Воскресенье , 24 Ноябрь 2024
Home / Общество / По БАМу на «Кадиллаке»

По БАМу на «Кадиллаке»


Участок железной дороги от Тынды до Комсомольска-на-Амуре стал самым ярким аккордом в нашем путешествии по БАМу. В этом крае все самое-самое: самые живописные и самые опасные горы, самые веселые и удивительные люди, перед энергией которых отступает даже вечная мерзлота. А сам БАМ предстает здесь самым человечным и полезным творением.

Сейчас на БАМ приходится 1% от всех пассажирских перевозок в России. Не много, если считать в процентах, но это 10 млн пассажиров. То есть, 10 млн человек ежегодно пользуются услугами БАМа. И нередко бывает так, что БАМ – это единственная возможность отправиться на учебу, навестить родственников, съездить на отдых, поддержать бизнес и даже вырвать больной зуб. Жителям больших городов этого не понять, а житель российской глубинки не боится переоценить социальную значимость железной дороги.

.b-photoreport_article .wrap_main .media_content{ margin:0!important; } @media only screen and (max-width: 1260px) { .main_pick #photoreport_body { width:630px; float: left; } .main_pick .b-photoreport_article .wrap_main { width: 590px; height: 336px; } .main_pick .b-photoreport_article .photo_info { width: 590px; } .main_pick .b-photoreport_article .wrap_main .media_content{ width: 590px; height: 336px; line-height: 336px; } .main_pick .b-photoreport_article .wrap_main .media_content img{ max-width: 590px; max-height: 336px; } .main_pick .b-photoreport_article .wrap_main .left_arrow, .main_pick .b-photoreport_article .wrap_main .right_arrow, .main_pick .b-photoreport_article .wrap_main .all_photo{ height:336px; } }

Фоторепортаж: Поезда БАМа

$(document).ready(function(){ var pictures_length = pictures.length; pictures = pictures.slice(0, 5); full_photoreps = { id: «10255337», rep_url: «/business/photo/poezda_bama.shtml» }; photoreport_main(pictures, undefined, full_photoreps, 10255337, pictures_length); full_photoreps = {}; }) __is_photorep_included10255337: 1

Офтальмолог на разъезде

Чего стоит только «Терапевт Матвей Мудров». Это поезд, медицинский, если официально — передвижной консультативно-диагностический центр. Он укомплектован самым современным медицинским оборудованием для диагностики любых болячек. Прием больных проводят терапевт, хирург, педиатр, гинеколог, офтальмолог, оториноларинголог, врач функциональной диагностики, рентгенолог и другие специалисты. Консультации дает и невролог и невропатолог.

Поезд курсирует по железным дорогам Хабаровского, Приморского краев, Еврейской автономной и Амурской областей, Якутии. Медуслуги оказываются не только железнодорожникам, но и всем желающим. От Северобайкальска до Советской Гавани, что на берегу Тихого океана. БАМ проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, охватывает более 60 городов и поселков.

Кроме основного бамовского пути медицинский поезд заезжает и делает одно-двухдневные остановки на сотнях и сотнях больших и маленьких станций, примыкающих к БАМу. Ответвление на Усть-Илимск – 215 км; на Чинейское месторождение — 66 км; на станцию Бамовская — 179 км; на Нижний Бестях (Якутск) — 1078 км; на Эльгинское месторождение – 321 км; на станцию Известковая — 326 км; на станцию Волочаевка — 351 км. Еще имеется ответвление на станцию Чёрный Мыс — это дорога к заброшенной стройке подводного тоннеля на остров Сахалин — 120 км.

Медицинский поезд ждут даже там, куда железная дорога не дошла. Просто потому, что такой концентрации высококлассных специалистов не всегда найдешь даже в столичной клинике.

БАМ нужен людям, он выполняет социальную функцию, сродни той, что несет государство, считает Николай Бруев, начальник станции Тында.

— И, конечно, нужно достраивать БАМ-2. То, что построено, это только первая очередь. Начали строить вторую – остановились. БАМ — это не стройка ради стройки. Построим, а там посмотрим? Нет, это не так, — возмущается Бруев.

На БАМе даже обычные пассажирские поезда выполняют функции, без которых жизнь в этих суровых местах и вовсе казалась бы невозможной. Поездом сюда подвозят продукты питания, одежду и обувь, учебники, стройматериалы, сигареты и алкоголь.

