Трое моряков с грузового судна Saronic Breeze вывезены на территорию Нигерии. Сейчас судовладелец ведет переговоры об их выкупе из пиратского плена. Выяснилось также, что крюинговая (набирающая моряков для морских или речных судов) компания, нанявшая их для этого рейса, имеет не очень хорошую репутацию. Как бы то ни было, сейчас судьбу капитана и двух других членов экипажа решают переговорщики.
Трое российских моряков, захваченные пиратами на судне Saronic Breeze в Гвинейском заливе, вероятнее всего, находятся на территории Нигерии. Об этом «Газете.Ru» сообщил источник в дипломатических кругах, знакомый с ситуацией. Напомним, этот корабль-рефрижератор вышел под панамским флагом из порта Котону в Бенине 24 ноября 2016 года. Он взял курс на портовый город Сенонди-Токарди в Гане. Однако в пути судно было атаковано пиратами.
Экипаж успел подать сигнал SOS и сообщить о нападении в компанию, владеющую судном, Star Sea Shipping S.A.
После того, как захватчики установили контроль над Saronic Breeze, его аэронавигационная система оказалась отключена. Пираты также вывели из строя другие системы связи. На борту судна находились 20 человек — 18 россиян и двое украинцев. Сообщается, что 29 ноября пираты покинули корабль и увезли в неизвестном направлении троих моряков, все они — граждане России. Оставшиеся на борту члены экипажа взяли курс обратно на Котону. Сейчас судно находится в бенинском порту.
«В Бенин Saronic Breeze пришло уже без захваченных заложников. Пираты покинули палубу корабля в территориальных водах Нигерии. О судьбе захваченных граждан РФ никакой информации пока нет. Посольство России в Бенине постоянно находится на связи с местным Минобороны и службой портовой жандармерии для того, чтобы выяснить судьбу наших граждан и оказать им помощь», — сообщили «Газете.Ru» в российском посольстве в Бенине. Посол Бенина в России Анисет Габриэль Кочофа в беседе с корреспондентом ТАСС подтвердил факт захвата судна с россиянами на борту у берегов Африки.
Как рассказал «Газете.Ru» директор совместной украинско-греческой крюинговой компании «Центр подготовки моряков» Станислав Рень, через фирму которого моряки и трудоустраивались на корабль, в настоящий момент панамская компания-судовладелец Star Sea Shipping S.A. ведет переговоры и делает все возможное для освобождения захваченных моряков. По словам Реня, в заложниках находятся капитан судна, второй механик и кок. По данным источников «Газеты.Ru», близких к руководству компании-судовладельца, вероятнее всего, большинство членов экипажа являются жителями Крыма, так как ранее «Центр подготовки моряков» специализировался на трудоустройстве именно жителей полуострова.
Проблемный работодатель
Saronic Breeze ходит под флагом Панамы. Оператором является фирма Baltmed Refer Services Ltd, а владельцем — греческая фирма Laskaridis Shipping Ltd. Трудоустройством моряков на балкеры, танкеры и сухогрузы фирмы Laskaridis Shipping Ltd на территории России и Украины занимается совместная украинско-греческая крюинговая компания «Центр подготовки моряков».
«Крюинговая компания STC приглашает для трудоустройства мореплавателей, имеющих опыт работы на больших балкерах. Все суда новые. В настоящее время STC обслуживает двадцать семь новых балкеров компании Laskaridis Shipping Ltd», — говорится на сайте «Центра подготовки моряков». Между тем, как выяснила «Газета.Ru»,
суда этой компании, работающие, как правило, на пиратоопасных направлениях, уже не раз попадали в сводки происшествий.
В мае 2013 года судно Frio Athens, принадлежащее компании Laskaridis Shipping Co. Ltd, подверглось нападению пиратов в Гвинейском заливе.
«Судно было атаковано и обстреляно в Гвинейском заливе пиратами. В настоящее время оно выполняет распоряжения судовладельца», — заявляли тогда представители «Совместная Греческо-Украинская крюинговая компания Центр Подготовки моряков» изданию «Морской бюллетень». В августе 2013 года на судне Nestor, которое также принадлежит Laskaridis Shipping Co, был убит моряк из Севастополя Максим Пауков.
В 2015 году на рефрижераторе Frio Athens произошла другая шокирующая история. По данным Российского профсоюза моряков (РПСМ), Laskaridis Shipping Co. Ltd просто бросила моряка из Севастополя с тяжелейшей травмой в Уругвае и отказалась платить ему компенсацию по потере трудоспособности. В итоге моряку пришлось лечиться за свой счет, а выехать в Россию он смог только после обращения к консулу. «По приезду в Россию моряк собрал все подтверждающие документы, снимки, медицинские заключения, чеки за оплату лечения и предоставил их в крюинговую компанию «Центр подготовки моряков», через которую трудоустраивался на судно. Но никаких положенных выплат, компенсации, оплаты за лечение не последовало. В то время как по трудовому договору, подписанному между моряком и судовладельцем, в случае получения производственной травмы работодатель с момента получения травмы обязан был выплатить ему базовый оклад», — говорится на сайте Российского профсоюза моряков (РПСМ).
Руководитель Калининградской организации РПСМ Вадим Мамонтов говорит, что
от других судовладельческих компаний Laskaridis Shipping Co. Ltd отличается тем, что не придерживается международных стандартов.
