Отчётливо помню, как пару десятилетий назад геймеры мечтали, что однажды видеоигры станут неотличимыми от фильмов. И речь шла вовсе не о заранее отснятых материалах с живыми актёрами, как в какой-нибудь Phantasmagoria или Under a Killing Moon, а о полностью интерактивных развлечениях, которые выглядели бы как кинофильм, но при этом игрок мог влиять на развитие сюжета. Время шло, но никто из разработчиков так и не воплотил эту мечту в жизнь. Никто, кроме смелого французского гейм-дизайнера Дэвида Кейджа и его студи Quantic Dream. Сегодня я расскажу вам об игре Beyond: Two Souls, которая вышла в 2013 году для консоли PlayStation 3, однако в этом месяце обрела второе рождение на платформе PlayStation 4.
Дэвид Кейдж – это творческий псевдоним французского музыканта, сценариста и гейм-дизайнера Дэвида Де Груттоля. С юношества Дэвид мечтал снимать фильмы по собственным сценариям, однако судьба неразрывно связала его жизнь с игровой индустрией, где он и решил самореализоваться по полной программе. В 1993 году Дэвид основал небольшую звукозаписывающую компанию Totem Interactive и зарабатывал тем, что писал музыку к различным видеоиграм, среди которых были, например, Super Dany (1994) и Timecop (1995). В 1997 году Дэвид вместе со своим приятелем Гийомом де Фондомье основал студию Quantic Dream, в стенах которой по сей день создаются великолепные игры. Я просто не могу себе позволить не сказать хотя бы пару слов об этих проектах.
Первым экспериментом студии по скрещиванию видеоигр и кинематографа стала игра Omikron: The Nomad Soul, вышедшая в 1999 году на PC, а чуть позже – на Sega Dreamcast. Саундтрек к игре записал знаменитый музыкант Дэвид Боуи, он же сыграл и озвучил одного из её персонажей. Это была одна из первых игр, в которой активно использовалась технология захвата движений Motion Capture. Захватывающий научно-фантастический сюжет с элементами триллера и необычная смесь нескольких жанров быстро возвели игру в культовый статус среди игроков, а студия Quantic Dream уже вовсю трудилась над своим вторым проектом, который получил название Fahrenheit (2005). Несмотря на затянувшийся процесс разработки, игра эта лишь закрепила за студией звание «инноватора», так как впервые игрок мог видеть мир игры глазами сразу двух персонажей на разделённом экране, а события при этом разворачивались в реальном времени. Специалисты студии продолжали совершенствовать технологию захвата движений актёров и экспериментировать с различными игровыми механиками. Играть в фантастический детектив Fahrenheit интересно даже сейчас, спустя десять лет после дня релиза.
Но настоящее всемирное признание пришло к Quantic Dream с выпуском их третьей игры Heavy Rain (2010) для консоли PS3. Дэвид Кейдж рассказал в игре убедительную историю о любви отца к своему сыну. Это первая игра студии, из которой практически полностью были выброшены любые фантастические элементы. Heavy Rain – напряжённый психологический триллер о маньяке, похищающем детей, в котором игрок поочерёдно управлял сразу четырьмя персонажами, чьи жизни в какой-то момент тесно переплетались между собой. Впервые все герои игры были полностью сыграны профессиональными актёрами, которые не только подарили персонажам свою внешность, но также озвучили их и выполнили на съёмочной площадке все движения для MoCap. Компания Sony была настолько впечатлена работой Кейджа и его команды, что заключила договор с Quantic Dream, согласно которому студия обязалась выпустить ещё несколько эксклюзивных игр для платформ семейства PlayStation.
