Известный в свое время Екатеринбургский криминальный авторитет Александр Хабаров повесился в камере СИЗО более десяти лет назад. Времени прошло не так много, чтобы этот эпизод наконец-то как-то был прокомментирован знающими настоящее положение дела людьми. Все секреты и тайны мафии в какой-то момент становятся общеизвестными, но только по истечении определенного времени, когда информация не повлияет на дальнейшие судьбы людей, которые ещё живы.
Так, по информации источника, Хабаров действительно покончил с жизнью сам. Правда перед этим подвергся допросу со стороны следователей, которым с верху был дан приказ разобраться с преступностью в Екатеринбурге, которая рвется в политику. А Александр Хабаров считался одним из самых одиозных лидеров криминального Екатеринбурга, который пытался легализовать уралмашевскую группировку, и пробиться в политические круги.
Как считают осведомленные люди, на Хабарова просто было оказано мощное давление. Неизвестно о чем был разговор на последнем его допросе. Возможно, ему даже поставили какой-то невыполнимый ультиматум, который и был рассчитан на суицид. Надавили на болевые точки, в лице например близких людей и их судьбы. Это станет известно не скоро, но тайны мафии практически всегда раскрываются.
ОПГ Цыгановы
Александр Хабаров входил в группировку братьев Цыгановых, которую впоследствии назовут уралмашевской. Бригада возникла в небольшом Орджоникидзевском районе, где находился завод гигант Уралмаш. Парни в середине 80-х годов занимались здесь спортом, и на этом поприще знакомились. Затем Григорий и Константин Цыгановы решили организовать свою банду, целью которой станет организация рэкета в районе.
Вместе с ними первоначальными участниками группировки стали их родственники, друзья и знакомые. Таким образом в начале их деятельности не происходило утечек информации. Потом, когда уралмашевцы стали разрастаться численно и территориально, о них уже стали говорить как об одной из самых жестоких банд города. Их целью было запугать коммерсантов и быстро обобрать. Но с течением времени, уралмашевцы первые поняли, что помимо вымогательств, надо предоставлять коммерсантам взамен услуги по решению их наболевших проблем. И привнес эту идеологию в бригаду ни кто иной, как Александр Хабаров.
До начала 90-х в городе было около десяти организованных преступных группировок. И только потом здесь обозначились три силы, способные на многое по своей влиятельности. Это группировка, подконтрольная ворам в законе под названием «синие«, центровые и собственно уралмашевская ОПГ. Именно между ними разгорелась нешуточная борьба за первенство. В ходе этой борьбы было убито много участников банд. В том числе по приказу криминального авторитета Олега Вагина был убит лидер уралмашевских Григорий Цыганов. Руководить структурой стал его брат Константин, а Александр Хабаров стал вторым человеком в группировке.
При их руководстве бригадой, уралмашевцы через два года станут самой влиятельной группировкой не только в своем городе, но и во всей Свердловской области.
Причем Александр Хабаров пришел в бригаду только в 1990 году. Он вообще не был коренным жителем города. Хабаров родился и жил в Красноуфимске Свердловской области. Воспитывался в семье секретаря райкома. Как отзываются о нем одноклассники, был умным человеком. Окончил Свердловский государственный педагогический институт, защитил кандидатскую диссертацию. После службы в группе советских войск в Германии, работал директором детской спортивной школы олимпийского резерва по лыжному двоеборью и горнолыжному спорту.
Почему он пришел в ОПГ неизвестно. Ведь когда он вступил в ряды уралмашевских, участники вели чисто бандитский образ жизни, от которого Хабаров был далек. Но именно он вывел бригаду на более цивилизованный уровень, предпочитая оружию убедительные слова. При его участии ОПГ учредило несколько фирм на легальной основе.
Еще при живом Григории Цыганове, Хабаров исполнял роль так называемого казначея уралмашевских. В специальной тетрадке вел учет средств, подсчитывал доходы от рэкета и бизнеса и расходы на содержание и функционирование ОПГ. И именно с его подачи ОПГ Уралмаш поддержало на выборах губернатора области Эдуарда Росселя.
ОПС Уралмаш
Когда в середине девяностых у Константина Цыганова начались проблемы с милицией, он уехал в Турцию. Причем весь доход, получаемый группировкой в городе, контролировался им постоянно из-за границы. За главного в Екатеринбурге остался Александр Хабаров.
В 1999 году он регистрирует общественно политический союз Уралмаш. Сокращенно ОПС Уралмаш. Эта аббревиатура породила в городе много слухов, мол под ней скрывается «организованное преступное сообщество» Уралмаш. Для журналистов это стало поводом для материалов, для жителей темой для сплетен. Ну а для милиции эта аббревиатура стала настоящим вызовом криминальной структуры. С этого момента они стали капитально копать в сторону ОПС Уралмаш и лично Александра Хабарова.
В 2004 году Константин Цыганов из Турции объявил, что оставляет общак себе, а группировку оставляет полностью на Хабарова. Узнав об этом, некоторые участники ОПГ были возмущены, и просили Хабарова разобраться с Костей. Но тот отказался, сказав что деньги они еще заработают, а без Цыгановых и бригады бы не было. С этого момента в рядах ОПС Уралмаш появились недовольные Хабаровым. Но его это не смущало.