По автодорогам доставлять эти грузы тоже можно, но трассы, петляющие параллельно «железке», нередко упираются в очередную горную реку без моста. Из окна поезда, неспешно поднимающегося в гору, это отчетливо видно. Рек и болот здесь очень много. Больше только гнуса и паутов – местных оводов. А вот мостов не много. Автомобильные мосты, бывает, строятся, это тоже видно из окна. Но строятся не везде. И не всегда сразу после того, как их снесет очередной паводок.

Так что БАМ – это дорога жизни. На каждой станции – стоянка обычно не превышает 10-15 минут – идет активная разгрузка. Грузовую часть пассажирского поезда облепляют японские и корейские подержанные внедорожники и минивэны. Сцена немного смахивает на кадры из советских фильмов про басмачей или про батьку Махно, грабивших поезда. Но здесь все проходит мирно, весело. Каждый приезд поезда – новый импульс для жизни, для развлечения, повод для шопинга или бизнеса. Малого бизнеса, мелкого, а иногда вполне даже успешного.

Артем Сизов/«Газета.Ru»

На красном «Кадиллаке»

На станции Ургал мы с удивлением обнаружили магазинчик – узкую комнату-пенал – с газетами и журналами, переводными картинками, китайскими куклами, наборами для рукоделия, зажигалками, бижутерией, мылом, кормом для собак и кошек и даже с канарейкой в клетке. Неожиданная бизнес-модель! Оказалось, что магазин очень востребован, от покупателей не было отбоя. Одна пассажирка прибежала с поезда купить скотч – оторвалась ручка от сумки, другая купила бант для дочери-школьницы…

Продавец наотрез отказалась назвать себя, но с радостью рассказала всю свою жизнь за три минуты: «За веселой жизнью на БАМ приехала я, из Донецка, сама не знаю почему. Мне тогда 22 года было, сейчас я на пенсии. Подрабатываю. Куда уезжать-то теперь уже. Да и привыкла. Тут у нас спокойно и все рядом», — поведала бизнес-леди.

Петр Васянович – представитель крупного бизнеса. Тоже когда-то начинал на БАМе, как и все здесь. Сейчас Васянович ездит на красном «Кадиллаке». У супруги тоже неплохая тачка – пикап «Фольксваген Амарок». Где мы оказались вообще? Дальневосточная это глубинка или американская?

Хотя родом он из Житомирской области, но такой человек, про которого говорят: «сделал себя сам». «Я в 6 лет уже работал, помощником пастуха. Мать получала в колхозе 20 рублей, да и то денег толком не давали, говорили – берите пшеницей. А отец – 30 рублей зарабатывал. Я сам, при живых родителях, попросился в интернат, в пятом классе. Я понимал, что родители не вытянут нас», — вспоминает Васянович.

.b-photoreport_article .wrap_main .media_content{ margin:0!important; } @media only screen and (max-width: 1260px) { .main_pick #photoreport_body { width:630px; float: left; } .main_pick .b-photoreport_article .wrap_main { width: 590px; height: 336px; } .main_pick .b-photoreport_article .photo_info { width: 590px; } .main_pick .b-photoreport_article .wrap_main .media_content{ width: 590px; height: 336px; line-height: 336px; } .main_pick .b-photoreport_article .wrap_main .media_content img{ max-width: 590px; max-height: 336px; } .main_pick .b-photoreport_article .wrap_main .left_arrow, .main_pick .b-photoreport_article .wrap_main .right_arrow, .main_pick .b-photoreport_article .wrap_main .all_photo{ height:336px; } }

