занимались до этого. Кинерма была известна на северо-западе и до присвоения почетного титула. В нашей деревне живут пять человек: один пенсионер, два школьника и два работающих человека. Мы заняты в области туризма больше 15 лет», — рассказала Надежда Калмыкова.
Гости Кинермы удивляются, что экскурсии для них проводит 12-летний мальчик,
который в холодное время года ежедневно преодолевает 3,5 км на лыжах, чтобы добраться до школы. «Справляемся со всеми заботами вместе: я и муж. С экскурсиями иногда помогают дети. Муж занимается хозяйством: дрова, вода, баня, ремонт, электрика и все прочее. Я готовлю, стираю, убираю, а также занимаюсь бухгалтерией, пиаром, работой в общественных организациях», — продолжает Калмыкова.
По словам местных жителей, некоторым туристам настолько нравится местность, что они хотят купить домик неподалеку от деревни. «Но у нас действует запрет на пограничное строительство. Кинерма — особое достопримечательное место Республики Карелия, которое охраняется государством. И портить его современным строительством запрещено», — сказала Калмыкова.
Левиафан против Несси
Село Териберка на берегу Баренцева моря известно многим российским и некоторым зарубежным зрителям по фильму Андрея Звягинцева «Левиафан». Казалось бы, лента должна привлечь колоссальное внимание общества и властей к той разрухе, которая в какие-то моменты прямо смаковалась в кадре. Однако после выхода «Левиафана» стало больше только туристов, но не денег в сельском бюджете. Люди живут рыбной ловлей и мелким туристическим бизнесом.
«Местные, конечно, недовольны переменами. Они отчетливо видят, что все преимущества от нового положения проходят мимо них, — поделилась с «Газетой.Ru» Анфиса, сдающая в Териберке квартиры туристам. — Туристы оставляют много мусора, особенно иностранцы. Гостей села не облагают налогом, соответственно, никакие средства в сельский бюджет от них не поступают. Главе поселка негде найти денег на вынос того же мусора. А частные предприниматели в основном зарегистрированы в других городах и также не платят налоги».
Народная тропа, протоптанная туристами с момента выхода фильма, не заросла, но и в приличного уровня дорогу также не превратилась, продолжает Анфиса: «Автобусы ходят раз в два дня.
Туристам это объяснить сложно. Они могут приехать на день, а остаться в Териберке на неделю из-за проблем с транспортом.
Люди не понимают, что такое тундра в снежный буран».
От Мурманска до Териберки 120 км. «Таксисты за такую поездку берут пять тысяч рублей. Поначалу туристы ругаются, мол, слишком дорого. Но когда люди добираются до самого села, они сразу же берут свои слова обратно: пять тысяч за такую тяжелую дорогу — это даже мало», — рассказала Анфиса.
Съемки «Левиафана» на некоторое время осчастливили местных жителей. Жизнь в Териберке тогда бурлила, работа была у всех: кто-то был занят в массовке, кто-то работал завхозом, чинил машины, а один местный житель стал водителем Звягинцева. Каждый, кто участвовал в съемочном процессе, упомянут в титрах и получил личную благодарность от режиссера. Однако после выхода фильма все радости закончились. «Дополнительный заработок пропал, — вспоминает Анфиса. — Съемочная группа заказала и установила на нашем териберском мосту специальное освещение, которое они впоследствии оставили в подарок местным жителям. Однако
из-за отсутствия денег в муниципалитете мы так и не смогли включить его повторно. Фонари и лампы есть, а электричества нет».
Зарубежные журналисты, которые приехали в Териберку после выхода «Левиафана», раскрывали рты от увиденного. Оказалось, что все те полуразрушенные дома, сараи, которые фигурировали в фильме, — не декорации, а собственность местных жителей, которой люди пользуются не первый год. Кроме дома, который по сюжету надо было разрушить, никаких достроек не было.
