Вокруг пластической хирургии в обществе сложилось немало стереотипов, которые формируют вокруг нее образ причуды для богатых женщин. В то же время, в реальности, пластическим хирургам приходится выполнять много сложнейших операций, возвращающих людям здоровье и полноценную жизнь. Какие категории пациентов сегодня нуждаются в услугах пластических хирургов? На что следует ориентироваться при выборе клиники или врача? Об этом корреспонденту РИА Новости в рамках специального проекта «Социального навигатора» МИА «Россия сегодня» «Медицина красоты» рассказал президент Российского общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов Константин Липский.
— Константин Борисович, сегодня в обществе распространено представление, что пластическая хирургия нужна только женщинам, которые заботятся о своей красоте. Насколько оно соответствует действительности?
— Бытующее мнение о том, что пластическая хирургия решает чисто эстетические задачи, дает слишком узкое представление о ней. В принципе, это одна из самых всеобъемлющих хирургических специальностей. В том числе, это реконструктивная хирургия, которая решает огромный спектр задач, начиная с микрохирургии, трансплантации комплексов тканей для закрытия различных дефектов поверхности тела и подлежащих тканей, и заканчивая реконструкцией кисти, устранения последствий ожогов и так далее.
Эстетическая хирургия — это лишь ее небольшая составляющая.
— Велика ли реальная потребность у россиян в услугах пластических хирургов?
— Да, у многих пациентов существует необходимость в реконструкции после онкологических операций и различных травм. В принципе, уровень этих потребностей примерно совпадает в любой стране мира.
— А как соотносятся возможности пациентов?
— Сегодня во многих странах достаточно широкий круг операций, в том числе, восстановление груди после лечения рака молочной железы, корригирующие операции после потери веса при ожирении, – все оплачивается по страховке, пациент не должен за них платить. У нас пластическая хирургия пока не включена в обязательное медицинское страхование, мы к этому только подходим. Надеюсь, что в ближайшее время это произойдет.
— Какие группы пациентов, на Ваш взгляд, особенно нуждаются во включении медицинских услуг пластических хирургов в ОМС?
— В первую очередь, многочисленная группа пациентов с онкологическими заболеваниями, преимущественно, с раком груди. Это серьезная проблема, которая требует особого внимания государства.
— На что опираться пациенту, который нуждается в услугах пластического хирурга, при выборе клиники или врача? Стоит ли доверять рекламной информации, отзывам в интернете?
— Это очень сложный вопрос. Например, в Германии любая реклама услуг пластического хирурга запрещена. Единственное, что врач может сделать — опубликовать объявление с перечнем операций, которые проводятся в клинике. При этом любая информация рекламного характера об операциях или о конкретном враче запрещена.
У нас в стране реклама такого рода не запрещена, но судить по ней о качестве медицинских услуг достаточно сложно. Примерно в половине случаев реклама в прессе, в том числе, в глянцевых журналах, содержит совершенно неправдоподобную информацию.
В России сегодня существует большой недостаток независимой информации. Все сайты с рейтингами центров пластической хирургии, которые сейчас существуют якобы в помощь пациентам, как правило, ангажированы, принадлежат той или иной сети клиник.
Некоторое время назад я сам пытался собрать более или менее объективную информацию на сайте нашего общества. Но эта работа требует системного подхода.
— По каким критериям, на Ваш взгляд, стоило бы оценивать центры пластической хирургии? Можно ли сравнивать большие клиники с маленькими, региональные — с центральными?
— По большому счету, можно. Один из наиболее значимых критериев – это количество выполняемых операций на одного доктора, который работает в клинике. Этот показатель позволяет делать выводы и составлять рейтинги.
Также важны успех выполняемых операций, оборудование, длительность существования клиники… Я думаю, что эти критерии должны будут обсуждаться. Чтобы рейтинг получился объективным, необходима большая работа.
— Существуют ли профессиональные стандарты для пластических хирургов?
— На сегодняшний день они находятся в процессе разработки. Тут есть одна проблема: можно считать пластическую хирургию наиболее прогрессивной частью хирургической науки, поскольку спектр операций и методики в ней очень быстро меняются. Придется постоянно обновлять профессиональные стандарты или решать этот вопрос как-то иначе, за счет внесения изменений в методики.
— Насколько велик риск осложнений в пластической хирургии? Как на практике решаются вопросы с жалобами пациентов?
— Осложнения в этой сфере, в основном, носят эстетический характер, и во многом они достаточно субъективны. Поэтому достаточно сложно их объективизировать и анализировать. Тем не менее, в нашем обществе существует комитет, который рассматривает жалобы пациентов. Любой человек может подать жалобу через наш сайт. Мы рассматриваем эти жалобы на заседании комитета через определенный промежуток времени, как правило, раз в два месяца или чаще, в зависимости от числа поступающих жалоб.
Эта модель работает, и если на хирурга, который состоит в нашем обществе, поступила жалоба, то у нас есть достаточно эффективные рычаги воздействия на ситуацию. Если комитет принимает решение в пользу пациента, то хирург, как правило, его не оспаривает. Он должен решить вопрос за счет либо выплаты компенсации, либо проведения коррегирующей операции.
— Как пациенту ориентироваться среди разнообразных цен на аналогичные предложения? Ведь разброс очень большой…
— Как на любом рынке, здесь есть и минимальные цены и максимальные. Но крайности не всегда адекватны, и лучше ориентироваться на условную среднестатистическую цену. Конечно, кто-то из хирургов может завышать стоимость своих услуг в соответствии со своим статусом, так делается во всем мире, и здесь решение зависит исключительно от выбора пациента. Но если какая-то известная клиника ставит слишком высокие цены, то я не думаю, что это правильный путь и выбор.