«Зарплаты у них на судах ниже международных, а уровень компенсаций в связи с несчастными случаями и пиратами ниже в несколько раз», — сказал он.
Платить, а не стрелять
Между тем источник, знакомый с ситуацией, объяснил «Газете.Ru», что освобождение россиян будет осуществлено не с помощью силовой операции, а с помощью выкупа. Для этого, скорее всего, будут задействованы фирмы-посредники.
«Базируются эти фирмы в Лондоне, и их задача заключается в том, чтобы максимально снизить цену выкупа, сделать так, чтобы заложники не пострадали.
Этот бизнес начался еще в Сомали и продолжается до сих пор, — говорит собеседник «Газеты.Ru». — Так что обычно судовладельцы обращаются к таким посредникам, а те уже контактируют с пиратами», — добавил он.
Главный редактор журнала «Морской бюллетень» Михаил Войтенко, который с момента нападения на Saronic Breeze внимательно отслеживал происходящее с ним, подтвердил в беседе с «Газетой.Ru», что трое моряков этого судна находятся в Нигерии и сейчас ведутся переговоры об их выкупе. «Их захватила не какая-либо экстремистская группировка или политическая сила, а обычные бандиты, которым нужны деньги. И это хорошо, это существенно увеличивает шансы на благоприятный исход этой ситуации для наших сограждан», — сказал он.
По словам Войтенко, лучше будет, если государства не станут вмешиваться в переговоры судовладельца и похитителей, так как в противном случае может возникнуть серьезная угроза жизни экипажу. «Допустим, МИД РФ потребует от Нигерии обезвредить напавшую на Saronic Breeze группировку, а нигерийская сторона согласится, отправив на поиски злоумышленников спецназ (а там полно совершенно автономных друг от друга воинских формирований и спецподразделений). Все места базирования пиратов находятся в труднодоступной дельте Нигера. Спецоперация приведет к тому, что убиты будут все бандиты и все заложники — если их случайно не пристрелят спецназовцы, то их специально застрелят похитители», — сказал он.
С ним согласился эксперт по Морскому праву института государства и права РАН Василий Гуцуляк. «Обычно сумма выкупа держится с таких случаях в тайне, так складывается мировая практика. Иногда в переговорах все начинается от миллионов долларов. А заканчивается сотнями единиц в американской валюте», — сказал эксперт.
Не ходите, моряки, в Африку гулять
По словам специалистов, практика ведения бизнеса в сфере морских грузоперевозок сложилась таким образом, что предотвратить нападения морских разбойников в разных точках мира не представляется возможным. «Если бы, например, Международная морская организация и ООН разрешили использовать в Гвинейском заливе частные не нигерийские охранные компании, которые могли бы обеспечить вооруженную охрану судов, все было бы кончено. Пару раз перестреляли бы нападавших разбойников — и их «коллеги» бы успокоились. Они там смелые только тогда, когда нападают вдесятером на одного, причем желательно, чтобы этот один был не вооружен», — рассуждает Войтенко. По его словам, эти предложения как раз блокируют государства Гвинейского залива, так как
пиратство там выгодно и самим пиратам, и властям этих стран, которые предлагают армейскую охрану для гражданских судов, следующих через Гвинейский залив, за очень большие деньги.
«Сейчас с вооруженными охранниками на борту возникают проблемы. Недавно Индия задержала в своих территориальных водах корабль с вооруженной охраной под предлогом того, что эти люди создают угрозу для индийского государства. Насколько мне известно, судно до сих пор арестовано», — добавил Войтенко.
«Все точки, где есть серьезный риск нападения пиратов, известны. И сейчас судовладельцы, чьи корабли там курсируют, уже закладывают в свой бизнес риски экономических потерь от возможного выкупа. Все рекомендации МИДа РФ не ходить там ни к чему не приведут — ведь как-то в принципе работать судовладельческим компаниям надо. А значит, их суда снова там будут ходить, и в случае проблем с пиратами им самим снова придется платить выкуп», — сказал главный редактор «Морского бюллетеня».
Эксперт по морскому праву Василий Гуцуляк добавил, что нахождение на борту вооруженной охраны может создать проблемы при заходах судна в порт. «Присутствие на корабле вооруженных людей, пусть даже и с легким стрелковым оружием, запрещено национальным правом ряда стран. Власти просто не пустят в порт судно с вооруженным охранниками. Но с другой стороны, определенные подвижки в деле борьбы с пиратами есть. Недавно были приняты международные документы, позволяющие преследовать морских разбойников не только в территориальных водах той или иной страны, но и на ее сухопутной территории. Там их можно задерживать и потом судить как международных преступников. Так что дело за правоприменительной практикой», — сказал специалист.
В Российском профсоюзе моряков «Газете.Ru» рассказали, что если рейс проходит в зонах повышенного риска, экипажу следует быть особо бдительными и применять дополнительные меры безопасности. В случае же, если судно подверглось нападению пиратов, стоит спрятаться в цитадели (часть наиболее защищенной части корабля) и не оказывать сопротивления. «Моряки должны помнить и о том, что
члены экипажа судна, покрытого договором Международной транспортной федерации (МФТ), имеют право отказаться от опасного рейса,
не боясь при этом потерять свое место в компании», — добавил собеседник «Газеты.Ru».