С момента падения Ту-154 под Сочи прошло более суток, но поисковой группе пока не удалось найти «черные ящики», а также значительное количество деталей самолета. Не удалось обнаружить и многих погибших, но уже опознана первая жертва авиакатастрофы. Кроме того, по поводу обстоятельств крушения остается множество вопросов: под каким углом падал самолет, что делали в этот момент те, кто был внутри, и по какой причине перед падением курс следования лайнера был резко изменен.
Участники поисковой операции нашли обломки на дне Черного моря, вероятно, принадлежащие разбившемуся Ту-154 Минобороны РФ. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в экстренных службах. По данным собеседника агентства, некоторые из частей лайнера уже подняты на поверхность.
«Обломки находились на глубине 25 метров и были разбросаны на полосе протяженностью 400 метров», — рассказал он. По информации «Интерфакса», сонар одного из кораблей, участвующего в поисках фрагментов самолета, зафиксировал в полутора километрах от берега объект, схожий по очертаниям с фюзеляжем самолета. Отмечается, что эта деталь глубоко погружена в ил.
При этом бортовые самописцы лайнера до сих пор не обнаружены. Они располагались в киле (элементах хвостового оперения) лайнера. На военных самолетах «черные ящики» не оборудованы радиомаяками. Главнокомандующий ВКС РФ Виктор Бондарев в беседе с журналистами подчеркнул, что «при обнаружении самолета на дне моря обязательно будут подняты накопители информации. Мы знаем, где они находятся, — они находятся в киле. Я уверен, что именно киль меньше всего пострадал, потому что касание было нижней частью и фюзеляжем».
На уточняющий вопрос, установлено ли место нахождения «черных ящиков», главком ответил: «Конечно». Бондарев подчеркнул, что «самолет был технически исправен, недавно он прошел технический ремонт».
«Готовность экипажа полностью соответствовала всем требованиям», — добавил он. Ранее сообщалось, что в море также нашли запасной трап с погибшего Ту-154.
По данным источника в медицинских кругах, в Москве уже было опознано тело первой жертвы крушения, передает ТАСС. «В Москве, куда сегодня утром прибыл первый самолет с телами погибших при крушении самолета, начался процесс опознания. Опознана первая жертва катастрофы», — сказал источник агентства, не сообщив имя опознанного.
В воскресенье, 25 декабря, Ту-154 вылетел из Москвы на авиабазу Хмеймим в Сирию. На его борту было 62 человека, включая членов экипажа, участников военного ансамбля имени Александрова, исполнительного директора фонда «Справедливая помощь», члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Елизавету Глинку (известную так же, как Доктор Лиза). Музыканты должны были дать концерт для российских военных, участвующих в операции на сирийской территории, а Глинка следовала туда для решения вопросов, связанных с гуманитарной помощью.
Вскоре после трагедии появилась информация, что тем же бортом в Сирию должен был лететь первый заместитель главы комитета Госдумы по культуре и народный артист СССР Иосиф Кобзон, а также уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Однако первый не отправился в эту поездку, так как отбыл на лечение за границу, а вторая рассказала журналистам, что вместо Сирии поехала в срочную командировку в Крым. На борту самолета также были три съемочные группы: телеканалов НТВ, «Звезда» и Первого канала.
По пути на аэродром Хмеймим лайнер должен был сесть на дозаправку в Моздоке. Однако из-за неблагоприятных погодных условий было принято решение сесть на запасном аэродроме в Адлере (Краснодарский край). Именно оттуда в 5.40 по московскому времени он и вылетел в Сирию.
На седьмой минуте полета Ту-154 пропал с радаров наземных служб. При этом экипаж не подавал сигнала бедствия.
Вскоре выяснилось, что он упал в Черное море, где было найдено масляное пятно от машины. Почти сразу же удалось разыскать и очевидцев крушения воздушного судна.
«Мы с мужем стояли и слушали шум моря, потом слышали, что взлетает самолет. Моторы работали нормально. Я краем глаза увидела — самолеты же с огнями летают — прямо над морем яркую вспышку, точнее, не вспышку, а свет от фар самолетных и потом уже брызги. Причем очень большие», — рассказала жительница Краснодарского края Ирина Авдеенко одному из российских телеканалов.