Город без наркотиков
В это время в Екатеринбурге появилась организация, созданная Евгением Ройзианом «Город без наркотиков». Они пытались лечить наркоманов, а также очищать город от притонов, где торговали наркотиками. Доочищались до того, что в итоге вышли на высокопоставленных сотрудников милиции, которые крышевали этот бизнес. Стали пытаться все это выставить на общественное обозрение. Вот тогда к ним и обратился Хабаров с предложением помочь. Он понимал что компания Ройзмана столкнется с сильным противодействием со стороны МВД. Поэтому предложил работать в этом направлении вместе. Ройзман согласился.
Как и ожидалось, на «Город без наркотиков» стали давить со всех сторон. Одно время даже прикрыли их центр. Но совместно с Хабаровым они выстояли.
Кстати довольно интересная совместная акция по запугиванию наркоторговцев прошла в цыганском поселке, где почти в каждом доме торговали наркотиками. В один из дней сюда пришли 500 крепких парней и выстроились на улице. Цыгане испуганно попрятались по домам. А парни постояв минут пять, разошлись. Этого хватило, чтобы на ближайшие пол года в поселке забыли о торговле наркотиками.
С продавцами смерти не церемонились, не разговаривали. Просто жестоко избивали. Благодаря столь суровому методу, удалось в Екатеринбурге забыть о смертях детей от наркотиков, снизились и смерти взрослых. Метод оказался эффективным, но был не по нраву властям, которые периодически навещали «Город без наркотиков».
Интересы Деда Хасана
В Екатеринбурге одно время проживал криминальный авторитет Эдуард Казарян. Из-за криминальных разборок, он был вынужден выехать из страны. Прежде чем скрыться, он оставил на хозяйстве своего партнера Александра Вараксина. Тот продолжал контролировать бизнес, подконтрольный Казаряну, и отсылал доходы авторитету за границу. Затем рассудив, что он вкалывает и рискует, а деньги от этого получает Эдуард Казарян, Александр Вараксин решает кинуть авторитета. Он был уверен, что Казарян ничего не сможет предпринять против него. Но просчитался.
Эдуард Казарян обратился к набирающему силы и влияния Аслану Усояну, знаменитому впоследствии вору в законе по прозвищу Дед Хасан. Авторитет объяснил вору ситуацию. Дедушке только этого и требовалось, чтобы укрепить свои позиции на Урале. Появился повод, чтобы взять часть Екатеринбурга под свой контроль. Сразу же, показывая свою силу, в городе были разгромлены торговые точки кавказцев. Дед Хасан отбивал территорию. Естественно, что это не прошло мимо лидера ОПС Уралмаш Александра Хабарова. Он хотел повлиять на эту бойню. Это было в его характере. Хабаров считал, что достиг такого положения, что может конкурировать с ворами в законе.
Хабаров быстро собрал авторитетов города, а также лидеров ОПГ из других городов. Он хотел выступить с речью о том, что надо предотвратить начавшийся беспредел в Екатеринбурге.
Собрание проходило в центре города за оперным театром. Собралось около двухсот лидеров преступного мира и их соратников. Место, где обычно в это время отдыхали горожане, стало пустынным. Были лишь авторитеты. Даже милиция не приехала сюда, вызванная обеспокоенными жителями.
Александр Хабаров произнес свою речь о том, что именно они должны защищать свои территории от беспредела, что необходимо действовать сообща.
Его вроде бы поддержали все присутствующие. Но на деле ничего не изменилось. Скорее наоборот, Хабаров стал неудобен как властям, в ряды которой он рвался, чтобы установить там свои порядки, так и ворам, которым он так открыто бросил вызов.
Смерть авторитета
Уралмашевцы постепенно переходили от банального рэкета к рейдерским захватам предприятий. Под их началом было организованно более двухсот различных бизнесов, приносящих огромные прибыли. Это был уже синдикат, опасный только одним своим существованием.
По информации источников, с Москвы был отдан приказ поставить набирающего власть Хабарова на место. Указать авторитету, что он всего лишь бандит, поднявшийся так высоко с помощью кровавых войн и рэкета. А поводом к аресту послужило принуждение уралмашевцами руководства «Банки24.ру» к совершению невыгодной для них сделки. Людей запугивали, они уже почти были дожаты опытными в этом деле ребятами. Но в дело вмешалось МВД, искренне заинтересованное в аресте Хабарова.
Таким образом авторитета задержали, и заключили в камеру СИЗО номер один Екатеринбурга. Его постоянно выводили на допросы, которые продолжались длительное время. На Хабарова вероятно давили также, как его подручные давили на коммерсантов. Надо учитывать, что авторитет еще и впервые был заключен в СИЗО, до этого не имея ни одной отсидки за плечами. Это также давило на психику, если не брать во внимание изнуряющие допросы. А если учесть, что и воры были озлоблены на Хабарова, и именно воры представляют истинную власть в местах заключения, то положение авторитета было удручающим.
Так или иначе, криминальный авторитет и лидер ОПС Уралмаш был найден в своей камере повешенным, а следователи объявили о разгроме уралмашевской группировки. Хотя ее участники и по сей день ведут крупный бизнес как в России, так и за рубежом.
Через несколько лет после похорон Александра Хабарова, на дереве, которое растет напротив могилы, была замечена небольшая видеокамера, которая записывает приходящих навестить могилу. Кто ее установил неизвестно. Бывшие соратники говорят, что сами в недоумении от этого. А полиция отрицает свое участие в установке видеонаблюдения. Конечно, у некоторых были мысли сбить камеру и посмотреть, кто приедет. Но смельчаков так и не нашлось.