МВД решило ввести новый профессиональный праздник — День полиции — и отмечать его 5 июня. При этом старый праздник — День сотрудника органов внутренних дел, — который был учрежден еще в СССР, предлагается не отменять. Сами полицейские, с которыми пообщалась «Газета.Ru», недоумевают, зачем им сразу две торжественные даты.
Руководство МВД России предложило ввести новый профессиональный праздник — День образования российской полиции, сообщается на сайте ведомства. Проект соответствующего указа также размещен для обсуждения на сайте regulation.gov.ru. В пояснительной записке к документу сказано, что «принятие проекта указа не вызовет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не вызовет дополнительных расходов субъектов предпринимательской деятельности».
При этом предлагается не отменять старый праздник, который был введен еще во времена СССР и традиционно отмечается с тех пор 10 ноября каждого года.
«Установление новой памятной даты наряду с официальным праздником 10 ноября — Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации — необходимо для более глубокого изучения многовекового опыта борьбы с преступностью в России, а также будет способствовать распространению исторических знаний и сохранению положительного отечественного опыта работы полиции по охране общественного порядка и безопасности»,
— объяснила «Газете.Ru» предложение МВД официальный представитель ведомства Ирина Волк. По ее словам, эксперты и историки установили, что 25 мая (5 июня по новому стилю) 1718 года Петром I учреждена должность Санкт-Петербургского генерал-полицмейстера — начальника главной полицмейстерской канцелярии. Специально для этой должности был издан документ «Пункты, данные Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру», в котором была сформулирована программа деятельности полиции и определены ее роль и место в Российском государстве.
Согласно дошедшим до нас историческим документам, служба, которая стала прообразом полиции, появилась в России при Иване Грозном. В те времена города были разбиты на участки, огороженные так называемыми рогатками (деревянными заграждениями), при которых находились городские стражники. Они содержались из городского бюджета. Стражники выполняли функции современной патрульно-постовой службы и не участвовали в расследовании преступлений. Для следственной работы был учрежден так называемый Разбойный приказ, который можно было бы назвать аналогом Следственного комитета. В него входили всего лишь 10 человек. Все они принадлежали к дворянскому сословию. Начиная с эпохи первых Романовых российских полицейских именовали «земскими ярыжниками». В Москве они носили одежду красного и зеленого цветов, а в других городах цвет их формы мог быть другим. На ней были вышиты две буквы — «З» и «Я».
Зачастую земские ярыжники занимались не только охраной порядка, но и борьбой с пожарами, а также следили за чистотой городской канализации.
Все органы внутренних дел того времени подчинялись руководству того или иного города: единого министерства внутренних дел тогда еще не было.
7 июня Петр I учредил так называемое управление Главной полиции Петербурга. Первоначально штат полиции состоял из ее начальника — генерал-полицмейстера, заместителя генерал-полицмейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. Аналогичная структура была вскоре образована и в Москве.
Первое единое полицейское ведомство, которому подчинялись формирования органов внутренних дел в разных регионах Российской империи, было образовано в 1810 году по инициативе знаменитого реформатора Михаила Сперанского. Называлось оно тогда Министерством полиции. Позже его назвали Министерством внутренних дел. В таком виде этот орган власти просуществовал до 1917 года. Кроме полиции, в МВД входило и специальное управление, которое занималось вопросами регистрации представителей различных религиозных конфессий — православных, католиков, мусульман, иудеев и так далее.
После Февральской революции царская полиция была упразднена. В апреле 1917 года Временное правительство учредило «народную милицию». Слово «милиционер» традиционно обозначало «ополченец», однако в России и СССР таким образом хотели подчеркнуть то, что сотрудников в эту службу набирают из числа простых людей. Первоначально рабочая милиция существовала в форме массовых самодеятельных организаций, формировалась на началах добровольных дружин, поэтому не могла остановить разгула преступности. Только в 1918 году из нее вновь сделали профессиональную структуру, куда шел относительно строгий отбор и где к кандидатам на службу предъявлялись определенные требования.
Долгое время милиционеры не имели своего профессионального праздника. Он был учрежден только в 1962 году и стал отмечаться 10 ноября.
Но до 1980 года это было узкое внутрикорпоративное мероприятие, и только в 1980 году, после летней Олимпиады в Москве, министр внутренних дел СССР Николай Щелоков добился того, чтобы милиционеров поздравляли на государственном уровне с обязательным концертом для офицеров милиции в Кремлевском дворце.
После обратного переименования милиции в полицию в 2011 году дату праздника решено было оставить 10 ноября, только его переименовали в День сотрудника органов внутренних дел.
Историк Борис Юлин считает, что все-таки более логичным было бы оставить в качестве даты праздника полицейских 10 ноября. «Дело в том, что после переименования Медведевым милиции в полицию она все равно осталась наследницей милицейской службы. В царское время полицейские имели меньше функций. Например, часть задач выполняли дворники, которые не входили в состав полицейской службы. Городовые, хотя и формально подчинялись полицейским управлениям, в штат службы не входили. В советские времена все функции этих людей стали выполнять милиционеры», — рассуждает эксперт.
По его словам, введение праздника 5 июня можно объяснить лишь настойчивым желанием отказаться от советского наследия в истории. «Сейчас власти последовательно стараются избавиться от всего советского: поставить памятники белогвардейцам, переименовать улицы, убрать памятники деятелям советского периода. Нынешнюю Россию пытаются привязать максимально к монархии, а советский период максимально убрать. Но два праздника — это, конечно, странно», — сказал Юлин.
Действующие сотрудники полиции, с которыми удалось пообщаться «Газете.Ru», тоже восприняли новую инициативу без энтузиазма. «Я даже не знаю, как на это реагировать», — заявил Александр, оперативный сотрудник одного из территориальных подразделений криминальной полиции. Еще жестче высказался председатель независимого профсоюза сотрудников полиции Михаил Пашкин.
«Начнем с того, что они на два дня ошиблись с указом Петра — он был принят не 5-го, а 7 июня.
Видимо, там делать больше людям нечего, кроме как заниматься непонятно чем», — сказал он. «У нас многих алкоголиков сократили, употреблять спиртное полицейские стали намного меньше, это факт. Видимо, поэтому решили ввести второй праздник — так как на первый полицейские перестали напиваться», — пошутил глава профсоюза.