ВАТИКАН, 28 апреля. /Корр. ТАСС Вера Щербакова/. Межрелигиозный и экуменический диалог — в центре апостольского визита Папы римского Франциска в Египет, который начинается сегодня в столице этого государства. Глава Римско-католической церкви направляется в арабскую республику по приглашению президента Абдель Фаттаха ас-Сиси, епископов католической церкви, коптского патриарха Тавадроса II и верховного имама университета «Аль-Азхар» шейха Ахмеда ат-Тейиба. От встречи с президентом до выступления на конференции по миру В ходе двухдневного визита Франциск встретится с президентом ас-Сиси и представителями руководства страны, общественными деятелями, верховным имамом «Аль-Азхар» — старейшего и наиболее престижного мусульманского университета, в котором готовят исламское духовенство, — патриархом Тавардосом II, католическим клиром, а также выступит на Международной конференции по миру. В этой встрече, созванной по инициативе шейха Ахмеда ат-Тейиба, принимают участие многие исламские богословы как из Египта, так и из других стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. В Каир прибыли посланники христианских церквей из Северной Америки и Европы. Каирская Международная конференция по миру начала свою работу в четверг. Как говорится в заявлении, распространенном канцелярией шейха «Аль-Азхар», главная цель нынешнего форума — «выступить с призывом о мире между любыми религиями и конфессиями, между обществами и всеми государствами на нашей планете». «В настоящее время мы переживаем глубочайший кризис, который угрожает самому существованию человечества, а многие страны охвачены кровавыми вооруженными конфликтами, в результате которых подрываются основы истинной религии и отвергаются гуманистические идеалы», — отмечается в обращении главы самого почитаемого в мире исламского института. В заявлении также говорится, что распространение таких язв, как радикализм, терроризм и сектантство заставляют «прислушаться к голосу разума и приложить все усилия для прекращения людских страданий и искать пути к сближению и сотрудничеству между всеми здоровыми силами для борьбы с подобными явлениями». Предполагается, что на форуме свое видение современных проблем представят патриарх коптской православной церкви Тавадрос II, патриарх Константинопольский Варфоломей. Как отметили в Ватикане, Папа римский принял приглашение выступить на этой конференции в качестве рядового участника. «Папа не открывает и не закрывает конференцию, а просто выступает», — пояснил глава Службы печати Святого престола Грег Берк. Под девизом мира Девиз нынешней папской поездки: «Папа мира в Египте мира». В Египте визит Франциска, которого называют не иначе как человеком мира, обладающим мудростью и большим мужеством, оценивается очень позитивно. 9 апреля, в Вербное воскресенье, террористы пытались скомпрометировать папский призыв к миру, осуществив два теракта в христианских храмах в городах Танта и Александрия. Еще и поэтому приезд Папы римского рассматривается как яркое послание всему миру, что противостоять террору нужно вместе с тем народом и государством, которые оказывают боевикам реальное сопротивление, а не оставлять их наедине с этой бедой и «не наказывать» страну отменой уже намеченных визитов или поездок. Как отметил в беседе с корр. ТАСС председатель Папского совета по межрелигиозному диалогу кардинал Жан-Луи Торан, такой диалог является основополагающим для будущего. «Это вопрос выживания, выбора нет — либо война, либо диалог, так что мы приговорены к диалогу», — сказал католический иерарх. По его убеждению, в этом контексте важнейшую роль играет образование, начиная со школьного. «Необходимо объяснять молодежи, что то, что отлично, не означает угрозу, но представляет богатство», — продолжил он. «Другая религия не враг, но брат, который идет рядом. Ключ в борьбе с терроризмом — в образовании, потому что большинство проблем рождены невежеством», — добавил он, пояснив, что наряду с недавно возобновленной совместной работой с университетом «Аль-Азхар», у Ватикана есть и другие собеседники в исламском мире. «Диалог развивается не только в Египте, но и во многих других странах. Самое главное — взаимное доверие», — указал кардинал. Христианский Египет Помимо диалога с исламом, важнейшее место в этой поездке принадлежит экуменической составляющей. Как отметил Берк, Папа Франциск совершает ее в сложный момент для местной христианской общины, которая нуждается в защите. Подавляющее большинство 89-миллионного населения Египта исповедуют ислам, тогда как христиане составляют 10%, из которых католиков всего 0,31%, остальные относятся к православной коптской церкви. В Египте сформировалась одна из самых старых христианских общин, берущих свои истоки еще в I веке н.