Рекорд по осадкам почти 130-летней давности в Москве побит, сообщает Гидрометцентр России. Из-за дождей по столичным улицам устремились потоки воды, один перегон Филевской линии метро затопило, а река Яуза местами вышла из берегов. Чиновники говорят, что все системы жизнеобеспечения города работают в штатном режиме, а скопления воды образовываются, потому что ливневая канализация строилась с расчетом на нормальные, а не аномальные осадки.
В Москве за неполные сутки выпало 48 мм осадков, это рекордный для середины августа объем. Предыдущий максимум был зафиксирован в 1887 году, тогда в городе выпало 25,2 мм дождей. Синоптики ожидают, что дождь прекратится поздно вечером 15 августа или ночью. До этого времени помимо сильных дождей ожидается сильный ветер с порывами до 17 м/с.
В московском управлении МЧС обратились к водителям с просьбой не пытаться форсировать подтопленные участки дорог.
Москвичам к погодным рекордам за последнее время не привыкать. Однако таких масштабных последствий непогоды в городе давно не было. Пользователи соцсетей тем временем соревновались в остроумии, называя автобусы бело-зелеными крейсерами типа «гармошка», а также подшучивая, что в фейсбуке за это время выпало 70% годовой нормы постов про осадки.
Из легковых машин, маршруток и автобусов на затопленных улицах эвакуированы около 200 человек. В частности, спасатели вытаскивали людей на улице Академика Анохина, на Каспийской улице, Очаковском шоссе и на Сельскохозяйственной улице. Причем на северо-востоке Москвы подтопление произошло из-за реки Яузы, которая вышла из берегов. Местные жители отмечают, что уровень реки не поднимался так даже после таяния снега. В связи с этим пришлось перекрыть движение по 2-му Ростокинскому мосту в районе проспекта Мира.
Подтоплен оказался и открытый перегон между станциями «Пионерская» и «Филевский парк» Филевской линии метро. Впрочем, как уточнили в пресс-службе столичной подземки, скопление осадков было незначительным и на движении поездов инцидент не сказался. В «Мосводосток» только на утро 15 августа поступило 55 заявок о подтоплениях. За всеми местами, где могут возникнуть подтопления, закреплены отдельные бригады и спецтехника, которые прочищают дождеприемные решетки, ливневые колодцы, при необходимости откачивают воду и следят, чтобы хотя бы общественный транспорт ходил без помех и по графику. Кроме того, специалисты «Мосводостока» стараются понизить уровень воды в московских водоемах с помощью гидроузла на Яузе и водосбросных сооружений Лихоборской обводнительной системы. На работу систем жизнеобеспечения города аномальные ливни не повлияли, заявили представители комплекса ЖКХ и благоустройства.
Всего в Москве насчитывается около 280 мест, где могут возникнуть подтопления. По словам вице-мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова, Центральный округ обеспечен ливневой канализацией на 60%. Но строились эти системы в расчете на нормальное количество осадков.
«Если строить сразу ливневку на случай всемирного потопа, то на это никаких городских денег не хватит», — рассказывал Бирюков на одной из недавних пресс-конференций.
Чем интенсивнее и обильнее дожди, тем сложнее воде в одно время уйти в канализацию. А именно такие осадки характерны для Москвы в последнее время, признают эксперты. По словам декана дорожно-строительного факультета МАДИ д.т.н., профессора Игоря Чистякова, если раньше большая часть осадков выливалась за первую половину всего хронометража дождя, то теперь это происходит в ускоренном режиме: большая часть осадков обрушивается на город за первую треть всего времени ливня.
Ситуация усугубляется тем, что у нас с каждым годом становится все больше заасфальтированных поверхностей, поэтому вода, которая раньше могла впитаться в газон, никуда не уходит, а течет по тротуарам и проезжей части. И хорошо еще, если профиль улицы сделан грамотно — не идеально ровно, а под небольшим уклоном, и если на пути с правильным «шагом» встречаются решетки дождеприемников.
Как говорил в интервью «Газете.Ru» вице-мэр по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, город работает над тем, чтобы увеличить мощность водопропуска и водоприема: «Это могут быть решетки большей площади или бункеры большего объема».
По его словам, строить новые насосные станции, чтобы увеличить мощность канализации, в центре невероятно сложно: под асфальтом — из-за огромного количества коммуникаций, над асфальтом просто нет места из-за домов.
Поэтому город планирует подключаться к уже существующим ливневкам там, где это возможно. Также идет поиск новых способов водоотведения осадков с крышных пространств, возможно непосредственно сразу в канализацию или на озелененные участки, чтобы обеспечить естественный дренаж.