В Бельгии застрелен охранник АЭС «Тианж», которая, как теперь считают, была изначальной целью брюссельских террористов, совершивших нападение на метро и аэропорт в начале этой недели. В полицейской сводке это убийство проходит как «попытка ограбления», однако в контексте терактов 22 марта оно выглядит как подготовка к атаке на АЭС. Уже известно, что братья Бакрауи в течение нескольких месяцев следили за главным ядерщиком Бельгии, а правоохранители давно знали, что террористы готовят диверсии на атомных электростанциях.
В бельгийском городе Шарлеруа застрелен сотрудник службы безопасности АЭС «Тианж», пишет газета Derniere Heure. «Охранника застрелили вечером в четверг во время прогулки с собакой. Его пропуск был похищен», — пишет издание. Источники в полиции подтвердили данную информацию. Местные СМИ также отмечают, что в полицейской сводке это убийство проходит как «попытка ограбления», а позднее полиция исключила террористический след в этом деле. Тем не менее в Бельгии, еще не отошедшей от терактов, любые новости такого рода воспринимаются обостренно.
АЭС «Тианж», расположенная на юге Бельгии, в провинции Льеж, стала одним из объектов, на которых была проведена эвакуация сразу после взрывов в Брюсселе. Именно эта атомная электростанция была изначальной целью бельгийских террористов — братьев Ибрагима и Халеда Бакрауи, а также их сообщника Наджима Лаашрауи. Однако после ареста еще одного члена их группировки, главного подозреваемого в терактах в Париже Салаха Абдеслама, трое решили поторопиться и вместо АЭС атаковали аэропорт и метро.
С момента ареста Абдеслама правоохранители начали поэтапно изымать пропуска на электростанцию у некоторых ее сотрудников, это было сделано в целях безопасности.
С этими же намерениями еще до терактов 21 марта внешняя охрана АЭС «Тианж» была усилена группой армейских сил спецназначения численностью 140 человек.
Правоохранителям также стало известно, что братья Бакрауи в декабре установили скрытую камеру перед домом руководителя бельгийской атомной программы — они изучали и снимали на видео подходы к дому и основные маршруты ядерщика. Несколько десятков часов видео со скрытой камеры наблюдения полицейские обнаружили в ходе антитеррористической операции в квартире другого члена этой же террористической ячейки и подозреваемого в парижских терактах Мухаммеда Баккали (его имя фигурирует в прощальной записке Ибрагима Бакрауи, которую тот оставил в компьютере, обнаруженном в урне на второй день после терактов).
Ранее на этой неделе координатор ЕС по антитеррору Жиль де Керсхов признал, что против бельгийских АЭС может быть нанесена террористическая кибератака. «Новые технологии позволяют даже одиночкам совершать террористические акты большого масштаба. Уже пять лет назад предпринимались попытки внедрения в системы удаленного наблюдения и сбора информации по управлению атомными станциями, воздушного контроля или управлением движения на железных дорогах», — поделился он в интервью «Ля Мез».
Глава профсоюза бельгийского МВД Венсан Жилль рассказал «Газете.Ru», что правоохранители «с высокой долей вероятности» знали, что в Бельгии скоро произойдет теракт». «Но мы не знали, где и когда именно он будет. Приходили сведения, что террористы могут атаковать армейские казармы, здание следственного отдела полиции, АЭС, аэропорт и метро», — сказал он.
В общей сложности Бельгия располагает семью атомными реакторами на двух АЭС — «Тианж» неподалеку от Льежа и «Дул» близ Антверпена.
Они находятся в ведении компании Electrabel, дочернего предприятия французского энергоконцерна GDF Suez. АЭС «Дул» — одна из старейших в Европе, она была запущена в 1974 году. В 2012 году на корпусе одного из энергоблоков этой АЭС были выявлены тысячи трещин, однако после проведенной экспертизы реактор был перезапущен.
В 2014 году на АЭС «Дул» была совершена диверсия: неизвестный преступник слил из системы паровой турбины 65 тыс. литров масла в аварийный резервуар, что привело к перегреву турбины и ее выходу из строя. Работникам электростанции пришлось экстренно останавливать работу одного из энергоблоков, и на этом инцидент, казалось бы, был исчерпан. Виновника происшествия так и не нашли, однако в ходе расследования выяснилось, что бывший техник этой станции находится в числе воюющих в Сирии бельгийских исламистов.
При этом сам он совершить диверсию не мог: доподлинно известно, что на момент происшествия он находился за пределами страны.
Впрочем, еще за три года до диверсии власти Бельгии заявили о готовности отказаться от атомной энергетики к 2015 году, предполагалось остановить три наиболее старых атомных реактора. Однако власти Бельгии приняли решение продолжить их эксплуатацию, опасаясь дефицита электроэнергии. Не исключено, что брюссельские теракты заставят правительство ускорить процесс отказа от ядерной программы.