Воскресенье , 24 Ноябрь 2024
Home / Общество / «Раз ты подозреваешься в разбое, то мог и на Майдане побывать»

«Раз ты подозреваешься в разбое, то мог и на Майдане побывать»


Бизнесмен украинского происхождения спокойно жил и работал в Москве, когда его неожиданно задержали на юге столицы из-за того, что Украина объявила его в розыск через Интерпол. Оказывается, в Киеве в отношении него возбудили уголовное дело и теперь вымогают деньги, чтобы закрыть его. Коммерсант утверждает, что дело сфабриковано и обвинения абсурдны — он не мог напасть на жителя Киева, поскольку на момент совершения преступления находился в Москве.

Уроженец Киева 33-летний Алексей Киенко понятия не имел, что проломил голову какому-то мужчине на окраине столицы Украины и украл у него $30 тыс.. Он с 2007 года живет в Москве, где у него появилась гражданская жена, дочь, а также строительный бизнес, который приносит стабильный доход.

«Мне как-то раз звонит мама из Киева и говорит: у нас обыск проходит по твоему уголовному делу. При этом нам не говорят, что случилось. Я тогда и значение не придал особого этому, думал — ошибка какая-то. Тем более, у нас ничего не нашли», — рассказал «Газете.Ru» сам Алексей.

Однако вскоре эта ситуация напомнила о себе самым неприятным образом. Когда он ехал по Варшавскому шоссе, Киенко задержали сотрудники ГИБДД.

«Формально меня для проверки документов остановили, но попросили почти сразу выйти из машины. Посадили к себе и сказали, что я объявлен в международный розыск по линии Интерпола. И через час-полтора я оказался в изоляторе на улице Нагатинский затон. Меня готовились выдать украинской стороне», — рассказал он. Положение спасло то обстоятельство, что отец подозреваемого был в Москве и смог оперативно подать жалобу в прокуратуру на задержание.

«После известия об обыске я собрал доказательства о том, что я находился в Москве на момент совершения преступления, в котором меня подозревают. И некоторые из них папа и передал в прокуратуру», — сказал Алексей.

Как стало известно из материалов дела, с которыми смогла ознакомиться «Газета.Ru», Киенко считают причастным к разбойному нападению на человека по фамилии Хархан, которое произошло 27 марта 2013 года. Якобы киевлянин ударил потерпевшего бейсбольной битой по голове неподалеку от супермаркета Сельпо по адресу улица Маршала Конева, 7. Следствие полагает, что после этого у потерпевшего Алексей отобрал $30 тыс., недорогой мобильный телефон и паспорт. Сделал это Киенко не по своей инициативе: в украинском МВД уверены, что напасть на Хархана ему поручил некий Золотарев.

«Я даже не стану обсуждать, зачем мне телефон и тем более украинский паспорт. Само собой я первый раз слышу об этом Хархане. Но доказательств того, что в момент, когда все эти события якобы приходили, я был на российской территории, есть масса. Во-первых, это свидетели — мои коллеги по работе. Во-вторых, это распечатки моих телефонных переговоров с обоих мобильных телефонов, которые ясно показывают, что я звонил из Москвы, причем один раз — как раз в Киев (копия этого документа есть в распоряжении «Газеты.Ru»)», — сказал Киенко. Также данные погранслужбы Украины, с которыми удалось ознакомиться «Газете.Ru», свидетельствуют, что последний раз он официально пересекал украинскую границу до 27 марта 2013 года.

«Я даже решил поездить по заправкам и другим общественным местам Москвы, которые посещал в тот день, и узнать, может быть, есть видеозапись за 27 марта 2013 года.

И оказалось, что в одном из московских супермаркетов есть видеозапись, где видно, как я кладу деньги на телефон незадолго до того времени, когда на Хархана напали», — сказал Киенко.

Все эти документы через интернет он отослал к знакомому адвокату в Киев, который отправил их следователю, ведущему дело об ограблении Хархана (копии ходатайства о приобщении есть у «Газеты.Ru»), однако все это не привело к прекращению уголовного дела. Более того, адвокату не дали возможности ознакомиться с его материалами.

«В итоге он мне начал намекать, чтобы я вернулся в Киев и решил вопрос здесь. Но этого делать я не хотел и нанял другого адвоката. Тот решил действовать через украинскую прокуратуру и узнал, что менты требуют круглую сумму за прекращение уголовного дела в отношении меня. А прокуроры сказали, что, учитывая абсурдность ситуации, они готовы помочь с его закрытием за каких-то $3 тыс. Правда, мне придется все равно вернуть этому Хархану его $30 тыс. и оплатить лечение», — рассказал Алексей.