Лев Федосеев/ТАСС Вид на поселок Териберка, где проходили съемки фильма режиссера А.Звягинцева «Левиафан»
«После фильма многие открыли для себя наше село как шикарное место для рыбалки. На мурманском берегу ловят треску, пикшу. В сезон рыбной ловли вы не найдете ни одного свободного места в гостинице, все выкуплено за полгода. Рыбаки приплывают на яхтах, везут с собой рефрижераторы. По российским законам, удочкой можно вылавливать столько трески, сколько поместится в твою лодку. Мы с мужем вдвоем в свою первую рыбалку в Териберке за раз поймали 120 кг трески.
Во время рыбалки вокруг тебя плавают киты. Когда они выпускают свои фонтаны, идет мороз по коже. За такими впечатлениями туристы и приезжают в наше село»,
— рассказала Анфиса. Из-за рыбалки она даже в апреле временно прекращает сдавать квартиры туристам.
Ловля рыбы — одно из немногих развлечений для тысячного населения деревни: «Когда весной в Териберке идет мойва, абсолютно все население выходит на берег, вооружившись сачками. Они вместе ловят рыбу, общаются между собой».
После премьеры «Левиафана» Териберкой увлекся Борис Акимов, основатель фермерского кооператива «ЛавкаЛавка». Он провел два гастрономических фестиваля, при этом, как рассказывают местные жители, первое мероприятие было намного ярче и интереснее второго. Тем не менее сельчане, у части которых нет денег на «выход в свет», то есть на поездку в город, были рады возможности встретиться и пообщаться. «Сейчас, насколько я знаю, кто-то получает субсидии на развитие района, но от местных жителей все это далеко. Их жизнь меняется только тогда, когда появляются рабочие места. Но съемки фильма и фестиваль — это временные явления», — заключила Анфиса.
На деревню дедушке
Родину Деда Мороза сейчас может с ходу назвать любой россиянин. Но свой статус Великий Устюг приобрел не сразу. В декабре 1998 года по инициативе правительства Москвы и администрации Вологодской области стартовал туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Были запущены специальные экскурсионные поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды и Казани. Товарооборот в городе вырос в 15 раз, снизилась безработица.
Сегодня горожане наверняка привыкли к наплыву туристов, однако 18 лет назад такое внимание к городу было для них в новинку. Хотя и до появления резиденции Деда Мороза в город приезжали достаточно активно: в Великом Устюге на 40 тысяч населения приходилось около 40 храмов и монастырей. «Ежедневно из Устюга в Вологду выполнялось пять рейсов Як-40 и один прямой рейс в Москву, — рассказал «Газете.Ru» почетный гражданин Великого Устюга Виктор Чучин. — Но обвал промышленного производства, безработица и закрытие авиарейсов негативно сказались на турпотоке и развитии города. Молодежь стала уезжать отсюда, и по окончании вузов на малую родину никто не спешил».
С появлением у Деда Мороза официальной «прописки» Устюг получил не только всероссийскую, но и мировую известность. Не все горожане были довольны новым статусом.
«Люди думали не о перспективе развития сказочной вотчины, а об отсутствии квартир, отремонтированных дорог и разрушенных предприятиях. Осуждать их в то время было сложно.
Некоторые заметили перспективу развития проекта и начали открывать гостиницы и рестораны. Турфирмы почувствовали рост рынка сбыта своих услуг», — поделился Виктор Чучин.
Владимир Смирнов/ТАСС Дед Мороз из Великого Устюга во время празднования дня рождения в своей резиденции
В близлежащих деревнях местные жители начали предлагать туристам проживание в деревенском домике, где можно попробовать блюда национальной кухни и попариться в русской бане. «Способы заработка разные — от сдачи жилья гостям города, презентации народных промыслов, создания новых турмаршрутов до банального способа заработка в духе «фото с обезьяной». В нашем случае в год Козы по восточному календарю один устюжанин предлагал туристам фотографироваться в центре города с дрессированной козой», — рассказала «Газете.Ru» журналист устюжской телекомпании «Провинция» Ирина Пестовникова.
Кто умел плести корзины, лапти из бересты, тот стал зарабатывать на этом, делать из своего товара сувенирную продукцию с изображением Деда Мороза.
«Каждый адаптировал свои возможности под туристический бизнес. Один житель решил использовать спуски к местному озеру и сделать из них горки.