Фоторепортаж: Автомобили БАМа

$(document).ready(function(){ var pictures=[ {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/313/10255313/upload-SIZ_7054-pic905-895×505-29596.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/313/10255313/upload-SIZ_7054-pic830-830×460-62805.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/313/10255313/upload-SIZ_7054-pic830-830×460-62805.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/313/10255313/upload-SIZ_7054-pic685-685×390-508.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/313/10255313/upload-SIZ_7054-pic620-620×350-63278.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/313/10255313/upload-SIZ_7054-pic580-580×330-52418.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/313/10255313/upload-SIZ_7054-pic410-410×230-95312.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/313/10255313/upload-SIZ_7054-pic305-305×175-78992.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/313/10255313/upload-SIZ_7054-pic265-265×150-92183.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/313/10255313/upload-SIZ_7054-pic150-150×100-91852.jpg»,pic4_zoom:» //img.gazeta.ru/files3/313/10255313/upload-SIZ_7054-pic4_zoom-1500×1500-32227.jpg»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»Артем Сизов/«Газета.Ru»»,js_description:»»,picsign_url:»» }, {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/295/10255295/upload-SEVEROBAIKALSK_SIZ_4837-pic905-895×505-30538.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/295/10255295/upload-SEVEROBAIKALSK_SIZ_4837-pic830-830×460-43445.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/295/10255295/upload-SEVEROBAIKALSK_SIZ_4837-pic830-830×460-43445.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/295/10255295/upload-SEVEROBAIKALSK_SIZ_4837-pic685-685×390-59685.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/295/10255295/upload-SEVEROBAIKALSK_SIZ_4837-pic620-620×350-30604.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/295/10255295/upload-SEVEROBAIKALSK_SIZ_4837-pic580-580×330-96387.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/295/10255295/upload-SEVEROBAIKALSK_SIZ_4837-pic410-410×230-31987.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/295/10255295/upload-SEVEROBAIKALSK_SIZ_4837-pic305-305×175-64837.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/295/10255295/upload-SEVEROBAIKALSK_SIZ_4837-pic265-265×150-36776.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/295/10255295/upload-SEVEROBAIKALSK_SIZ_4837-pic150-150×100-86054.jpg»,pic4_zoom:» //img.gazeta.ru/files3/295/10255295/upload-SEVEROBAIKALSK_SIZ_4837-pic4_zoom-1500×1500-42385.jpg»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»Артем Сизов/«Газета.Ru»»,js_description:»»,picsign_url:»» }, {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/301/10255301/upload-SIZ_6404-pic905-895×505-7955.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/301/10255301/upload-SIZ_6404-pic830-830×460-16124.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/301/10255301/upload-SIZ_6404-pic830-830×460-16124.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/301/10255301/upload-SIZ_6404-pic685-685×390-34400.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/301/10255301/upload-SIZ_6404-pic620-620×350-21955.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/301/10255301/upload-SIZ_6404-pic580-580×330-85625.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/301/10255301/upload-SIZ_6404-pic410-410×230-84673.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/301/10255301/upload-SIZ_6404-pic305-305×175-95054.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/301/10255301/upload-SIZ_6404-pic265-265×150-46667.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/301/10255301/upload-SIZ_6404-pic150-150×100-78383.jpg»,pic4_zoom:» //img.gazeta.ru/files3/301/10255301/upload-SIZ_6404-pic4_zoom-1500×1500-52927.jpg»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»Артем Сизов/«Газета.Ru»»,js_description:»»,picsign_url:»» }, {pic905:» //img.gazeta.ru/files3/319/10255319/upload-SIZ_7199-pic905-895×505-2666.jpg»,pic830:» //img.gazeta.ru/files3/319/10255319/upload-SIZ_7199-pic830-830×460-47113.jpg»,pic830c:» //img.gazeta.ru/files3/319/10255319/upload-SIZ_7199-pic830-830×460-47113.jpg»,pic685:» //img.gazeta.ru/files3/319/10255319/upload-SIZ_7199-pic685-685×390-62708.jpg»,pic620:» //img.gazeta.ru/files3/319/10255319/upload-SIZ_7199-pic620-620×350-45698.jpg»,pic580:» //img.gazeta.ru/files3/319/10255319/upload-SIZ_7199-pic580-580×330-73950.jpg»,pic410:» //img.gazeta.ru/files3/319/10255319/upload-SIZ_7199-pic410-410×230-80337.jpg»,pic305:» //img.gazeta.ru/files3/319/10255319/upload-SIZ_7199-pic305-305×175-6411.jpg»,pic265:» //img.gazeta.ru/files3/319/10255319/upload-SIZ_7199-pic265-265×150-29458.jpg»,pic150:» //img.gazeta.ru/files3/319/10255319/upload-SIZ_7199-pic150-150×100-76487.jpg»,pic4_zoom:» //img.gazeta.ru/files3/319/10255319/upload-SIZ_7199-pic4_zoom-1500×1500-91290.jpg»,js_pic_author:»»,js_picsrc:»Артем Сизов/«Газета.Ru»»,js_description:»»,picsign_url:»» } ]; var pictures_length = pictures.length; pictures = pictures.slice(0, 5); full_photoreps = { id: «10255289», rep_url: «/business/photo/avtomobili_bama_.shtml» }; photoreport_main(pictures, undefined, full_photoreps, 10255289, pictures_length); full_photoreps = {}; }) __is_photorep_included10255289: 1

Потенциал не раскрыт

Но запомнилось и другое. То, что говорили те же самые люди, не представляющие свою жизнь без БАМа. Это ветераны: Виктор Никулинских и Виктор Суходолов, Константин Новолецский, Василий Цивилев, Виктор Синицкий. Но это боевые ветераны. Например, Суходолов трудится на двух работах возрасту вопреки. А Никулинских выступает с лекциями и возглавляет совет ветеранов-железнодорожников. Чем они обеспокоены?

