МОСКВА, 20 мая — РИА Новости, Александр Чернышев. Здесь не курят, не пьют, живут в гармонии с природой, а все решения принимают коллективно — в России уже более четырехсот экопоселений. Люди продают городские квартиры, чтобы создать на гектаре земли свой «райский уголок». О современных общинах — в материале РИА Новости.
«Крутили пальцем у виска»
«Представьте: вы с нуля строите поселок вдали от цивилизации без государственной поддержки. Придется столкнуться с вопросами энерго- и водоснабжения, дорог, детского образования и так далее. Над вами нет ни начальников, ни руководителей. Обо всем нужно договариваться — идея самоуправления на основе равноправия и добрососедства здесь во главе всего», — рассказывает РИА Новости член Союза экопоселений, экотренер Роман Саблин.
По его словам, первые подобные поселки появились в России в начале 2000-х. «Люди осознали, что можно устроить свою жизнь вне города. На волне романтизма продавали квартиры, бросали все и уезжали жить по-новому на собственном гектаре: натуральное земледелие, стремление к самообеспечению, здоровый образ жизни, общинный уклад», — делится тонкостями Саблин.
Со временем все больше горожан решались попробовать свои силы «на земле». Семья Шешиных в 2013 году переехала из Санкт-Петербурга в Краснодарский край и основала свое экопоселение буквально в чистом поле.
«Вообще-то мы думали о жизни за границей. Путешествовали несколько лет, но свой рай не нашли и решили создать его сами. Купили десять гектаров земли в Краснодарском крае подальше от города и начали их обживать. Друзья и родители хоть и крутили пальцем у виска, однако приехали помочь отстроиться на первых порах», — вспоминает в беседе с корреспондентом РИА Новости основатель экопоселения «Здравое» Денис Шешин.
Построив дом, семья занялась обработкой земли. А через несколько лет пошли урожаи. «Сегодня наш участок приносит неплохой доход. Мы выращиваем для себя и на продажу персики, черешню, клубнику и еще много других фруктов, овощей, декоративных растений», — не скрывает гордости Шешин.
Он уверен, что на земле выживают или предприниматели, торгующие продукцией с огорода, или те, у кого есть пассивный доход либо навык заработка в интернете. «Другие разоряются и уезжают. На моей памяти из-за возникших трудностей распалось несколько семей. Хотя наша, наоборот, пополнилась», — отмечает отец двоих детей.
Своими успехами и неудачами основатели «Здравого» делились на YouTube-канале, и уже через полгода рядом с ними возводили усадьбы еще восемь семей. Дальше — больше: спустя пять лет в экопоселении выкуплено порядка восьмидесяти участков.
«У нас не живут одиночки. Большинство — семейные пары с маленькими детьми. По нашим правилам люди в поселении не пьют и не курят, помогают друг другу, вместе ежемесячно убирают общую территорию», — разъясняет основатель.
«Деньги кончились, с соседями поругались»
Впрочем, далеко не всегда удается воплотить мечту в жизнь: во многих поселках не получается выстроить прочную систему самоуправления, поэтому они постепенно превращаются в обычный дачный кооператив.
«Приезжая, люди верят, что смогут услышать друг друга, но когда сто человек пытаются прийти к общему знаменателю, это непросто. Пробуют разные подходы, вплоть до модели Новгородского вече, однако после советского прошлого, когда в колхозы загоняли насильно, мы разучились договариваться», — разъясняет проблему Роман Саблин.
Кроме того, через пять лет стройки у многих заканчиваются деньги, люди оказываются на грани выживания, добавляет он. «Обустроить собственный участок, скинуться на дороги, построить школу, участвовать в общих закупках — не у всех хватает на это средств. Некоторые в конце концов решаются продать участок», — говорит собеседник.
Тогда начинается поиск покупателей, которые пришлись бы по душе соседям. «Есть две основных модели: земля либо находится в собственности у поселенцев, либо в пользовании. Последнее означает, что свою территорию можно продать только с согласия других жителей. Как правило, более успешны как раз поселения с таким устройством — они ближе к общинному укладу», — уверен Саблин.
Это неудивительно. Если люди полноправно владеют землей, они имеют право продать ее кому угодно, да и сами могут делать на ней все что вздумается, не считаясь с уставом экопоселения.
«Хотя мы подбираем людей, готовых к полноценному переезду на участок и совместным инвестициям в инфраструктуру, около половины собственников из шестнадцати заглядывают сюда довольно редко. Еще четыре хозяйства уже давно не могут найти новых владельцев», — описывает РИА Новости ситуацию в экопоселении «Великое» (недалеко от подмосковного Сергиева Посада) один из его основателей Данила Васкевич.