Сначала он поставил маленькую деревянную горку, закупил «ватрушки» и стал сдавать их в аренду. За пять лет на этом месте «выросла» огромная деревянная горка. У него полный комплект и «ватрушек», и снегоходов. В прошлом году он сделал рядом мини-каток. С каждый годом появляется что-то новое. Летом на озере работает база катамаранов», — поделилась жительница Великого Устюга Ксения Дежнева.
Чем популярнее становился Великий Устюг, тем более именитые гости его посещали. Например, там целую неделю жил французский актер Пьер Ришар, а в 2008 году на Рождество в гостевом доме на территории вотчины Деда Мороза остановился Владимир Путин.
Конечно, туристическая привлекательность помогает городу. По приблизительным оценкам, каждый третий устюжанин работает в турбизнесе. Однако сфера не так прибыльна, как считают многие. Задача всех предпринимателей — за зимние месяцы заработать на весь год. В остальное время гостиницы, рестораны и вотчина Деда Мороза обыкновенно простаивают.
Реклама города с бюджетом блокбастера
За рубежом примеров, когда в город валом валят туристы после того, как место засветилось в фильме или сериале, намного больше. Резкий всплеск турпотока, в частности, отмечался в и так популярных городах после выхода лент «Париж, я люблю тебя» и «Нью-Йорк, я люблю тебя». А поздние работы Вуди Аллена и вовсе можно назвать рекламными роликами Парижа, Рима и Барселоны — города там становятся одними из действующих персонажей.
Gravier Productions Кадр из фильма «Полночь в Париже» (2011)
Забавная история произошла после премьеры комедии «Евротур». В один из моментов главные герои по ошибке оказываются в Братиславе, которая поражает их полной разрухой — как и полагается на стереотипный выдуманный взгляд американских туристов. Снимали виды столицы Словакии в чешском городе Миловице, где с 1968 по 1991 год размещался штаб Центральной группы войск СССР. После того как лента вышла, реальную Братиславу просто наводнили молодые путешественники. Большинство из них выпытывали, где можно увидеть «ту самую улицу», где, согласно фильму, старуха выливает помои прямо во двор из окна «хрущевки», суровый дед обтирается мокрой тряпкой из ведра у подъезда, а по асфальту в колдобинах бегает собака с человеческой рукой в зубах.
Туристические власти идиллической Братиславы были рады резко возросшей популярности города, но с едва скрываемым раздражением объясняли разницу между художественным вымыслом и реальностью.
«Крайне активно начали посещать места, засветившиеся в «Играх престолов», «Звездных войнах» (одну из сцен, в частности, снимали на Тенерифе. — «Газета.Ru»). Эффект от любого присутствия того или иного места в фильме, сериале или в каком-то ином визуальном продукте стопроцентный, — пояснила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. — В России пока таких случаев немного. Одним из ярких примеров является город, который и до этого активно посещали, но фильмы открыли его с другой стороны, создали дополнительный флер для новых поколений. Это Санкт-Петербург после фильмов «Прогулка» и «Питер FM». Там показана определенная атмосфера, в которую хочется окунуться».
То, что инфраструктура городов и сел не поспевает за популярностью этих мест, объясняется еще и тем, что в фильмах светятся в основном красоты природные. «Люди не ожидают в той же Териберке отеля пять звезд, не за сервисом они туда едут, более того, подобный отель испортил бы все впечатление и вызвал диссонанс», — говорит Ломидзе.
В то же время это не значит, что туристами можно не заниматься вообще, если они готовы приезжать ради нерукотворных вещей. «Парадоксально, но хотя в России максимально развиты онлайн-услуги по поиску, просмотру панорам, бронированию, с визуализацией большие проблемы.
Во многих регионах вообще нет обычных фотографий туристических объектов, а те, что есть, вызывают такие скучные ассоциации, что туда только по решению народного суда поехать можно.
Хотя на деле оказывается прекраснейшее место, где интересно молодежи, — рассказала Ломидзе «Газете.Ru». — В инстаграме у нас каждый второй, наверное, а вот эта несложная возможность привлечь туристов фотографиями используется процента на три. Не говоря уже о том, чтобы зазывать к себе съемочные группы».