Десятки тысяч человек, одетых в черное, заблокировали днем в понедельник, 3 октября, центр Варшавы. Манифестации прошли и в других крупнейших городах Польши. Акция стала частью массового «Черного протеста» в связи с законопроектом о полном запрете абортов, принятом сеймом в первом чтении. Представители правящей партии Польши уже заявили, что работают над менее радикальной версией нового закона об абортах.
Десятки тысяч человек собрались 3 октября в историческом центре Варшавы, на Замковой площади, на акцию «Черный протест» (Czarny protest). Жительница Варшавы рассказала «Газете.Ru», что участников было более 10 тыс., несмотря на дождь и будний день. В соцсетях численность акции оценивают в 30 тыс.; судя по фотографиям из польской столицы, количество протестующих могло быть больше 50 тыс.
Plac zamkowy peny, tysice ludzi id Krakowskim Przedmieciem https://t.co/Up1r2Jcorl
— Patryk Strzakowski (@PStrzalkowski) 3 октября 2016 г.
Они прошли маршем по центру города, дойдя в том числе и до штаб-квартиры правящей партии «Право и справедливость» на Новогродской улице. Там они устроили пикет «Стена фурий». Протестующие были одеты во все черное «в знак траура по репродуктивным правам».
Их плакаты гласили «Мы все ведьмы, бойтесь нас», «Мое тело — мое дело», «Вместе против фанатиков», «Не учи мать детей делать» и «No woman no kraj» (фраза созвучна названию известной песни Боба Марли, переводится как «нет женщины, нет страны»).
Массовые протесты, охватившие Польшу, начались из-за законопроекта о полном запрете искусственного прерывания беременности, одобренного сеймом в первом чтении. С 1993 года в Польше действует и так одно из наиболее строгих законодательств в этом плане. Аборт разрешается делать только в трех случаях — угрозы здоровью матери, подозрения о возникновении беременности в результате изнасилования, а также в случае тяжелых заболеваний плода. В Европейском суде по правам человека были рассмотрены дела, когда женщины умирали из-за того, что врачи в больницах не решались давать разрешение на аборт.
Новый законопроект, обсуждаемый в Польше, предполагает, в частности, введение уголовной ответственности для женщины и врача за проведение аборта.
Протесты начались еще 1 октября и к понедельнику охватили всю страну: митинговали в Варшаве, Кракове, Лодзи, Гданьске, Вроцлаве, Гдыни, Ченстохове, Катовицах и других городах.
Szukasz protestu w swoim miecie? PENA LISTA: https://t.co/AsNIR9PEyA #CzarnyProtest #Warszawa #Krakуw #Wrocaw #Gdask #Gdynia #уd i in.
— #CzarnyPoniedziaek (@czarny_protest) 30 сентября 2016 г.
Непосредственно в день «Черного протеста» женщины всеми законными способами постарались не выйти на работу или учебу, отказывались выполнять работу по дому, а также забирали дочерей из школы и брали с собой на митинг. Многие работодатели официально разрешили всем желающим дамам взять отгулы в этот день.
Мэр города Ченстохова разрешил всем сотрудницам мэрии в понедельник взять один день отпуска, а мужчин попросил с пониманием отнестись к отсутствию женщин на рабочих местах (в итоге 60% сотрудниц мэрии Ченстохова не вышли на работу).
В связи с «Черным протестом» не стали открываться многие предприятия общепита, сферы культуры, торговли и услуг, где традиционно большинство сотрудников — женщины.
Вместе с тем 3 октября во многих польских городах прошли массовые акции сторонников законопроекта о полном запрете абортов. Представители пролайферского движения были одеты в белое.
Ранее они собрали 450 тыс. подписей к петиции с требованием поддержать законопроект. С инициативой запретить аборты выступили объединения «Польская федерация защитников жизни», в которую входят более 90 пролайф-организаций, и «Стоп абортам». Однако многие жительницы Польши выступили резко против законопроекта. Когда, например, проект закона зачитывался в костелах несколько месяцев назад, многие женщины просто уходили в знак протеста.
По словам защитников проекта, документ обеспечивает полную защиту матерей. В частности, он предусматривает пренатальную медицинскую помощь, опекунские пособия для родителей детей с ограниченными возможностями, развитие педиатрического ухода на дому. Также законопроект предусматривает медицинскую страховку для беременных, финансовую и психологическую поддержку будущих матерей.
Помимо этого, законопроект должен ввести быстрый процесс усыновления детей, если мать изнасиловали или если они родились с инвалидностью.
И, наконец, документ предусматривает развитие детских домов и проведение реформы в работе домов одиноких матерей.
Отметим, что после принятия проекта в первом чтении документ был отправлен на доработку в парламентскую комиссию по правам человека. Глава комитета «Сохранить женщин» Барбара Новацка рассказала, выступая в сейме, что сейчас решается судьба страны. В том случае, если польский парламент одобрит закон, польки будут получать тюремные сроки за аборт, так как хотят сами решать, что делать со своим телом. Второй вариант, по словам активистки, это «гнилой компромисс между католической церковью и частью правых политиков». Такой путь приведет к распространению подпольных абортов.
«Третья возможность — внедрение решений, которые существуют практически во всех странах ЕС и дают женщинам право решать свою судьбу», — говорит она.
В частности, организация предлагает разрешить полькам делать аборт по их усмотрению, если срок беременности не превышает 12 недель. Новацка отмечает, что ее инициатива предлагает женщинам полный уход во время беременности, половое воспитание в школах, квалифицированный персонал и полный доступ к современным средствам контрацепции. Проект Новацкой был отвергнут сеймом 23 сентября.
Тем не менее спикер сената Станислав Карчевский признал, что «Право и справедливость» уже работает над менее радикальной версией нового закона об абортах, сообщает Polsat News.
Он сказал, что проект не будет готов к следующему заседанию сейма, которое запланировано на 5–6 октября.
По данным соцопросов, 70–80% поляков считают допустимым прерывание беременности в исключительных случаях, но решать это, по их мнению, должна не сама женщина. Кроме того, под исключительными случаями респонденты явно не подразумевают нежелание женщины иметь ребенка или трудную материальную ситуацию беременной женщины. 78% и 81% участников опроса соответственно ответили, что делать аборты в таких случаях недопустимо. Социологи центра CBOS, проводившего опрос, отмечают, что мнения разделялись не по возрастным или социальным группам, а в зависимости от религиозности респондентов.
По официальным данным, ежегодно в 38-миллионной Польше делается всего от нескольких сотен до 2 тыс. абортов, однако эта статистика не учитывает подпольных операций и абортов, сделанных за границей. По оценкам разных экспертов, к официальным цифрам можно смело прибавлять от 100 тыс. до 200 тыс. операций в год.