Донбасс: Война будет, но не сейчас
Каждые полгода в ответ на очередные провокации ВСУ российские медиа начинают гадать насчет «украинского наступления». Однако в Донбассе, привыкшем жить в подобном кошмаре, ничего экстраординарного в этом уже давно не видят
«… Обстрелу подверглись позиции наших подразделений в районе населённых пунктов Калиново и Логвиново. При обстреле военнослужащие ВСУ применили 82-мм и 120-мм миномёты. Всего по территории республики было выпущено пятьдесят шесть мин… Противник продолжает наращивать силы и средства вдоль линии соприкосновения. Установлено выдвижение на временную огневую позицию миномётного взвода из состава 58-й бригады ВСУ в район населённого пункта Трехизбенка и миномётного взвода 54-й бригады в район населённого пункта Светлодарское. Занятие огневых позиций миномётными подразделениями противник проводит с целью ведения провокационных обстрелов территории республики». Это сухая сводка народной милиции ЛНР за минувшие сутки.
Что стоит за статистикой
А вот это уже ДНР: «За прошедшие сутки подразделения ВСУ продолжили нарушать режим прекращения огня. По районам четырёх населённых пунктов — Александровка, Зайцево, Ясиноватая и Спартак — противник выпустил двадцать четыре мины калибром 82-мм, произвёл пять выстрелов из БМП-2. Наша разведка выявила огневые позиции артиллерии, запрещённой минскими договорённостями. Так, в районе населённых пунктов Курахово (до линии боевого соприкосновения 17 км) — выявлены огневые позиции трёх самоходных орудий «Гвоздика» калибром 122-мм из состава 30 омбр; Желанное Второе (до линии боевого соприкосновения 11 км) — отмечено местонахождение четырёх пушек-гаубиц Д-20 калибром 152-мм из состава 57 омпбр».
А вот это уже из социальных сетей. Такое иногда не попадает в сводку — то ли «забывают», то ли считают, что подобное может сломить боевой дух, но фотографии и позывные погибших, равно как и обстоятельства их гибели, всё равно становятся достоянием гласности: «Погибли в бою Митрофанов Владимир «Шилка» и Тетёра Олег «Черкес». Они пошли в разведку под Красным Партизаном и попали в засаду. Украинские солдаты жестоко расправились с ними. Их ранили из огнестрельного оружия, а потом зверски пытали и добили ножами…»
Это за тысячи километров от Донбасса гибель нескольких ополченцев и мирных жителей кажется статистикой. Однако в республиках живёт не так много народа, и иногда складывается ощущение, что все друг друга знают. А если не знают, то всё равно за каждой жизнью семья, друзья, коллеги и не успевшие воплотиться в жизнь мечты…
С другой стороны, если в любом многомиллионом городе России взрыв гранаты где-нибудь на улице — ужасающее событие, то в Донбассе — уже повседневная обыденность. И десяток мин — это ещё «можно пережить», хорошо, что не артиллерия, не «грады» и «смерчи». И совсем уж прекрасно, что с 2014-го забыли про пронзительный звук сирены воздушной тревоги…
На западном фронте без перемен
Вот и то, что многие российские «диванные» эксперты поспешили принять за очередное обострение и подготовку к наступлению ВСУ, оказалось тяжёлыми и, к сожалению, стандартными прифронтовыми буднями, которые отличаются друг от друга только повышением-понижением интенсивности обстрелов, и в ходе которых да, снаряд может залететь, например, в жилой дом и разорвать его хозяев в клочья, но то статистика, неизбежная погрешность череды перемирий и дипломатических ристалищ в рамках минских соглашений.
«Фактически обстановка остаётся напряжённой, продолжаются бои, продолжаются обстрелы, лишь в некоторых районах города установилась условная тишина, там почти не слышно обстрелов и перестрелок, например, на западе Донецка, — рассказала «Царьграду» военный корреспондент ДНР Виктория Толкачева. — На линии фронта традиционно тяжело, несмотря на «перемирия»: новогодние, праздничные или ещё какие-нибудь. Авдеевская промка, север Донецка, Горловка, юг ДНР — здесь слышно разное вооружение: от стрелкового и гранатомётов до миномётов и артиллерии. В принципе никто из тех, кто находится на фронте, никаких иллюзий по поводу перемирия не испытывал, так и получилось. Как и раньше, украинцы бьют по жилому сектору: в Докучаевске лишь за один обстрел со стороны ВСУ были ранены пять мирных жителей. Именно такие обострения происходят каждую неделю. Активизацию полномасштабных боевых действий пророчат почти к каждому важному празднику или политическому событию на мировой арене, будь то очередные переговоры в Минске или встреча лидеров государств, которые так или иначе могут повлиять на ход войны. Ситуацию больше нагнетают СМИ: для ополченцев ДНР сегодняшняя обстановка — обычная. Так что нельзя сказать, что активные боевые действия по всему фронту вот-вот начнутся. Но в любой момент количество обстрелов может усилиться, как это было перед Новым годом в Ясиноватой, когда украинцы из артиллерии расстреляли центр города».
