Президент России Владимир Путин поручил снять ограничения на посещение Турции, премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился начать отмену санкций, а турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган извинился за сбитый самолет Су-24. «Газета.Ru» поговорила с турками и россиянами, чтобы понять, как они относятся к неожиданному «потеплению» в отношениях двух стран.
«Налаживать отношения с Турцией не можно, а нужно, — заявила в четверг официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова в эфире одного из государственных телеканалов. — Турецкий народ мы рассматриваем как дружественный». Всего полгода назад ситуация была кардинально противоположная: телевидение и прочие СМИ по обе стороны баррикад были забиты пропагандой и гневными выпадами в адрес друг друга. Однако, как писала в то время «Газета.Ru», на межличностном уровне отношения русских и турок не пострадали — свою роль сыграли десятилетия добрососедских человеческих контактов.
Граждане Турции, согласившиеся побеседовать с «Газетой.Ru» о неожиданной «оттепели» в отношениях двух стран, склонны винить в случившемся «похолодании» руководство страны. «Эрдоган — это худший президент ever. Жаль, что он все еще жив. Думаю, ни с Россией, ни с какими-либо другими странами у нас не будет стабильных отношений до тех пор, пока он будет оставаться у власти, — считает собеседник «Газеты.Ru» Мухтезем. — Только время покажет, в каком направлении будут двигаться отношения наших стран в будущем. Путин — умный президент, а Эрдоган в области внешней политики ведет себя довольно глупо. Будь я россиянином, я бы не доверял Эрдогану».
Однако такую пессимистичную точку зрения разделяют не все. «Я предполагаю, что впереди нас ждут такие же хорошие добрососедские отношения, которые были до похолодания, а также гармонизация в сфере экономики и культуры», — говорит «Газете.Ru» еще один гражданин Турции Мерт Кан. По его словам, президент Эрдоган поступил правильно, принеся свои извинения за сбитый Су-24. На вопрос о том, какая сторона в большей степени пострадала от конфликта, Россия или Турция, он отвечает уклончиво: «Они преследуют разные интересы: Россия заинтересована в турецком экспорте, а российские туристы хотят отдыхать на побережье Средиземного моря. Как гласит турецкая поговорка: «соседи золы друг другу не пожалеют» (русский аналог: «друг познается в беде»; в древности золу подмешивали в воду, чтобы стирать одежду. — «Газета.Ru»)».
О будущем развитии отношений между турками и русскими Мерт предпочитает не фантазировать — гораздо больше его волнуют отношения в его собственной семье. «Моя жена россиянка. Недавно у нас родилась дочь, скоро ей будет полгода. Думаю, это достаточно исчерпывающий ответ», — подытожил собеседник. Еще один обладатель русской жены, турок Али Шаман, отметил: «Я рад, что живу здесь, в России, со своей русской семьей. И поэтому итоги разговора Путина и Эрдогана воспринимаю положительно. Надеюсь, что американцы, которые относятся к нам недружелюбно, не будут повторять ошибок [и идти на конфронтацию]».
Чаяния обыкновенных турок, которые хотели бы мирных отношений между Россией и Турцией, разделяют и власти обеих стран, говорят эксперты. «Отношения между двумя странами должны быть сбалансированы, — говорит «Газете.Ru» тюрколог Ильшат Саетов. — И, судя по всему, обе стороны настроены на то, чтобы их улучшить. Пожалуй, события развиваются даже быстрее, чем можно было бы предполагать. Особенно это касается области туризма — само собой разумеется, что Турция очень рассчитывает на туристов из России. Думаю, что во время разговора Эрдоган предложил ряд серьезных уступок так, чтобы убедить Путина, и, судя по реакции президента РФ, это ему удалось. Экономические, образовательные, культурные и научные отношения восстановятся. Но в политической сфере отношения будут более настороженными».
Что касается обыкновенных граждан России, то многие из них сейчас испытывают чувство диссонанса из-за столь стремительных пертурбаций в российско-турецких отношениях. «Я, конечно, рада за Турцию! Но помнится мне, когда случился инцидент между этими странами, многие русские кричали, били себя в грудь, что они патриоты и «не едут в Турцию»… Сейчас читаю множество комментариев по этому поводу — [теперь] русские сами дождаться не могут, когда Турцию снова откроют… Вот и весь патриотизм!» — пишет в ВК пользователь по имени Снежана. «Удар в спину прощен — русские возвращаются!» — вторит ей пользователь ВК Валерия.
У многих россиян возник вполне резонный вопрос: почему 24 ноября 2015 года, после инцидента с Су-24, Россия закрыла продажу туров в Турцию под предлогом угрозы терактов, а 29 июня 2016 года, сразу после теракта в аэропорту Стамбула, унесшего жизни более 40 человек, эти ограничения были сняты? «После вчерашних событий там безопаснее не стало. Поэтому и странно, что так легко решили снять ограничения», — возмущается Наталья. Теперь, по мнению пользователей «ВКонтакте», логично было бы возобновить туры в еще одно популярное туристическое направление — Египет. «Путин красавец — открыл-таки Турцию! И это после вчерашнего… почему же Египет до сих пор закрыт?» — интересуется Марина.
Теракт в Стамбуле, а также общее положение вещей в Турции — исламизация, наступление на гражданские права и свободы, ограничения в интернете — вызывают у российских граждан настороженность: «Сначала будут сходить с рук протесты в соцсетях, потом любая критика в адрес его политики будет наказываться вплоть до лишения свободы. Уже, кстати, любое обсуждение его идей среди репортеров преследуется по закону, если, конечно, это не положительные статьи», — делится Анастасия. Впрочем, в пабликах любителей Турции в настоящее время преобладает торжествующее настроение — посетители попросту рады тому, что государство вновь разрешило им отдыхать на любимых курортах.