МОСКВА, 3 июл – РИА Новости. Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России отмечает в воскресенье 80 лет со дня своего образования.
Первая служба, схожая по своему назначению с этим ведомством, была сформирована в Москве при управлении Рабоче-крестьянской милиции (РКМ) в мае 1931 года под названием Отряд регулирования уличного движения. Официальной же датой создания ГАИ-ГИБДД считается 3 июля 1936 года, когда Совнаркомом СССР было подписано «Положение о Государственной автомобильной инспекции ГУ РКМ». Первых сотрудников ГАИ было всего 57 человек. Некоторое время ОРУД и ГАИ существовали параллельно, но впоследствии были объединены в одну службу.
Новому подразделению был поручен очень широкий круг задач: учитывать и предотвращать дорожные аварии, разыскивать скрывшиеся после ДТП автомобили, разрабатывать технические нормы эксплуатации автотранспорта, контролировать подготовку водителей, привлекать к ответственности нарушителей ПДД, выдавать номерные знаки и ПТС. Полномочия инспекторов ГАИ были очень широки, вплоть до участия в обсуждении технических характеристик новых советских автомобилей.
В годы Великой Отечественной войны Госавтоинспекции была поручена мобилизация автотранспорта для нужд фронта, надзор за техническим состоянием, учет горюче-смазочных материалов, подготовка водителей к работе в военных условиях. Ушедшие на фронт сотрудники ГАИ отличились во многих сражениях, одной из наиболее сложных и героических считается операция по обеспечению бесперебойной работы Дороги Жизни к блокадному Ленинграду.
В послевоенные годы служба ОРУД-ГАИ активно принимала участие в восстановлении народного хозяйства и закладывала фундамент нормативно-правовой базы всей системы безопасности дорожного движения. Многие из разработанных тогда документов легли в основу нынешних правил дорожного движения, системы технического надзора за состоянием автотранспорта, контроля за состоянием водителей в автотранспортных предприятиях. ГАИ ввела единую форму водительского удостоверения, госстандарт на дорожные знаки. Некоторые разработки того времени, с изменениями и дополнениями, сохраняют актуальность по сей день.
С 1970-х годов по настоянию ГАИ активно внедряются в массовое использование все прогрессивные разработки в области безопасности движения: ремни в автомобилях, технические средства контроля движения, автоматизированная система экзаменации водителей, информационные системы учета машин, ДТП, нарушений ПДД. В 1998 году ГАИ была переименована в ГИБДД, однако в 2002 году специальным указом президента старое название ГАИ было возвращено наравне с новым.
На сегодняшний день ГИБДД является одной из самых многочисленных, оперативных, технически оснащенных и эффективных служб МВД России. Выполняет широкий спектр задач от «ручного» регулирования движения до контроля дорожной сети через современные мониторинговые центры, от приема экзаменов у водителей до розыска угнанных и скрывшихся с места ДТП автомобилей. Участвует в подготовке нормативных актов и формировании государственной политики в области дорожного движения, ведет активную просветительскую работу среди молодёжи.
Под надзором ГИБДД сегодня находится более 56,6 миллиона транспортных средств, зарегистрированных в России. Сотрудники ведомства выдают в год порядка 1,9 миллиона новых водительских удостоверений и расследуют около 26,5 миллиона всевозможных нарушений ПДД.