Московские парламентарии внесли в Госдуму проект закона о приравнивании вейпов и кальянов даже без табака к обычным табачным изделиям. В том числе предлагается запретить парить вейпы и курить кальяны в общественных местах: кафе, ресторанах, офисах, школах и даже в специализированных вейп-клубах и кальянных. Если документ будет принят, то он нанесет сокрушительный удар по системе общепита, для которой после введения антитабачного закона кальяны стали одним из основных источников дохода.
Депутаты Мосгордумы внесли в федеральный парламент проект закона «О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака». «В России растет количество вейп-баров и кальянных, а также специализированных магазинов, торгующих устройствами, имитирующими курение табака. Настораживает тот факт, что частыми покупателями в этих магазинах становятся несовершеннолетние», — говорится в пояснительной записке к документу.
В частности, предлагается запретить продавать вейпы, кальяны и другие электронные носители табака несовершеннолетним, а также запретить их использование в общественных местах. Список этих мест полностью идентичен тем, что упомянуты в принятом в 2013 году антитабачном законе: нельзя будет парить на территориях школ, детских садов, в медицинских организациях, культурных и спортивных объектах, в общественном транспорте (и в 15 метрах от объектов транспортной инфраструктуры), на рабочих местах в офисах и даже на открытом воздухе, в частности на пляжах.
До сих пор вейперы, как правило, могли парить в офисах — если только соответствующий запрет не был прописан в корпоративных документах. В случае если закон примут, им точно так же придется выходить на улицу с обычными курильщиками либо бросать пагубную привычку.
Но если время на выкуривание одной сигареты и, соответственно, период отсутствия курильщика на рабочем месте все же известны, то в случае с вейпами «парильщик» ограничен только размером емкости с жидкостью.
Соответственно, на рабочих местах такие люди могут отсутствовать даже дольше, чем люди с никотиновой зависимостью.
В среднем курильщики отсутствуют на рабочем месте на 50% чаще, чем их некурящие коллеги: употребляющие табак люди в целом чаще болеют и, соответственно, берут больничные. Таким образом, обязанности курильщиков на время их отсутствия перекладываются на плечи некурящих. А на перекуры во время рабочего дня сотрудники тратят до полутора часов в день, в зависимости от удаленности места для курения и количества потребляемых сигарет.
Примечательно, что курение является самой раздражающей в коллегах привычкой, опередив даже любовь к сплетням и болтовне. Таковы данные исследовательского центра рекрутингового портала Superjob. При этом больше всего сослуживцев выводит не себя не, допустим, неприятный запах от вернувшегося с перекура человека, а именно его частые отлучки.
По словам председателя комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмилы Стебенковой, под запрет попадут также специальные вейп-кафе и заведения с кальянами.
«Вейп-кафе уже не будет, и в кафе кальянов не будет. Табачное лобби нам навязывает свою позицию, просит сделать заведения только для курящих. Но наша позиция ясна. Мы считаем, что в общественных местах вейп недопустим»,
— рассказала «Газете.Ru» Стебенкова.
Сами представители вейп-бизнеса, впрочем, полагают, что на их доходах это мало скажется. «Как это — нельзя парить в вейп-кафе? Это вообще глупо. У них нет даже нормальных аргументов, почему вейпы нужно запрещать. Я думаю, особых проблем у нас не будет. Если запретят парить, мы перейдем на формат простого магазина, продающего электронные сигареты. Возможно, это отразится на проходимости людей в первый месяц, если закон вступит в силу, ну а потом все будет хорошо», — рассказала «Газете.Ru» сотрудник Vape Store Café.
А вот для заведений общепита с кальянами (или без оных, но где разрешалось использовать вейпы) принятие законопроекта может оказаться роковым.
Сейчас плата за фруктовый кальян составляет до 50% дохода многих кафе, а кроме того, для ряда точек общепита кальян стал единственным способом удержать клиентов после запрета на курение сигарет.
По данным на 2015 год, рестораторы уже потеряли в среднем 10–15% выручки только из-за антитабачного закона.
Впрочем, данные по точкам общепита разнятся. Так, по данным сети «Чайхона №1» в Москве, анализ целевой аудитории не показал особых потерь после вступления в силу закона о запрете курения. Не особо волнуются тут и по поводу возможного запрета вейпов и кальянов. «Наша аналитика показывает, что изменение ассортимента не сильно изменит число посетителей. Отток составит не более 5–7% от числа гостей наших ресторанов. Возможно, увеличится потребление алкогольных напитков, коктейлей», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе сети.
Если законопроект примут, то в Административный кодекс будут внесены соответствующие поправки.
Авторы законопроекта полагают, что штрафы за парение в неположенном месте могут быть аналогичны санкциям, налагаемым за курение обычных сигарет.
А именно: курение в общественных местах сейчас обходится в сумму от 500 до 1,5 тыс. рублей, за курение на детских площадках штрафуют на 2–3 тыс. рублей, а за продажу табачных изделий несовершеннолетним организации сейчас штрафуют на сумму от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.
Члены Российской ассоциации профессиональных игроков рынка альтернативы курению (РАПИРА) согласны с мнением законодателей, что детей от парения нужно оградить. По их словам, они уже запрещают продажу носителей несовершеннолетним. Но считают «политику запретов» с электронными сигаретами в России необоснованной и непродуманной. «Почему-то большинство парламентариев и СМИ слишком сильно раздувают вред от вейпов. Да, действительно, они вредны, но не настолько, как они заявляют. К примеру, в аэрозолях электронных сигарет количество опасных химических элементов меньше, чем в дыме обычных сигарет: например, того же формальдегида в девять раз меньше», — рассказал «Газете.Ru» аналитик портала Viva la Cloud Алдиан Дадьянов.
Однако, по мнению авторов законопроекта, научные исследования не показали эффективность парения для тех, кто хочет бросить курить. Также, по данным исследований, вейпы пагубно влияют на состояние легких и носоглотки. А компонент смесей для парения, пропиленгликоль, вызывает аллергию и сильное раздражение дыхательных путей.
Между тем у игроков «безникотинового» рынка назревает другая проблема. 27 февраля 2017 года производители и поставщики подобных изделий должны уплатить акцизы на свой товар. Однако они утверждают, что сделать это физически невозможно. «Минфин России не разработал форму соответствующей декларации и порядок ее заполнения. Даже если документ утвердят, из-за двухмесячного срока вступления в силу игроки рынка по-прежнему останутся в подвешенном состоянии», — рассказали «Газете.Ru» в РАПИРЕ.
Участники объединения опасаются, что наличие акцизов и отсутствие законодательной базы может привести членов РАПИРЫ к неприятным последствиям, включая уголовную ответственность, за то, что декларация не подана и акциз не уплачен в предусмотренный период. По их мнению, из-за правовой неопределенности легальные игроки уйдут с рынка электронных сигарет. «Бизнес окончательно уйдет в тень. «Теневые» продавцы не станут проверять продукцию на безопасность.
В продажу поступят опасные для жизни и здоровья суррогаты, будут продаваться самовоспламеняющиеся подделки устройств и смеси кустарного производства.
И если цель введения акцизов — пополнение бюджета, то он скорее потеряет, чем пополнится», — считают в РАПИРЕ.
Запретные меры не всегда действуют, считает руководитель Общественного совета по проблеме подросткового курения Анна Сорочинская. «В первую очередь от вейпов нужно оградить несовершеннолетних. Нужно добиться того, чтобы им не продавали эти устройства. Что касается взрослого человека, если электронные устройства помогают ему отказаться от курения, лучше переходить на электронные и потом отказываться от них. Лучше, конечно, ничего не курить, но, выбирая меньшее из зол, лучше электронные аналоги. Сейчас и так все ужесточено, и мне кажется, действовать нужно поэтапно и сначала добиться тех норм, которые есть сегодня. А потом рассматривать другие детали», — рассказала «Газете.Ru» эксперт.