В 2013 году на свет появилась четвёртая по счёту игра Дэвида Кейджа Beyond: Two Souls. В ней гейм-дизайнер продолжил свои эксперименты с необычным повествованием и вновь вернулся к научно-фантастической тематике. Главная героиня игры – девушка по имени Джоди Холмс. Ещё в детстве в ней открылась необычная и весьма пугающая способность: она может общаться с потусторонним миром. Более того, она неразрывно связана с некоей паранормальной сущностью, которую Джоди называет Айденом. Две души связаны невидимой нитью и не могут существовать друг без друга. По просьбе Джоди Айден может вселяться в людей, управляя ими, передвигать предметы, активировать различные механизмы и проникать в закрытые помещения сквозь стены, прямо как персонаж Патрика Суэйзи в фильме «Привидение». Однако подобный дар привносит в жизнь девушки не только новые возможности, но и множество проблем.
Так получилось, что Джоди жила на американской военной базе вместе со своими приёмными родителями. Их очень пугает дар дочери, а после того, как Айден чуть не задушил соседского мальчика, заступившись за Джоди на игровой площадке, они отказываются от неё, передав ребёнка в руки военных учёных во главе с доктором Нейтаном Докинзом. Вот так в одночасье жизнь маленькой девочки стала принадлежать правительству США. Разумеется, под всей этой научно-фантастической обёрткой про призраков и потусторонний мир скрыта сильная эмоциональная драма, которые так любит Дэвид Кейдж. Игра охватывает 15-летний период взросления главной героини, во время которого игрок сможет почувствовать все этапы, через которые пришлось пройти Джоди. В истории уделено внимание её детским страхам, подростковому максимализму, протесту против взрослых с их дурацкими правилами, первой влюблённости и другим немаловажным для любой девушки моментам. Наблюдать за метаморфозами в её мировоззрении очень интересно, а самое главное – ты безоговорочно веришь происходящему на экране.
В оригинальной версии игры Дэвид Кейдж пошёл на не совсем понятный мне шаг в плане изложения сюжета. Он словно перемешал между собой многочисленные эпизоды из жизни Джоди, затем вывалив их на голову игроков в совершенно случайном порядке, отчего игра стала похожа на фильм «Помни» Кристофера Нолана. Сначала игрок видел взрослую Джоди, которая выполняет спецзадания для ЦРУ, затем вдруг переносился в её детство, потом оказывался в ещё более далёком прошлом, а после этого оказывался в юношеском периоде её жизни. Подобные прыжки по временной шкале приводили игроков в полное замешательство, так как мысленно собрать этот пазл воедино можно было лишь ближе к финалу игры. Многие игровые критики именно из-за этой особенности повествования и снизили итоговую оценку Beyond: Two Souls в 2013 году. Но не печальтесь, так как в версии игры для консоли PlayStation 4 эпизоды можно проходить в строгом хронологическом порядке. Нужно заметить, что ощущения от прохождения в этом режиме совершенно другие. Это я к тому, что если вам не понравился оригинал – попробуйте перепройти его ещё раз в правильной последовательности эпизодов. Велика вероятность, что в этот раз игра зацепит вас куда сильнее. Хотя я и от оригинала был в полном восторге.
Игровой процесс ничуть не изменился с 2013 года. В роли Джоди вам предстоит исследовать различные локации, общаться с другими персонажами, взаимодействовать с предметами. Время от времени придётся переключаться на Айдена и управлять им. С помощью призрака вы можете спасти Джоди, если той грозит опасность, безнаказанно подслушивать чужие разговоры или, например, открыть дверь, запертую с другой стороны. Встроенный в контроллер DualShock 4 динамик во время управления Айденом издаёт очень атмосферные звуки, что лишь добавляет происходящим на экране событиям реализма. Кстати, игру можно проходить вдвоём с приятелем или членом семьи. Один игрок управляет Джоди, а второй – Айденом. В качестве второго контроллера может выступать ваш смартфон или планшет, на который предварительно нужно будет скачать одноимённое приложение из App Store или Google Play. Проходить Beyond: Two Souls вдвоём гораздо интереснее, так как вы можете в реальном времени делиться впечатлениями от игры с вашим напарником.