Масла в огонь к разговорам о «наступлении ВСУ» подлили очередные указы Петра Порошенко, разрешившего в течение текущего года иностранным вооружённым силам находиться на территории Украины. Формально это связано с совместными учениями НАТО и украинских вооружённых сил Sea Breeze-2018 и Rapid Trident-2018. Таким образом, Порошенко своими подписями согласовал вхождение на территорию возглавляемого им государства иностранного воинского контингента численностью до трёх тысяч человек, естественно, с оружием и военной техникой.
«Понятно, что сейчас идёт подготовка к совместным учениям украинских войск и НАТО, но хочу отметить, что последние три с половиной года иностранная группировка на Украине постоянно усиливается, — поделился с «Царьградом» своим видением проблемы военный корреспондент вооружённых сил ДНР Михаил Андроник. — Военнослужащие из других стран прибывают на Украину под видом инструкторов. По данным из открытых источников, за последнее время на пятьдесят человек был увеличен контингент канадских инструкторов, теперь их общая численность превышает две сотни человек. На Явровском полигоне в Львовской области находятся 250 военных США. Конечно, опасения, что могут произойти провокации, например, под президентские выборы в России, имеют под собой почву, потому как давление на Москву оказывается со всех сторон, и Донбасс могут использовать в качестве одного из способов такого давления. Однако скажу, что да, группировка ВСУ в так называемой зоне АТО увеличилась, равно как и количество обстрелов, но в целом ситуация пока стандартная и далека от критической».
В свою очередь журналист-ополченец из Днепропетровска, старший лейтенант народной милиции ЛНР, блогер и радиоведущий Сергей «Ватник» Василевский в разговоре с «Царьградом» и вовсе предположил, что украинской армии начинать новую полномасштабную войну с Донбассом уже просто невыгодно.
«У них же там всё окончательно коммерциализировалось, и продовольственные товары через линию разграничения спокойно ходят, — рассказывает Василевский. — Теперь порядок передвижения товаров через неё определяют военные на местах. И чтобы провести крупную партию с товаром через украинский блокпост, коммерсант должен заплатить пятьдесят тысяч долларов. Другое дело, что они могут захотеть вместо продуктов импортировать к нам членов какой-нибудь запрещённой в России организации… Но, думаю, мы будем наблюдать всё то же вялотекущее позиционное противостояние как минимум до «весеннего обострения», когда земля подсохнет. Сейчас же в Донбассе такой период, когда все дороги расползаются в кашу, в которой увязнет любая военная техника».
Будет — не будет
Впрочем, к мартовским выборам в России, в которые крайне удобно устроить провокацию, в Донбассе дороги уже подсохнут и будут вполне себе. Понятно, что украинская армия проводит постоянные ротации, укрепляется, подтягивает новую технику не зря, с другой стороны, подобные движения наблюдаются уже который год. На самом деле, наступления Украины здесь в равной степени как боятся — все помнят кровь и огонь лета 2014-го, — так и ждут — люди хотят уже хотя бы какого-то финала затянувшейся истории противостояния, они устали от неопределённости, от существования без внятных перспектив и чёткого понимания, куда идти (на Украину возвращаться не хочется, в Россию упорно не берут, независимость никто не признаёт, да и в условиях мировой изоляции самостоятельность не сильно получается). А раз нет понимания, то всё чаще возникает мысль, что изменений никаких не будет. А превращение некогда цветущего промышленного края в «серую зону», где скоро вырастет целое поколение без гражданства и вне признанных хоть кем-то границ, означает, что всерьёз и надолго.
«Будет ли масштабное наступление ВСУ? Уверен: нет! — написал в своем блоге известный донбасский журналист и ополченец Геннадий Дубовой. — Будут обстрелы наших позиций, провокации и имитации наступления. И только. Почему? Потому что решить «проблему юго-востока» военным путём невозможно. Киев окончательно убедился в этом зимой 2015 года, после Дебальцевского котла. Сейчас, когда вооружённые силы республик по всем параметрам превосходят ВСУ, последние при попытке масштабного наступления будут перемолоты, разгромлены в ноль. А это означает крах нынешнего политического руководства Украины. Киев это прекрасно понимает. И сложившееся положение выгодно именно Киеву: существование ЛДНР, преподносимых как «российский плацдарм для последующего захвата всей территории нашей страны», как выразился Порошенко, позволяет украинскому руководству и его западным кураторам проводить политику тотальной украинизации, консолидировать общество, проводить репрессии, списывая все социально-политические проблемы на «угрозу вторжения РФ»… «Позиционная война» будет длиться очень долго. Остановить её может только признание ЛДНР Россией или присоединение к России. Но ни то, ни другое в обозримом будущем невозможно».