э. В Евангелии от Матфея описан сюжет бегства Святого семейства в Египет, где Христа спасали от избиения младенцев, произведенного по приказу царя Ирода. Копты — наиболее многочисленная христианская община на Ближнем Востоке. До Франциска в Египте бывал только Иоанн Павел II в 2000 году. Почему иезуиты смогли спасти католицизм, но прослыли монстрами Ранним утром в праздник Успения 1534 года семеро воспитанников парижского университета вышли из городских ворот и отправились в сторону Монмартра. Пейзаж, который многим позже прославила совсем другая парижская молодежь, тогда выглядел еще девственно-сельским; там, на склоне холма, вдали от городских миазмов, стояла дряхлая маленькая церквушка, где один из этих семерых, уже принявший сан, отслужил мессу. Перед причащением все члены компании по очереди принесли обеты: соблюдать бедность и целомудрие, совершить паломничество в Святую землю, а если оно вдруг не удастся — то отправиться в Рим и там предать себя в полное распоряжение верховного понтифика на благо церкви. Служивший обедню Пьер Фавр был из Савойи, остальные шестеро — из разных областей Испании. Франсиско Хавьер, Альфонсо Бобадилья, Диего Лаинес, Альфонсо Сальмерон, Симон Родригес и, наконец, их вождь — сознательно деклассировавшийся баскский дворянин дон Иниго де Лойола, назвавшийся Игнатием в честь священномученика Игнатия Богоносца, того самого, которого в детстве, по преданию, Иисус взял на руки со словами: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Казалось бы, ну мало ли тогда бывало подобных восторженных боголюбцев. Однако шесть лет спустя устав этого общества утвердил папа Павел III, назвавший их «полком Церкви воинствующей» и установивший численность нового ордена в 60 человек. В 1556 году в Игнатиевом «обществе Иисуса» было уже тысяча человек. В 1565-м — 3500. В 1626-м — 15 500. В 1710-м — 20 000. Душевный склад самого Лойолы, о котором очень много написано и который сам оставил собственное жизнеописание, остается в своем роде загадкой. Мы знаем, что изначально это был бравый кабальеро, бретер и дамский угодник. Что он обратился к ревностному благочестию во время болезни: хотелось читать, но рыцарских романов, до которых он был такой же охотник, как и Дон Кихот, под рукой не было, пришлось читать жития святых, и вот вам результат. Его портреты до странного напоминают парсуну нашего царя Федора Иоанновича, тихого юродивого на троне; сам modus vivendi времен своих духовных поисков Лойола тоже описывает с намеками на классическое юродство. И при всем том это явно был не просто «Божий человек», но менеджер редкой одаренности. В его автобиографии много видений и экстазов, бурная юность намекает на то, что темперамент его должен бы клониться к порывистости холерика. Но он и сам действовал с редкой основательностью, и сподвижникам привил эту железную четкость стратегического мышления. Ту четкость, помноженную на вдохновение, которой так не хватало в тот момент растерявшейся католической церкви. Дать соборный ответ на Лютерову смуту Рим готовился долго, чересчур долго, несколько десятилетий. Император Карл V, один из главных инициаторов созыва вселенского собора, надеялся, что собор даст старт реформе католицизма (что жить по-старому уже нельзя — это и в католическом лагере сознавали очень многие) и издаст какие-нибудь компромиссные эдикты, которые позволят утихомирить религиозную распрю. Но в итоге собор собрался в Триденте (Тренто) только в 1545 году, заседал с перерывами почти 20 лет, пережив нескольких пап, и вместо компромисса с протестантами избрал линию на обострение конфликта, на собственную реформу католицизма, на систематизацию римского учения и на мобилизацию церкви перед лицом новоявленной ереси. Намерения разумные, но не всегда реализуемые. Скажем, собор констатировал, что духовенство, увы, впрямь довольно невежественное en masse, нуждается в новой системе образования. Но для того чтобы осуществить это пожелание, у Римской церкви, от которой отпадали области за областями, недоставало и сил, и средств. Точнее, недоставало бы, если б не Лойола и его «полк Церкви воинствующей», ринувшийся в бой по всем фронтам. Начав с «Римского коллегиума», Collegium Romanum, иезуиты быстро стали строить сеть учебных заведений буквально по всему миру. К моменту смерти основателя ордена в 1556 году этих заведений было уже 74, а дальше уже можно было и сбиться со счета. Учебные планы и методика преподавания были куда прогрессивнее и разумнее, чем в морально устаревших университетах (к примеру, для закрепления навыков публичной речи и познаний в латыни иезуиты активно использовали любительский театр — и это при традиционно опасливом отношении церкви к лицедейству), так что отправить отпрыска учиться к иезуитам — это было респектабельно и даже модно. Так же рано «общество Иисуса» приступило к миссионерству: не считаясь ни с языковыми барьерами, ни с опасностями, иезуиты разъехались проповедовать по всему свету. И при этом брали свое не харизмой или запугиваниями, а тонкой методичностью и