Ещё одним нововведением переиздания стала система учёта решений, принятых во время прохождения игры другими игроками. Так как игра предлагает вам определённую вариативность прохождения каждого эпизода, то после его завершения вам покажут, какие решения приняли в той или иной ситуации другие игроки. Нечто подобное мы видели в недавней игре Life is Strange или в проектах студии Telltale Games. Польза в подобной статистике, безусловно, есть. Так как с её помощью ты увидишь, если вдруг пропустил что-то интересное во время прохождения. Я, например, узнал, что оставил без внимания немало интересного во время первого прохождения игры в 2013 году, после чего бросился навёрстывать упущенное. А ещё я заметил, что многие экшен-сцены стали гораздо сложнее, отчего проходить их теперь гораздо интереснее. Управление в игре очень удобное: левым аналоговым стиком вы перемещаете персонажа по локации, а правым выполняете контекстные действия в зависимости от ситуации. Например, подвели вы персонажа к холодильнику, отклонили правый стик в его сторону и персонаж сразу откроет дверцу холодильника. Просто, эффективно, интуитивно понятно.
Меня всегда удивлял тот факт, что многие игроки и критики ругали Beyond: Two Souls за то, что свобода игрока в виртуальном мире жёстко ограничена. Не следует путать «песочницу» и «кинематографичную игру», ведь если дать игрокам полную свободу, то они немедленно нацепят на голову ведро и будут с улюлюканьем кататься по улицам виртуального города в тележке из супермаркета. А это, как вы понимаете, ничуть не способствует правильной подаче драматического сюжета и созданию нужной атмосферы. Любое ограничение свободы действий игрока – это шаг вынужденный и тщательно продуманный разработчиками. Ещё больше меня удивляют возгласы: «я хочу играть в игры, а не в это кинцо!». То есть сначала геймеры мечтали, чтобы игры больше походили на фильмы, а когда это, наконец, случилось, они вдруг резко затосковали по играм традиционным, в которых нужно только стрелять и прыгать? Ещё одно доказательство того, что люди сами толком не понимают, чего хотят.
Исполнение главных ролей в игре впервые было доверено знаменитым голливудским актёрам. Джоди Холмс сыграла канадская актриса Эллен Пейдж («Начало», «Джуно», «Леденец»), и мне показалось, что выложилась она на съёмочной площадке на все 150%. Настолько эмоциональной, многогранной и яркой получилась её героиня, при этом совершенно разная в каждый из ключевых периодов своей жизни. Роль доктора Докинза исполнил гениальный актёр Уиллем Дефо. Мне кажется, что он в принципе не способен сыграть свою роль блекло или бездарно, вспомните хотя бы фильм «Святые из Бундока» или его образ злодея из недавнего фильма Уэса Андерсона «Отель Гранд Будапешт». Два талантливых актёра мирового уровня выводят кинематографичность Beyond: Two Souls на принципиально новый качественный уровень. И у тебя даже не возникает мысли о какой-то там «зловещей долине», когда ты видишь их героев на экране. Они выглядят невероятно живыми и настоящими. В этом, безусловно, заключается одно из самых важных достижений студии Quantic Dream и Дэвида Кейджа в сфере скрещивании кино и видеоигр.
Визуально игра выглядела великолепно ещё на консоли PlayStation 3. Когда ты видишь картинку такого уровня, сгенерированную в реальном времени на железе девятилетней давности, у тебя невольно приоткрывается рот от удивления. При переносе игры на PlayStation 4 её разрешение было увеличено с 1280 х 544 пикселей до 1920 х 817. Необычное соотношение сторон связано с наличием чёрных полос сверху и снизу экрана. Сделано это было исключительно в угоду кинематографичности, а не для экономии ресурсов, как многие считают. Частота кадров не изменилась со времён оригинала, игра выдаёт стабильные 30 fps, не просаживаясь даже во время особенно зрелищных моментов, коих здесь пруд пруди. Не обошлось и без небольших улучшений графического движка. Например, был полностью переработан эффект «глубины резкости», сильно страдающей от обилия пикселей по краям объектов в PS3-версии. Кроме этого, были улучшены системы освещения и сглаживания, увеличена дальность прорисовки объектов, а также было повышено разрешение текстур.
Несмотря на наличие в игре русской озвучки, я настоятельно рекомендую вам играть с оригинальным звуком, который записывался прямо на съёмочной площадке игры, а не в будке для записи дубляжа. Голоса Эллен Пейдж и Уиллема Дефо нужно слышать в их первозданном виде, а понять английский язык вам помогут русские субтитры. Также игра может похвастаться великолепным музыкальным сопровождением. Работу над ним начал композитор Норманд Корбейл, который создал пронизывающую музыку для Fahrenheit и Heavy Rain, однако он скончался от рака, так и не успев закончить начатое дело. После его смерти музыкой занимался композитор Лорн Бэлф, известный работой над фильмами «Тёмный рыцарь», «Железный человек» и «Шерлок Холмс», а помогал ему в этом знаменитый голливудский композитор Ханс Циммер, имя которого хорошо знакомо любому киноману. В итоге разработчики Beyond: Two Souls решили посвятить свою игру Норманду Корбейлу.
В играх Quantic Dream есть всё, что лично я хотел бы от них получить: эмоции, сильный сюжет, увлекательный игровой процесс и, что немаловажно, взрослые сцены. Да, я люблю, когда персонажи в играх искренне ругаются матом и занимаются сексом. Без всего этого действо на экране выглядит совершенно неправдоподобно и как-то чересчур «сахарно». Такое в современных играх встретишь редко, поэтому каждая игра Quantic Dream – это для меня настоящий праздник. Не так часто в наше время можно встретить высокобюджетную игру уровня дорогих голливудских блокбастеров с замечательной актёрской игрой, шикарной постановкой и морем зрелищных спецэффектов. И пускай даже кому-то такие кинематографичные видеоигры придутся не по душе, но я продолжу любить их всем сердцем. Ведь именно об этом я мечтал ещё будучи школьником в начале 90-х. Кстати, Beyond: Two Souls – вторая в истории игра, которая удостоилась чести попасть на кинофестиваль Трайбека (первой игрой стала великолепная L.A. Noire). А Британская академия кино и телевизионных искусств BAFTA признала игру «Лучшим художественным достижением 2013 года».
Плюсы:
- Трогательная история о взрослении, любви, жизни и смерти.
- Голливудские актёры замечательно исполнили роли главных героев.
- И без того отличная графика стала ещё более впечатляющей на PS4.
- Возможность пройти игру в хронологическом порядке эпизодов.
- Реалистичная анимация движений и мимики персонажей.
- В игре появилась система учёта принятых другими игроками решений.
- Beyond: Two Souls стирает тонкую грань между играми и кино.
- Игру можно пройти вместе с другом или членом семьи.
- Очень качественный эмоциональный саундтрек.
- Бонусный эпизод из DLC изначально включен в игру.
- Наличие в игре множества концовок.
Минусы:
- Играть в классической последовательности эпизодов всё также сложно.
- Реально повлиять на развитие сюжета можно лишь в конце игры.
Если вы по каким-то причинам пропустили оригинальную игру 2013 года, теперь у вас есть реальный шанс приобрести её для PlayStation 4 и пройти в лучшей из существующих на сегодняшний день версий. Игровая пресса совершенно незаслуженно критикует эту работу Дэвида Кейджа, игнорируя тот факт, что он — один из немногих современных гейм-дизайнеров, который делает не конвейерные стрелялки, а нечто совершенно уникальное. Каждая игра Quantic Dream – штучный продукт, который хочется исследовать от начала и до конца, проникаться его атмосферой и примерять на себя эмоции главных героев. Beyond: Two Souls – это практически идеальный гибрид кинематографа и игровой индустрии, поэтому я ставлю игре 9,5 баллов из 10 и с нетерпением жду порт Heavy Rain для PlayStation 4, запланированный на весну 2016 года. А там, глядишь, подоспеет и новая игра студии — Detroit: Become Human, которая расскажет нам историю девушки-андроида, считающей себя человеком.