Так думают в Донбассе. Правда, вдалеке от этой истерзанной земли, по прихоти политиков так и не ставшей Новороссией, иногда появляются иные мнения. С одной стороны, таким экспертным оценкам можно попенять, мол, сидя вдалеке, многое ли увидишь? С другой стороны, народная мудрость гласит, что со стороны как-то виднее. Поэтому именно в ЛНР и ДНР горячие споры и обсуждения вызвала статья столичного политолога, заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина «О спорт, ты — война!», в которой автор пишет следующее:
«Украина не смогла стать ни эффективным инструментом против России, ни вдохновляющим примером для российских граждан, при этом успешно и без всякой отдачи поглощает западную помощь миллиардами долларов и евро. Над Порошенко и его соратниками нависла реальная угроза того, что их на Западе всерьёз перестанут любить и захотят кем-нибудь заменить, да ещё и строго наказать. В такой ситуации спасением для Порошенко может стать война. Идеальным вариантом было бы приурочить эту войну к ЧМ-2018. Речь идёт о возобновлении активных боевых действий в Донбассе. Целью их будет полная ликвидация ДНР и ЛНР в стиле хорватской операции «Буря» в 1995 году с ликвидацией Сербской Краины».
По мнению Храмчихина, если Россия в случае нападения на Донбасс начнет оказывать помощь краю хотя бы в режиме «военторга», это будет совершенно невозможно скрыть в условиях массового заезда в страну иностранных спортсменов, чиновников, журналистов, болельщиков, тем более что пять матчей ЧМ-2018 пройдут прямо рядом с вероятной линией фронта — в Ростове-на-Дону.
«Если иностранцы увидят, что Россия хотя бы в каком-то варианте втягивается в донбасский конфликт, в лучшем случае нам грозит массовый отъезд болельщиков, в первую очередь наиболее состоятельных, европейских, что окончательно сделает ЧМ полностью провальным в экономическом плане, — убежден политолог. — В худшем случае турнир могут покинуть некоторые сборные (также европейские, то есть наиболее сильные), что де-факто будет означать срыв ЧМ. Каким будет тогда удар по репутации страны, объяснять излишне (он будет на самом деле гораздо сильнее, чем в случае разгрома ДНР и ЛНР).
И если Россия втянется, хотя бы в очень ограниченном масштабе («иловайско-дебальцевском»), в войну напрямую, нам гарантирован именно худший вариант. При этом, конечно, надо понимать, что для нынешнего российского руководства (которое, очевидно, останется таковым и летом 2018 года) ЧМ является чрезвычайно важным проектом во всех аспектах, включая личный. Соответственно, столь грубое покушение на него будет воспринято исключительно болезненно, что может обернуться очень нехорошими последствиями для непосредственных организаторов покушения. Донбасские ополченцы могут получить приказ «стиснуть зубы, да терпеть», помощь им будет гарантирована. 7 июля закончатся четвертьфиналы, после чего на ЧМ останутся всего четыре команды, которым останется сыграть всего четыре матча, все — в Москве и Питере, туда же переедут все оставшиеся в стране иностранные болельщики, журналисты и чиновники. В этой ситуации можно уже будет начинать масштабную подготовку к ответу и беспрепятственно включать «военторг». А вечером 15 июля, когда капитан команды-победительницы (опять, наверное, Германии) поднимет над головой Кубок мира, руки у Москвы будут полностью развязаны. И дело может не ограничиться официальным признанием Россией независимости ДНР и ЛНР (причём с границами не по сегодняшней линии фронта, а в пределах административных границ Донецкой и Луганской областей), но и коснуться судьбы деятелей киевского режима».
Как видим, прогноз одновременно как устрашающий, так и обнадёживающий.
Втянут ли Россию в большой конфликт в Донбассе?
Впрочем, за четыре года, прошедших со времени начала Русской Весны, нам доводилось слышать разные прогнозы, один другого краше, но всё это время население Донбасса продолжало жить под обстрелами, практически ежедневно теряя людей, которые невольно превращались в фигуры в тире и заложников политической ситуации. Поэтому жители в ЛНР и ДНР надеются (а без надежды жизнь просто не имеет никакого смысла) и в то же время не сильно верят в перемены. В целом же вступивший в свои права 2018-й воочию покажет нам, последует ли вслед за Русской Весной, вопреки привычной смене сезонов переродившейся в затяжную осень, Русское Лето. Произойдёт ли что-то страшное или в очередной раз не произойдёт ничего, кроме сухих данных ежедневной статистики: обстрелу подверглись позиции наших подразделений, при обстреле военнослужащие ВСУ применили 82-мм и 120-мм миномёты, всего по территории республики было выпущено пятьдесят шесть мин…