открытостью. Китайцев, например, они ухитрились убедить (не жертвуя ничем из догматики), что христианство — это такое конфуцианство, только особенно возвышенное. Это много значило для культурного и дипломатического обмена: первые переговоры России с тем же Китаем в XVII веке, например, шли через посредство иезуитов. Но и для науки тоже: благодаря им лингвистические, этнографические и естественнонаучные реляции стекались со всего мира в Европу непрерывным потоком. Наконец, и в самой Европе, и католической и протестантской, орден трудился не менее рьяно. В ход опять-таки шли все медиатехнологии: театр, искусство, музыка, яркая и парадоксальная риторика, броские слоганы, эффектные церемонии. Плюс наука, образование, индивидуальный подход к духовному руководству. Сто лет спустя после основания ордена ему было чем хвалиться. Католицизм отвоевал свои позиции в Польше и Венгрии, испанских Нидерландах и Франции. Чуть ли не каждый день приходили известия о новых сонмах душ, которые церковь приобрела за пределами Старого Света. Церковь собралась, успокоилась, перегруппировалась и была уверена, что в ее распоряжении есть элитный отряд, который в любой момент готов броситься на решение самой сложной задачи. Но именно могущество иезуитов оказало им дурную службу. Что в протестантских кругах быстро стала складываться «черная легенда» о зловещем воинстве Ватикана — это понятно, но и католические государи постепенно стали с подозрением смотреть на транснациональную корпорацию, у которой своя воля, свои интересы, свои правила. И которую заведомо невозможно контролировать. В 1660-м Паскаль обрушился в своих «Письмах к провинциалу» на иезуитский нравственный релятивизм: орденские авторитеты действительно учили, что дурное дело не всегда так уж однозначно дурно, если под него можно подвести доброе намерение. С тех пор от славы учителей лицемерия и цепных псов реакции иезуиты не могли отмыться столетиями. Во второй половине XVIII века на смену нехорошей репутации приходят прямые репрессии — государство за государством запрещают деятельность ордена, а потом и Ватикан его по всей форме упраздняет (и парадоксальным образом только в екатерининской России гонимые отцы находят приют). Ненадолго, правда,— до падения Наполеона. В век индустриальной революции говорить о всевластии религиозного ордена, казалось бы, странно, но именно в XIX столетии ужас перед иезуитами приобретает гомерические масштабы. Можно вспомнить хотя бы «Агасфера» Эжена Сю, но конспирологические фантазии пошиба «Протоколов Сионских мудрецов» циркулировали отнюдь не только в художественной литературе. На иезуитов сваливали войны и громкие убийства, антиправительственные выступления и правительственную реакцию. И так до начала ХХ века: ходила, например, версия, что это иезуиты развязали Первую мировую, а перед этим утопили неугодную им финансовую элиту на «Титанике». Но среди тех вещей, которые ордену привил Лойола, совершенно точно были немалый запас прочности и умение ждать. И они дождались. Ни в 1914-м, ни тем более в 1534-м в это никто бы не поверил, но в 2013 году иезуит впервые в истории сел на престол св. Петра. В детском музыкальном театре имени Наталии Сац к опере приучают, что называется, с младых ногтей. Именно такую цель преследует новая постановка — «Гадкий утенок» на сюжет сказки Ганса Христиана Андерсена. Музыку написал Михаил Броннер, а действующий художественный руководитель театра Георгий Исаакян взял на себя режиссерские обязанности. На самом деле «Гадкий утенок» — не совсем опера, а скорее, мюзикл. Герои — переодетые в забавные костюмы животных актеры — не только поют, но и танцуют. Так что теперь танец маленьких лебедей смогут увидеть даже те дети, которых в силу возраста на взрослое «Лебединое озеро» не пустят. — А что это у балерины мускулы такие? — недоумевает юный зритель. Прекрасных лебедей в спектакле изображают элегантные балерины на пуантах. Страшных гусей — артисты в платьях и ластах. В этой постановке ребенок встретит, кажется, всех персонажей сказок, которые ему читали на ночь: и хитрого кота, и верного пса, и лукавую лисицу, и тетушку-гусыню — в общем, скотный двор в полном составе. Спектакль идет два часа, артисты проговаривают все слова отчетливо, расслышать их легко (а оперы часто грешат обратным), так что за сюжетом уследит даже самый непоседливый ребенок. И все же периодически родителям по разным причинам приходится выводить их из зала, каждая реплика артиста на сцене удостаивается комментария, а во время второго действия дети, успевшие сводить родителей в буфет, заняты мороженным, фонариками, масками и прочими игрушками, которыми они обзавелись в антракте. Для детей поход в театр, безусловно, праздник, но сама опера здесь — не главное, важен ритуал, общение с родителями, поясняющими смысл происходящего. Поэтому за разговоры и игры во время действия зрителей не журят. Что вызывает