Солдат срочной службы Евгений Вельмакин найден мертвым на территории части связи в Белогорске Амурской области, где проходил службу. Командиры соединения сказали родным погибшего, что его смерть наступила в результате суицида. Однако друзья и родственники погибшего не верят, что он мог покончить с собой, а сам он незадолго до трагедии написал своей подруге, что его избивают и пытают сослуживцы.
Трагический инцидент произошел в воинской части №53790 в городе Белогорске Амурской области. На ее территории при невыясненных обстоятельствах погиб солдат-срочник Евгений Вельмакин, уроженец Мордовии. Руководство части сообщило родным, что военнослужащий покончил с собой. Впрочем, семья и близкие парня сомневаются в этом.
«Это произошло 15 января, но нам дали знать о случившемся не сразу. Сначала позвонили нашей маме и сообщили, что Женя сбежал из части и третий день его не могут найти, — рассказала «Газете.Ru» сестра покойного Екатерина Сивова.
— Сказали, если вдруг он свяжется с мамой, чтобы она поговорила с ним как мать и уговорила вернуться в часть. Но через час или полтора перезвонили его девушке и сказали ей, что он свел счеты с жизнью.
Потом я перезвонила майору части Маташкову, и он мне подтвердил самоубийство Жени. Сказал, что они чуть-чуть не успели его спасти».
Близким солдата сообщили, что его нашли ночью в спортгородке при ВЧ №53790. Обнаружил тело один из дежурных части, когда совершал обход территории. Однако из переписки сослуживцев Вельмакина с его родителями становится ясно, что нашли тело солдата его товарищи, они же и сообщили о трагедии офицерам.
Министерство обороны РФ не смогло дать «Газете.Ru» развернутый комментарий по этой теме.
«На время следствия мы воздержимся от того, чтобы комментировать ситуацию, поскольку это нарушает нормы этики и может оказать давление на следственные органы», — заявили в военном ведомстве.
Юрист Антон Шумилин, который представляет интересы родственников Вельмакина, в свою очередь, сообщил «Газете.Ru», что по факту случившегося возбуждено уголовное дело.
«Пока мне не сообщили даже, по какой статье. Я знаю, что назначена судебно-медицинская экспертиза. Но пока тело парня даже не доставили в его родное село Старое Синдрово и говорить о чем-то конкретном не приходится. Я подал ходатайство в прокуратуру и начальнику следственного подразделения, чтобы Сивову и мать Вельмакина признали потерпевшими по делу», — сказал Шумилин.
По словам Сивовой, ей командование части сообщило, что ее брат ушел из жизни добровольно.
«Мне сказали, что якобы Женя покончил с собой из-за моральных и материальных сложностей после смерти отца», — сказала она.
По словам сестры покойного, он был жизнерадостным, добрым и отзывчивым человеком.
«Если кто просил о помощи, то он всегда помогал чем мог. У него было хобби: он любил мотоциклы, возился с ними постоянно, разбирал их и собирал. У него девушка была, он постоянно общался со всеми, с друзьями, с родными. Короче, причин наложить на себя руки у него не было. Если только его специально не довели до этого», — заключила сестра.
Аналогичной точки зрения придерживаются и сослуживцы Вельмакина.
«Мы служили с ним в учебке, до его отправки в Белогорск. Потом наши пути разошлись. Я не верю в версию о самоубийстве, Евгений был довольно крепкий морально и самоубийство презирал», — сказал «Газете.Ru» знакомый Вельмакина Илья.
«Он был сильным пацаном. Я думаю, какие-либо оскорбления или унижения не могли бы подтолкнуть его к этому. Я знаю его неплохо: мы с ним три года в одном техникуме учились. Конечно, я не знаю обстоятельств его смерти, но мне кажется, что его убили», — сообщил, в свою очередь, близкий друг Вельмакина Александр.
Между тем своей девушке Насте погибший незадолго до трагедии писал, что его систематически избивают и пытают командиры. Переписка молодых людей есть в распоряжении «Газеты.Ru».
«Они всегда находят причину, чтобы бить нас. Это ладно, вытерпим, но нам «растяжки» рук делают. Это очень больно», — написал, в частности, Евгений.
На уточняющий вопрос Насти о том, что это такое, Вельмакин написал, что это такая пытка, когда руку выворачивают определенным образом, чтобы этот процесс был крайне болезненным для пытаемого.
«После этого рука пару часов вообще не работает», — уточнил солдат. При этом он писал, что вытерпит все эти мучения, и выразил готовность отслужить до конца срока, а также сообщил, что не собирается никуда жаловаться, так как это может ухудшить его положение.
«Пять месяцев прошло, а дальше по фигу», — подытожил он.
Мать одного из солдат, который так же как и Вельмакин служит в части №53790 в Белогорске, рассказала «Газете.Ru», что побои и унижения — это устоявшаяся практика для этого соединения.
«Все телефоны у солдат забирают (несмотря на разрешение министра обороны ими пользоваться), унижают их и избивают. Побои следуют за все: не успеваешь быстро бегать — пинок в пах, плохо работаешь — кулаком в лицо, медленно что-то делаешь — лицом об стол», — рассказала она. По ее словам, ей известно о том, что избиениями занимается один из прапорщиков автомобильной роты, а также некоторые контрактники и старослужащие-срочники.
«Деды и контрактники также вымогают деньги у новобранцев», — пояснила она.
В Минобороны «Газете.Ru» не стали отвечать на официальный запрос о том, какова ситуация в в/ч №53790 с точки зрения соблюдения воинской дисциплины и правопорядка. Другие военнослужащие срочной службы не стали ни подтверждать, ни опровергать сведения о систематических нарушениях порядка службы в этом соединении.