«В этот момент уже не было шума мотора. То есть моторы уже не работали. Они, как-то в один прекрасный момент, раз — и заглохли. Жужжали, жужжали и раз — заглохли, и брызги», — добавила она.
Вспышка, о которой говорит эта женщина, попала на чей-то видеорегистратор. Вскоре эта запись была выложена в интернет, впрочем, сказать что-то конкретное после ее просмотра неспециалисту не представляется возможным. Через считаные часы после трагедии несколько
СМИ сообщили, что установлена траектория, по которой лайнер падал в море. Но при этом никто так и не сообщил, какой же именно она была.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по ст. 351 УК РФ «Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия».
Почти сразу после аварии Минобороны РФ сообщило, что, по предварительной информации, спастись в результате этого авиапроисшествия не удалось никому. В сети также вскоре были опубликованы некоторые подробности случившегося.
В частности, по информации ряда СМИ и блогеров, некоторые из тех, кто имел несчастье оказаться на борту лайнера, успели надеть спасательные жилеты перед падением самолета. Впрочем, пресс-служба Минобороны вскоре опровергла эту информацию и подчеркнула, что «с первых часов поле трагедии Минобороны России вместе с другими федеральными ведомствами и службами доводят обществу и журналистам исчерпывающую и объективную информацию о ходе поисковой операции».
Также СМИ опубликовали восстановленную карту последнего полета этого Ту-154. На ней видно, что
непосредственно перед исчезновением с радаров летчики резко изменили курс — они развернули машину на 180 градусов.
По данным «Интерфакса», обломки самолета после падения оказались разбросаны на расстоянии от 1,5 до 8 км от береговой линии. По сведениям Минобороны, для удобства поиска район предполагаемого падения машины разбит на 15 секторов, из них семь уже исследованы.
Сообщается, что самолетом управлял опытный пилот, который имел налет три тысячи часов. Разбившаяся машина прошла ремонт в 2014 году и проходила техобслуживание в 2016-м. Вскоре после инцидента ряд экспертов высказали предположение, что крушение самолета могло произойти по причине теракта. На это указывает большой разброс обломков машины и то, что он очень быстро развалился на множество мелких частей. Никто также не сообщил и о том, какова была траектория падения самолета.
Впрочем, уже в понедельник Центр общественных связей ФСБ заявил, что специалисты службы не усматривают признаков террористической атаки.
Среди основных версий рассматриваются «попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета».
В ведомстве также добавили, что Ту-154 не перевозил грузов военного или двойного назначения, а также пиротехнических средств.
Почти сразу после инцидента началась поисковая операция. Уже обнаружены 10 тел погибших, которые спецрейсом доставлены в Москву для опознания и экспертиз.
Заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданский авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов, который ранее принимал участие в расследовании других авиапроисшествий, рассказал «Газете.Ru», что сейчас нельзя исключать ни одной из версий гибели Ту-154.
«Большой разлет обломков воздушного судна объясняется просто. Дело в том, что на такой скорости и на этом этапе полета сила удара самолета о воду практически равна силе, с которой бы он ударился о землю. А тот факт, что перед падением самолет развернулся, по моему мнению, может свидетельствовать о непроизвольном крене самолета — например, если его закрылки убрались неравномерно. На том этапе полета, когда разбился Ту-154, убираются шасси и закрылки. Если они убираются неравномерно, а сначала, допустим, левая, потом правая, это может привести к резкому крену самолета и даже его перевороту на спину», — пояснил эксперт. По его словам,
пока нет объективных данных, которые бы позволили полностью отмести версию теракта или взрыва на борту погибшего лайнера.
Смирнов подчеркнул, что сейчас главная задача комиссии, которая расследует обстоятельства аварии, это найти бортовые самописцы, расшифровать их, а также поднять максимально возможное количество обломков и выложить их по контуру самолета для получения объективной картины инцидента. Специалист отметил, что даже если «черные ящики» обнаружить не удастся, анализ фрагментов лайнера может сказать о многом, в том числе и о том, почему самолет упал.
«Только для этого нужно провести химический, физический и математический анализ обломков, а также провести ряд других экспертиз. По «Боингу», который сбили над Донбассом, этого, к примеру, не сделали. У наших экспертов есть возможность провести подобный анализ, они его могут сделать — было бы желание», — заключил заслуженный пилот СССР.