еще большее уважение к артистам, вынужденным конкурировать за внимание детей с их игрушками и родителями. Одним из достоинств спектакля становится и четкое разграничение плохих и хороших персонажей, хотя острые углы призван сгладить юмор. Чтобы дети ушли со спектакля не только с игрушкой и книжкой под мышкой (такой подарок выдают по билету в конце представления), но и с большой мыслью в маленькой головке, происходящее на сцене периодически комментирует рассказчик Роксана Сац (она же — один из авторов либретто). Образ гадкого утенка трактован как воплощение уникальности, благодаря которой он и добивается своей мечты — превращается в прекрасного лебедя. Детей призывают оглянуться по сторонам и задуматься, почему мы все такие разные и как с этим жить. По версии постановщиков, именно это культурное разнообразие становится залогом творчества и воплощения мечты. Гадкий утенок смотрел-смотрел на лебедей, горевал, что не может встать с ними в один ряд, а потом вырос и стал даже лучше. Так и дети, которые пока лишь привыкают к музыкальному театру на «Гадком утенке», со временем смогут войти в мир «Лебединого озера». Юрий Чайка предлагает изъять у руководства ряда субъектов полномочия по охране лесов Полномочия по надзору за лесами могут отобрать у властей «проблемных регионов», передав на федеральный уровень — с таким предложением выступил генпрокурор Юрий Чайка. Надзорное ведомство обеспокоено состоянием лесной отрасли — по подсчетам прокуроров, в России черными лесорубами ежегодно незаконно уничтожается 1 млн га леса, еще больше территорий страдают от лесных пожаров. Хуже всего со своими функциями по охране лесов справляются власти Бурятии, Забайкальского и Приморского краев, а также Иркутской, Амурской и других областей, говорят в Генпрокуратуре. Генпрокуратура предлагает изъять у властей «проблемных регионов» полномочия по надзору за лесами и передать их федеральным органам. Вчера в Совете федерации об этом заявил генпрокурор Юрий Чайка, выступая с докладом о состоянии законности и правопорядка за 2016 год. Как рассказал „Ъ“ официальный представитель надзорного ведомства Александр Куренной, в результате прокурорских проверок выявлено, что органами исполнительной власти ряда регионов, в том числе Якутии, Забайкальского края, Амурской, Волгоградской, Иркутской, Орловской и Томской областей, не проводилась работа по предупреждению и ликвидации природных пожаров. Так, в Иркутской области решения о введении режима чрезвычайной ситуации принимались лишь после вмешательства органов прокуратуры, также чиновники занижали данные о площади лесов, пройденной пожарами, говорят в надзорном ведомстве. «Проблемными регионами» в Генпрокуратуре называют также Приморский край, Еврейскую АО и Бурятию. О «безответственном отношении» региональных властей при подготовке к пожарному сезону ранее говорил и ответственный за профильную тематику вице-премьер Александр Хлопонин — он пригрозил главам регионов ужесточением ответственности вплоть до увольнения. В 2007 году в соответствии с новой редакцией Лесного кодекса РФ региональным властям были переданы федеральные полномочия в области контроля и надзора за лесами. Субъекты получили соответствующее финансирование, а также имущество федеральных лесхозов и территориальных органов Рослесхоза. Предполагалось, что такая мера повысит эффективность управления отраслью. «Ежегодно в России незаконными рубками уничтожается 1 млн га леса и фиксируется свыше 11 тыс. природных пожаров»,— заявил Юрий Чайка, отметив, что в 2016 году прокурорами было выявлено более 24 тыс. нарушений в лесной сфере. Ранее в Генпрокуратуре отмечали, что в ряде субъектов федерации, до того как в 2007 году им передали федеральные полномочия, «уровень законности в лесной сфере был значительно выше». В Минприроды ранее неоднократно говорили о необходимости изъятия лесных полномочий у проблемных субъектов РФ. В природоохранном ведомстве оценивают как неэффективное управление лесами Иркутской области, Забайкальского края и Бурятии — на эти субъекты, по данным Минприроды, пришлось 85,6% от общей площади, пройденной огнем на землях лесного фонда в прошлом году. При этом на Иркутскую область уже несколько лет приходится более половины незаконно добытой в РФ древесины — в Минприроды заявляют о бездействии властей по предотвращению незаконных рубок (см. „Ъ“ от 9 марта 2017 года). Экологи считают, что механизм изъятия у региона переданных полномочий по надзору за лесами мог бы мотивировать субъекты к более эффективной работе. «Власти субъекта должны понимать, что если деньги на охрану лесов будут тратиться на иные цели, может быть введен в действие механизм передачи полномочий»,— говорит директор по природоохранной политике WWF Евгений Шварц. Ольга Никитина
Советуем посмотреть
СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК
МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …