Наталья Починок возглавила Российский государственный социальный университет (РГСУ) в конце 2014 года. В тот период в вузе произошел ряд громких скандалов, в том числе – связанных с плагиатом в диссертациях его соискателей. Как руководство Университета отреагировало на скандал, что думает о студентах в хиджабах и какие учебные заведения войдут в структуру РГСУ – читайте в интервью, которое Наталья Починок дала «Газете.Ru».
— Как только вы возглавили РГСУ, было объявлено о новой концепции его развития. Расскажите, как она реализуется?
— Два года назад новая концепция была одобрена ученым советом и представлена трудовому коллективу. Она рассчитана на пять лет. Основные цели и задачи просты: стать эффективным университетом по рейтингу мониторинга вузов Министерства образования. Это главное, так как в 2014 году, когда я вступила в должность, вуз был неэффективен по основным критериям, к примеру, по научной и международной деятельности. За 2014-2015 годы наш коллектив смог исправить ситуацию, и сегодня РГСУ является эффективным учебным заведением. Особое внимание у нас уделяется международному сотрудничеству. Если в 2014 году в Университете обучалось только 0,1% студентов из-за рубежа, то сегодня их больше 10% от общего числа учащихся.
Согласно стратегии развития мы должны сделать так, чтобы их было 15%, что соответствует крупнейшим вузам мира. Мы сейчас является ключевым партнером ряда стран Латинской Америки, Кубы, государств Африки, Восточной Европы, Южной Кореи и Китайской Народной Республики. Это те страны, откуда к нам приезжают студенты на обучение. Кроме того, определен ряд направлений, которыми мы серьезно занимаемся. Мы – партнеры ключевых министерств и некоммерческих организаций: Министерства экономического развития, Министерства труда и социальной защиты, Агентства стратегических инициатив. Сейчас мы стали первым университетом по подготовке глав муниципалитетов. Заключено соглашение с руководителем Общероссийского Конгресса муниципальных образований Виктором Кидяевым по созданию базовой кафедры для профессиональной переподготовки руководителей муниципалитетов России.
Михаил Мокрушин/РИА «Новости» Наталья Починок
— В 2014 году, когда вы только вступали в должность, были выявлены факты плагиата в диссертациях кандидатов и докторов наук, которые защищались в РГСУ. Что стало с теми обладателями степеней, в работах которых нашли плагиат?
— Действительно,
факты плагиата в диссертациях были очевидны, и диссертационный совет проголосовал за лишение степеней их «авторов».
Насколько мне известно, эти люди не были сотрудниками РГСУ, они только защитились у нас. С самого первого дня моей работы в Университете я жестко определила наш принцип — и перед студентами, и перед преподавателями: мы ни у кого не списываем и не приемлем никакой коррупции. Коллектив РГСУ предпринимает, и будет предпринимать контрольные и разъяснительные меры для того, чтобы подобное не допускалось. В первую очередь, потому что это не соответствует репутации серьезного и динамично развивающегося университета. У нас даже агитплакаты на стенах есть, объясняющие «Как не сесть за «спасибо». Важно, чтобы люди понимали, что это, мягко говоря, противозаконно.
— Был громкий скандал с основателем РГСУ Василием Жуковым, которого избили битами. О вашем назначении он высказывался нелицеприятно. В каких вы сейчас с ним отношениях, что сейчас происходит?
— Поверьте, мне как ректору есть, о чем заботиться. Я занимаюсь, в первую очередь, развитием коллектива, делаю так, чтобы зарплата преподавателей соответствовала рыночным условиям. Надо улучшать и положение дел в вузе в целом. Недавно «Эксперт» совместно с МИА «Россия сегодня» опубликовали свои рейтинги высших учебных заведений, в которых РГСУ занял девятое место по внутренней экономике, обойдя РЭУ имени Г.В. Плеханова и оказались впереди крупнейших федеральных вузов по многим другим показателям. Проще говоря, я каждый день решаю задачи, соответствующие моей должности.
— Жуков говорил, что ваш покойный муж Александр Починок оказывал на того давление, чтобы сместить его с поста ректора, и даже мог стоять за нападением на бывшего главу РГСУ. Вы не планируете подать в суд на Жукова из-за этого?
— Нет. У каждого есть свое мнение. Если оно такое, я не буду с ним спорить. Но хочу подчеркнуть: у меня другое мнение на этот счет.
— Планируются ли какие-либо слияния РГСУ с другими вузами?
— Мы сейчас находимся на этапе юридического оформления объединения с Московским институтом музыки имени Шнитке. Ученые советы вузов наших университетов приняли единогласное решение об объединении. Это первый шаг в создании единого вуза. Сейчас готовятся документы по слиянию и наши коллективы уже работают как одна команда. Мы проводим совместные концерты, обмениваемся опытом. Объединений с другими учебными заведениями пока не планируется.
— Будут ли сокращения преподавателей в Институте имени Шнитке после завершения слияния?
— Ни в коем случае. Мы начали работать вместе еще с 1 марта этого года, и провели огромное количество совместных мероприятий. Преподавательский состав института Шнитке органично вошел в коллектив РГСУ. Более того, создан факультет — Высшая школа музыки, и по согласию вдовы Альфреда Шнитке он будет носить его имя.
Что касается зарплат педагогов института, то мы провели беседы с каждым преподавателем, и объяснили, как будет выстраиваться его карьера, какую зарплату он будет получать и другие вопросы.
Никаких возражений ни у кого не возникло.
— Недавно в МГИМО произошел скандал, когда абитуриентку в хиджабе не пустили в стены института из-за ее одежды, мотивировав это тем, что МГИМО — светский вуз. У вас будет вводиться свой дресс-код?
— Нет, хотя мы тоже светский вуз. Для нас главное сам студент, его желание учится, нам не важно, какое у учащегося вероисповедание. В настоящий момент в РГСУ обучается 35 тыс. студентов, и среди них есть представители всех конфессий. В прошлом году мы провели по заданию Минобразования Всероссийскую конференцию, направленную на изучения вопросов межконфессионального взаимодействия. Университет посетили студенты из большинства регионов России. Ребята вырабатывали единую политику по этой проблематике. Кроме того, у нас есть кафедра теологии, где мы готовим специалистов в направлении религиоведение. В этом году был первый выпуск студентов, которые ее закончили. Также у нас есть Центр православной журналистики, где молодые люди, находящиеся в детском приюте при монастыре, обучаются основам журналистики. В приюте они изучают теологические предметы, а мы даем им основы светского образования. Чем больше способов общения с внешним миром, чем больше людей, которые по зову сердца занимаются той или иной религиозной практикой, тем меньше будет возникать вопросов у общества относительно тех или иных проявлений их веры.
— Сколько в этом году планируется создать платных и бюджетных мест в РГСУ?
— Порядка 1500 бюджетных и 2000 контрактных. Мы готовы к приему учащихся и очень ждем абитуриентов.
— Сейчас в нашей стране есть определенные экономические проблемы. В связи с этим РГСУ сможет выполнить обязательства по зарплатам преподавателям и стипендиям студентам?
— Да, это важнейший вопрос. Мы уверенно смотрим в завтрашний день с точки зрения зарплат коллективу, тем более что этот вопрос находится на контроле главы министерства образования и науки Ливанова.
Деньги же на стипендии нам полностью выделяет государство посредством Минобрнауки. Учащиеся полностью защищены в этом плане.
Единственное, специально из средств университета мы доплачиваем стипендии социально нуждающимся студентам и тем, кто отлично учится.
— Вы раньше говорили, что ставите целью сделать так, чтобы в РГСУ учились 180 тыс. студентов. Эта задача по-прежнему актуальна?
— Называя эту цифру, мы имели в виду обучающихся всех форм и программ высшего образования, в том числе тех, кто получает у нас дополнительное образование или учится на программе повышения квалификации. Сегодня в России порядка 73 млн людей трудоспособного возраста ,которым, в той или иной степени, необходима переквалификация. РГСУ стал ключевым партнером Минтруда в данном направлении, мы разрабатываем профессиональные и образовательные стандарты по повышению квалификации, и профессиональной переподготовке кадров. Исследователи говорят, что, в среднем, человек три раза в жизни меняет направление своей деятельности, и ему необходимы дополнительные знания и навыки. Поэтому данное направление мы и в дальнейшем будем развивать. Не говоря о пожилых людях, которым зачастую необходимы программы повышения компьютерной грамотности. Сегодня у нас учится 35 тыс. студентов классической формы обучения, еще несколько тысяч получает дополнительное образование. И я уверена, что цифра в 180 тыс., с учетом всех наших образовательных проектов, будет легко достигнута со временем.
— При прежнем руководстве была проблема в нехватки общежитий. Сейчас она решена?
— Да, у нас дела с общежитиями обстоят гораздо лучше, чем во многих других вузах. Московские университеты очень востребованы у ребят из регионов, и мы выглядим привлекательно, так как можем без проблем их поселить в столице на время учебы. Конечно, если бы у нас была возможность получить еще какие-то объекты, где есть жилой фонд, чтобы предоставить их нашим студентам, мы бы не отказались. Для родителей важно отправить ребенка учиться туда, где есть крыша над головой. И мы это понимаем.
—Студенты разных поколений РГСУ отмечают, что в этом университете большое внимание всегда уделяли шахматам, и даже были предметы по ним. Разве можно заставлять учащихся заниматься шахматами вместо других предметов?
— Если можно так выразиться, мы главный шахматный вуз страны. РГСУ регулярно проводит международный турнир Moscow Open, это крупнейшее профессиональное соревнование по шахматам Европы и мира. В этом году Университет установил рекорд по самому крупному шахматному уроку в мире, что отражено в Книге Гиннесса. Как известно, сейчас у России с некоторыми странами не столь теплые отношения, как хотелось бы, но, невзирая на это, на Moscow open приехали игроки из 42 государств. По поводу уроков, о которых вы упомянули, то это выглядит так: ребятам вместо физкультуры предлагается заниматься шахматами с преподавателем. Это делается по их желанию, никто не заставляет, понятное дело, играть. Что же касается в целом шахматного спорта, конечно, мы его продолжим развивать и уже это делаем.
Совместно с Шахматной федерацией РФ мы создали Национальную Студенческую шахматную лигу. Через нее мы передаем другим университетам наш опыт и даже готовим преподавателей шахмат. Мое мнение, шахматы — это наша визитная карточка не только в России, но и во всем мире.
Недавно я ездила в Польшу и выступала в Европейской шахматной федерации, а также общалась с представителями Европейского студенческого спортивного союза, рассказывала о нашем опыте и о том, как можно развивать Университет через эту игру.
— Сами вы играете?
— Играю, и регулярно занимаюсь с преподавателем. В рамках Moscow Open у нас есть свой VIP-турнир, где выступают ректоры университетов, и я в нем участвую, представляя РГСУ. Но мои личные успехи пока скромны.
— Будет ли РГСУ присвоено имя бывшего министра труда Александра Починка?
— Нет. Мы решили увековечить имя Александра Петровича, который очень много сделал для ВУЗа, в названии специального фонда. Он создан университетом и реализует масштабные программы. Конкурс проектов и программ развития регионов, проводимый Фондом при поддержке Министерств и ведомств Российской Федерации. Он проводился в 2016 году во второй раз в рамках Сочинского форума. В конкурсе участвовали 70 регионов, а председателем его экспертной комиссии стала вице-премьер Ольга Голодец.