У всех одна тема для беспокойства: «Сегодня нет постоянства, люди не знают, что дальше – будет ли работа, не будет. Что власти решат – достраивать БАМ или нет».

— При Ельцине слово нельзя было про БАМ сказать! Нарицательное слово было — БАМ, отголоски до сих пор идут, нужен или не нужен БАМ, дорога в никуда. А при Путине начали восстанавливать, — говорит Никулинских.
— Я хорошо помню 90-е годы, когда говорили, что БАМ – это дорога в никуда. Когда говорили, что строительство БАМА – это была ошибка, — говорит Николай Бруев, представитель второго поколения бамовцев.

По его словам, после таких «вводных» в Тынде одна за другой гибли строительные организации, которые строили БАМ. А они, между тем, были с огромным потенциалом, который так и не был раскрыт до конца.

Длина основного пути БАМа (Тайшет — Советская Гавань) составляет 4287 км. Когда дорога проектировалась, предполагалось, что она поможет освоить гигантскую территорию в 1,5 млн кв км. Территорию, богатую запасами минерального сырья, топливно-энергетическими, лесными ресурсами. Тут вся таблица Менделеева. Прокладывай дорогу – добывай, богатей. Но сначала помешала война, в послевоенное время у государства не было «лишних денег», при Брежневе появились возможности, но только на прокладывание однопутного БАМа. Потом развал СССР, Перестройка, кризис экономический, геополитический.

Строительство магистрали обошлось государству в ценах 1991 года без учета упущенной выгоды в 17,7 млрд рублей. Но экономический потенциал БАМа полностью не раскрыт. Ключевая причина — медленное освоение прилегающих к БАМу территорий. Еще в 80-е годы советские экономисты указывали на то, что из запланированных девяти территориально-производственных комплексов, которые должны были обеспечить загрузку БАМа, реализованы только два — в Нерюнгринском угольном бассейне и Апсатском месторождении угля. С тех пор мало что изменилось. Не начаты, например, разработки Чинейского рудного, Удоканского медного и других крупнейших разведанных месторождений полезных ископаемых.

Достроить и дать ток

Тем не менее, являясь самым коротким железнодорожным путем к портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие регионы России, магистраль сокращает расстояние перевозки пассажиров и грузов до Приморья, Владивостока и Находки более чем на 200 км, до Ванино – почти на 500 кмв, до Якутии – на 600 км, а для пассажиров и грузов, которые следуют на Сахалин, Камчатку и в Магадан, – на 1000 км.

По направлению Тайшет – Тында – Комсомольск объем грузовых перевозок составляет порядка 12 млн тонн в год.

Большая часть магистрали – однопутная, с «карманами», необходимыми для пропуска встречных поездов, поэтому рост объемов транспортировки ограничен.

Сейчас основная часть Байкало-Амурской магистрали, как говорят сами железнодорожники, это дорога первой категории. То есть, здесь по два пути на участке Лена – Тында и один путь на участке Тында – Комсомольск-на-Амуре. Oт Тайшетa до Усть-Кута дорога двухпутная и электрифицированная на переменном токе (27 кВ), от Усть-Кута до станций Таксимо дорога пока еще однопутная, но электрифицирована. Далее в восточном направлении движение поездов — на тепловозной тяге.

— Конечно же, нужно достраивать БАМ-2. То, что построено, это только первая очередь. И необходимо электрифицировать БАМ полностью, — считает Андрей Бардов, начальник восстановительного поезда на станции Таксимо.

По прогнозам РЖД, к 2030 году объемы перевозок по магистрали могут возрасти в разы. Наибольший прирост объемов грузовых потоков прогнозируется на направлении Комсомольск — Советская Гавань, что связано с развитием портовых терминалов для экспорта грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также со специализацией Транссибирской магистрали на контейнерных и пассажирских перевозках.

Советуем посмотреть

СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.