В одном ритме с природой
Зато с соседями, которые постоянно живут на земле, семья Васкевичей отлично ладит. «Все они — с высшим образованием, многие, как и я, увлекаются йогой и другими духовными практиками, большинство вегетарианцы. Вместе мы ищем что-то за пределами общества потребления: гармонию с природой и с собой. Когда ее обретаешь, качество жизни сразу повышается. Нет суеты, нервов — здоровье на свежем воздухе быстро идет на поправку», — не сомневается Васкевич.
Каждая семья находит в «Великом» что-то для себя, замечает он: одни разводят пчел, другие — рыб в собственном пруду, а особо предприимчивые делают ставку на экотуризм — те, кто пока не решился на переезд, на время приезжают насладиться ландшафтами. Сам Данила из финансового директора крупной компании неожиданно для себя превратился в предпринимателя.
«У нас двое детей дошкольного возраста. Мы задумались, как дать им хорошее образование, не мотаясь ежедневно в Москву. И родилась идея открыть в Сергиевом Посаде детский сад и школу. Сначала это были социальные проекты, сейчас — уже неплохой источник дохода», — уточняет отец двоих детей.
Он признается, что переезд дался не сразу. «Мы с женой всегда хотели воспитывать малышей в здоровой окружающей среде — в Москве это вряд ли возможно. Поэтому в 2007 году одними из первых купили участок. Сначала строили дом, потом приезжали по выходным и в конце концов поселились на постоянной основе. Первое время приходилось часто ездить в столицу по работе, сейчас — примерно раз в месяц: сходить в театр или ресторан», — говорит Васкевич.
Полностью отказаться от благ цивилизации трудно, признает он. «Но одиннадцать лет без электричества прожить можно — оно в поселении появилось совсем недавно. Весной и летом солнечных батарей вполне хватает, к тому же стараемся жить в одном ритме с природой: ложиться с заходом солнца и просыпаться на рассвете», — рассказывает о нюансах основатель «Великого».
«Зарабатываем неплохо»
Однако при всем желании не во всех экопоселениях удается обходиться альтернативными источниками энергии. «У нас мало солнечных или ветреных дней, поэтому пользуемся электричеством», — объясняет РИА Новости Мария Гимаева, жительница экопоселения «Лесная поляна» в Республике Марий Эл.
Цели убежать от городского комфорта нет, скорее — создать его, не навредив природе, отмечает она. «Сейчас подумываем об оптоволокне для скоростного интернета. Конечно, экологичные технологии, которые подходят для нашей местности, мы с радостью внедряем. Недавно, к примеру, закупили контейнеры для сортировки отходов. В поселении нельзя пользоваться бытовой химией и разводить скот на убой. Кстати, общение у нас тоже экологичное — запрещена политическая и религиозная пропаганда», — говорит Гимаева.
С мужем и двумя детьми Мария переехала в «Лесную поляну» из Казани полтора года назад. Она говорит, что семья ни разу не пожалела о своем решении. «В городе по-настоящему белый снег мы не видели, а сейчас, когда ездим в Казань, дочь удивляется, почему там так грязно. Для детей в поселении есть все: развивающие занятия с педагогом, здоровое питание, лес с молодыми березками и соснами. Взрослые в общем Доме культуры могут играть в теннис, заниматься рукоделием, вокалом, йогой. Кому-то, конечно, ближе садоводство на своем участке», — рассуждает молодая мама.
Сами Гимаевы не спешат засаживать овощами и фруктами всю землю. Главное, чтобы было красиво, считает Мария. «Мы неплохо зарабатываем продвижением в социальных сетях: нет нужды продавать что-то с участка. Купить экологичные продукты можно у соседей — мед, масла, травы. Что-то закупаем вместе с другими поселенцами, но иногда приходится доехать и до обычного супермаркета», — поясняет собеседница.
Гимаева не удивляется быстрому приросту людей в поселении, несмотря на довольно суровый климат. «Приезжают все новые молодые родители со всей России. Три года назад здесь было только двое детей, а сегодня — тридцать. Есть и люди в возрасте, но они тоже ведут активный образ жизни — еще и нам фору дадут. Когда все участки разберут, в «Лесной поляне» будет около шестидесяти семей. Надеюсь, они, как и мы, найдут здесь то, что искали», — говорит она.
Продолжает свои поиски и Роман Саблин. «В каждом экопоселении от Калининграда до Дальнего Востока своя ситуация. Люди пробуют, ошибаются. Мы ищем место, которое вдохновляло бы нашу семью. Летом поедем в несколько поселений пожить по неделе-две. Если зацепит — переедем», — надеется он.