В июне Москву захватят слоны, богатыри, парковки для метел и полутораметровые рыбы. В городе пройдет еще один уличный фестиваль, уже третий за три месяца: после «Московской весны» с одиозной зеленой головой и «Рыбной недели», еще не отметившейся неоднозначными арт-объектами, настанет очередь «Нашего продукта», который будет посвящен, очевидно, импортозамещению. «Газета.Ru» спросила у зарубежных дизайнеров и урбанистов о том, во что превращаются столичные улицы на время фестивалей.
Свято место пусто не бывает — и московские площадки, еще на майских праздниках украшенные пасхальными ушастыми яйцами и палестинскими пальмами, вскоре обзаведутся декором в древнерусском стиле. С 9 по 19 июня в Москве пройдет фестиваль «Наш продукт».
Обойдется бюджету он на 30 млн дешевле, чем нашумевшая «Московская весна», — в 159,9 млн руб.
Победитель конкурса еще не определен. Отметим, что право на организацию закончившегося 9 мая фестиваля «Московская весна» выиграла компания «МС плюс», она же в последние два года устраивала многие другие городские фестивали, например «Московское варенье» и «Пасхальный дар». В общей сложности «Московский сувенир плюс» выиграл «праздничных» тендеров на 362,8 млн руб. Следующий по хронологии городской фестиваль — «Рыбная неделя» — начнется 13 мая. Городу он обойдется в 45,3 млн руб. Его выиграла компания «НПФормат».
Июньский фестиваль будет посвящен пропаганде российской продукции. Кормить обещают медвежатиной, олениной, мясом косуль, а также привычной говядиной и свининой, приготовленными на гриле. Оформлять все было решено в стилистике русских сказок и былин. Так, вместо нашумевшей инсталляции «Юность весны» в Новопушкинском сквере появится фигура Соловья-разбойника «с раздутыми щеками, выдувающая воздух с огромной силой, что подчеркнуто мимикой лица и движением тела». Также на площадках планируется установить фигуры Ивана-царевича, Садко, Ильи Муромца, Никиты Кожемяки, Микулы Селяниновича и других, а из злодеев появятся Кащей Бессмертный и Шамаханская царица. У памятника Марксу и на Никольской улице сделают площадку под названием «Богатырский тренажерный зал» с двухметровыми палицей, булавой, шестопером и кистенем.
На Тверском бульваре у памятника Тимирязеву установят огромную композицию «Персидский воин верхом на слоне», а у памятника Есенину — скульптурную группу «Заколдованное болото», состоящую из «зелени, лягушек, грибов, птиц и ступы с метлой и метлопарковкой».
И если вы дочитали до этого места без единого нервного смешка, то вот еще забавная деталь: ручки метел должны быть раскрашены под «шашечки» такси.
На Болотной площади установят объект «Трактор и его друзья», который гости фестиваля смогут раскрасить.
Часть объектов достанется «Нашему продукту» в наследство от предыдущих фестивалей. Так, зеленые топиарные фигуры «Влюбленные парочки», «Цветочницы» и «Лев» на Тверском бульваре отреставрируют после «Московской весны». А от «Рыбной недели» останутся «детские лодки для селфи» и полутораметровые «рыбки на палочке». Судьба арт-объекта «Лотос», доставшегося «Московской весне» от фестиваля «Путешествие в Рождество» и вызвавшего десятки ироничных замечаний, пока неизвестна.
К выбору «богатырской» тематики для июньского фестиваля эксперты отнеслись благосклонно. Во-первых, богатыри символизируют нужный патриотический посыл, но без яркой политической окраски. Во-вторых, это один из немногих наших культурно-экспортных продуктов в анимационном смысле, после разве что «Маши и Медведя». В-третьих, добавляет гендиректор аналитического агентства «Сегмент» Денис Никитас, фигуры богатырей легко визуализировать.
«Вообще в московских фестивалях прослеживается несколько отчетливых трендов. Это организация квестов или других интерактивных приключений, это возможность моментальной интеграции событий в соцсетях через хештеги и, наконец, создание городских скульптур, изначально предназначенных для того, чтобы с ними фотографироваться», — говорит эксперт.
Никитас добавил, что внешний вид фестивальных площадок должны определять не только чиновники, но и независимые эксперты с профильным образованием. Напомним, с момента появления в Москве регулярных фестивалей среди горожан не утихают споры о художественной ценности и об эстетических соображениях, которые могли двигать организаторами мероприятия при разработке его концепции. Споры и критика вокруг ряда объектов даже вынудили мэрию убрать Ту Самую зеленую голову с глаз долой, поближе к метро «Сходненская».
«Газета.Ru» связалась с зарубежными экспертами по городской среде, прислала им фотографии с фестивалей «Московская весна» и «Московское варенье» и спросила, что они думают об украшении столичных улиц. Ландшафтный архитектор (делавшая, к примеру, проекты для Лондона и Люксембурга) Ирен Джао-Ракитан
вежливо охарактеризовала арт-объекты, как «впечатляющие» и «создающие сюрреалистическое впечатление».
«Гигантские яйца и кулич, плюшевые медведи, огромные цветочные арки, большие фигуры фольклорных и исторических персонажей выглядят очень по-мультяшному. Я полагаю, что, помимо первоначального намерения отпраздновать начало весны и отдать почести всем участникам Великой Отечественной войны, цель установки этих объектов в городе — привнести радость в сердца горожан в конце долгой зимы. Краски отвлекают от обыденной жизни. Но может быть интересно вовлекать в производство и дизайн этих арт-объектов опытных мастеров и художников. Тогда фестиваль станет возможностью показать и развить таланты и навыки москвичей», — пояснила она.
Датский консультант по городскому дизайну, известный урбанист Ян Гейл, в свою очередь, отметил, что
«Москва — как город — достаточно бесцветна во многих смыслах».
По его словам, многие годы Москва была преимущественно серой. «Весенний фестиваль добавляет элементы радости, красочности, творчества, веселья — и это хорошо. Важно, когда у любого города есть временные художественные инсталляции, чтобы оживить и разнообразить обычные дни», — считает Гейл.