Как выяснила «Газета.Ru», в День Победы самолет Ту-204 проделал рейс из Тюмени в Сочи и обратно с недопустимым износом тормозных дисков шасси. При этом неисправность не смогли обнаружить ни пилоты, ни авиационные техники. Всего же за последние пять лет эксплуатанты Ту-204 оформили 1316 претензий по отказам тормозных дисков. В связи с этим Росавиация рекомендовала всем авиакомпаниям, эксплуатирующим Ту-204 и Ту-214, проверить исправность систем торможения.
Утром 9 мая 2016 года в аэропортах Москвы, Екатеринбурга и Тюмени была объявлена тревога, а все экстренные службы были приведены в режим повышенной готовности.
В Сочи во время проверки взлетно-посадочной полосы между 8.30 и 9.15 утра был найден тормозной барабан.
Ранее с этой ВПП в полет отправились четыре рейса: два — в Москву, один — в Екатеринбург и один — в Тюмень.
«У самолета, потерявшего деталь, могли возникнуть проблемы при посадке, и было неизвестно, какому борту принадлежала запчасть, поэтому диспетчеры связывались с экипажами для уточнения информации и проверок систем», — рассказывает источник Госкорпорации по организации воздушного движения. Первым, по его словам, приземлился екатеринбургский рейс, затем благополучно совершили посадку два московских рейса. Неисправностей у самолетов обнаружено не было.
«В воздухе оставался самолет Ту-204-100В RA-64050 авиакомпании Red Wings, летевший в Тюмень. Кстати, именно после взлета этого самолета и была найдена деталь, — рассказывает собеседник. — На борту судна находились 204 пассажира и 9 членов экипажа. Но, к счастью, все обошлось».
В Тюмени борт встречали не только напуганные родственники (информация о происшествии к тому времени уже просочилась в СМИ), но и представители Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета России.
Следователи опросили пилотов, проверили документацию. Как заявили тогда представители СК, проверка неисправностей не выявила, и самолет улетел обратно в Сочи.
Однако, как выяснила «Газета.Ru», неполадки у самолета все-таки были, и летал он фактически с неисправными тормозами. Об этом говорится в бюллетене по безопасности полетов, распространенном Росавиацией.
«После посадки в аэропорту Сочи экипажем в бортовом журнале была сделана запись о недопустимом износе пакета тормозных дисков колеса позиции №5 (внешнее колесо задней пары левой основной опоры шасси). При осмотре тормоза было обнаружено разрушение пяти дисков: двух невращающихся (КТ196М.320) и трех вращающихся (КТ196М.310)», — написано в докладе.
В докладе отмечается, что наработка тормоза на момент отказа составила 843 посадки (гарантийная наработка тормозных дисков: 1000 посадок; назначенный ресурс и срок службы: 3000 посадок, 10 лет). При этом, по информации эксплуатанта воздушного судна, за время эксплуатации самолетов типа Ту-204 с 2011 по 2016 год было оформлено 1316 рекламаций по отказам тормозных дисков.
Между тем представители Росавиации обращают внимание на то, что пилоты и техники не смогли обнаружить разрушение тормозных дисков при осмотре шасси в аэропорту Тюмень и это привело к вылету самолета, техническое состояние которого было определено недостаточно точно.
«В этой связи есть необходимость обратить внимание на происходившие ранее инциденты, связанные с выполнением полета на неисправном воздушном судне», — говорится в докладе. Также Росавиация потребовала, чтобы летный и инженерно-технический персонал как можно тщательнее подходил к контрольному осмотру воздушных судов перед полетом и после полета. Кроме того, ведомство настоятельно рекомендовало крайне внимательно осматривать самолеты, если от наземных служб получена информация об обнаружении на этапах взлета, посадки или руления признаков неисправности воздушного судна (отделение частей, появление дыма или течи жидкости и т.п.).
Также всем авиакомпаниям, которые эксплуатируют самолеты Ту-204 и Ту-214, поручено проверить исправность систем торможения.
В авиакомпании Red Wings оперативно пояснить, почему в полет был отправлен борт с недопустимым износом пакета тормозных дисков, не смогли. В ПАО «Туполев» также не захотели обсуждать претензии эксплуатантов по отказам тормозных дисков на самолетах типа Ту-204.
Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов говорит, что подобные неполадки должны были быть обнаружены перед взлетом во время осмотра судна. «С такими неполадками никто не летает, и износ тормозных механизмов можно определить визуально, — говорит Романов. — Поэтому тут какая-то непонятная ситуация, ведь получается, что самолет вылетал с явными нарушениями. Тут должна предметно разбираться специальная комиссия.
Разрушение дисков может привести к пожару на взлете или посадке».
Впрочем, по словам эксперта, в некоторых случаях тормозной механизм на одном колесе можно отключить и лететь без тормозных систем данного колеса. «Но такое отключение влияет на летные характеристики и обязательно должно быть зафиксировано документально», — поясняет Романов.
Эксперт не исключает, что пилоты решились лететь с неполадкой после консультаций с руководством компании. «Иначе самолет мог бы надолго остаться в чужом аэропорту для ремонта, — рассуждает Романов. — И компания бы понесла дополнительные расходы. Но это мое мнение. Как на самом деле складывалась ситуация, знают только пилоты».