От второго адвоката он также узнал, что его могут подозревать в причастности к расстрелу людей на Майдане в феврале 2014 года.

«Я действительно был тогда в Киеве, но меня из аэропорта Жуляны сразу домой повезли родители на машине. А адвокат мне сказал: «Менты считают, что раз ты подозреваешься в разбое, то мог и на Майдане побывать и быть причастным к событиям там». Я даже не знаю, плакать или смеяться мне по этому поводу», — отметил Киенко.

Сейчас через адвокатов Алексей собирает документы на представление временного убежища на российской территории, чтобы потом оформить российское гражданство, на которое он давно имеет основания. Так как Россия своих граждан не выдает, то это должно помочь ему избежать неприятностей из-за того, что он находится в розыске. Также мужчина направил письмо в МВД и прокуратуру о том, чтобы его исключили из базы тех, кто находится в международном розыске.

«Но для начала я хочу, чтобы меня сняли с международного розыска, так как сейчас я езжу с кипой документов, которые подтверждают мою непричастность к событиям на улице Конева. И даже они не гарантируют, что меня не выдадут на Украину.

Вот так и представляю, что отвожу, например, дочку в детский садик, а меня там пэпээсники принимают», — делится своими переживаниями Алексей.

Случай Киенко не является исключительным. Как удалось узнать «Газете.Ru», сейчас на Украине объявлен в розыск 37-летний Виталий Т., который просил не называть его фамилию.

«Когда на Донбассе начались столкновения противников нового украинского режима с правоохранителями, мне пришла повестка в военкомат. Я не хотел участвовать в гражданской войне и уехал в Россию, где стал менеджером одного из банков. В итоге на меня возбудили уголовное дело за уклонение от прохождения военной службы. Недавно моей маме намекнул следователь, что готов его прекратить всего лишь за $4 тыс.», — рассказал он.

По словам адвоката Виктора Наумова, который оказывает сейчас правовую помощь Киенко в России, он сталкивался уже с несколькими случаями, похожими на этот.

«В последнее время можно говорить о тенденции, когда правоохранительные органы Украины делают бизнес на том, чтобы вымогать деньги у украинцев находящихся в России. Для этого находят фиктивного потерпевшего, как правило, это какой-то знакомый сотрудника украинского уголовного розыска. Его роль заключается в том, чтобы подать заявление о нападении или ином преступлении, жертвой которого он якобы стал», — сказал адвокат «Газете.Ru». По словам Наумова, обвиняемого при этом находят разными путями: через соцсети в интернете, через общих знакомых или по различным базам данных.

«Главный критерий следующий: он должен находиться в России, так как у нас с Украиной договор о выдаче подозреваемых, и он должен иметь стабильный доход, чтобы с него было что вымогать. А затем в отношении этого человека возбуждают уголовное дело по надуманным основаниям», — сказал Наумов. Он добавил, что после этого полицейские требуют погасить потерпевшему его ущерб и дать определенную сумму за закрытие дела, а деньги делят между милицией и так называемым потерпевшим.

«Для начала человека выманивают на украинскую территорию, для этого используются различные средства: например, ему предлагают снять его с розыска. Но после приезда его определяют в СИЗО, а родственников убеждают продают последнее имущество. После получения денег, раздетого до нитки, его отпускают», — заключил Наумов.

Сообщений о вымогательстве денег за прекращение уголовного одела в украинских СМИ предостаточно. Например, в апреле 2016 года в интернет-издании «Обозреватель» появились сведения, что оперативники СБУ задержали капитана следственного отдела одного из районных управлений Службы национальной полиции Украины, который требовал от киевлянина 16 тыс. гривен за закрытие уголовного производства по факту ДТП и возврат автомобиля. А через несколько дней в Полтавской области работники Службы безопасности Украины задержали майора полиции, который требовал от потерпевшего 5 тыс. гривен и $200 за объективное расследование ограбления.

А апогеем цинизма стал случай в марте этого года, когда командир роты патрульной полиции в Киеве украл из автомобиля, который угодил в аварию, $17 тыс., воспользовавшись тем, что пострадавший был без сознания.

Власти Украины отметили, что широко разрекламированная реформа органов внутренних дел фактически окончилась провалом, и избиваться от большого числа кадров времен Яунуковича не удалось. Как пишет «Обозреватель», милиционеры, которые не прошли переаттестацию, массово подают иски в суд, зачастую выигрывая их, и возвращаются в свои кабинеты.

«Сейчас в судах более тысячи судебных исков от бывших милиционеров, которые не прошли переаттестацию и были уволены. Решение судей по этим искам на 90% не в пользу реформы полиции», — признал советник министра внутренних дел Украины Иван Варченко летом нынешнего года.

Советуем посмотреть

СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.