Почти 20 лет в Хакасии не иссякает поток статусных туристов. Федеральные министры, депутаты Госдумы, губернаторы приезжают отдохнуть в таежной тишине, а заодно и пострелять маралов и косуль. Чтобы не разочаровать высоких гостей, глава Хакасии Виктор Зимин выстроил на заповедных ранее землях роскошную охотничью базу. Приезжие чиновники из столиц окрестили ее «заимкой Зимина», а местные жители прозвали «Диснейлендом». Кто за два десятилетия успел отметиться на реке Харатас? И кто оплачивает расходы на организацию элитного отдыха?
Глава Хакасии Виктор Зимин снова оказался в эпицентре громкого скандала. Журналисты «Центра управления расследованиями» (ЦУР) опубликовали фотографии с охотничьей базы, расположенной неподалеку от хакасского села Усть-Бюр. Как выяснилось, на новогодние праздники в гости к Зимину приехали отдохнуть сразу три губернатора: руководитель Московской области Андрей Воробьев, глава Тульской области Алексей Дюмин и губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов. На опубликованных кадрах чиновники дружно позируют с тушей убитого молодого марала, обнявшись, стоят у костра, а потом вместе жарят добычу на вертеле.
Всех четырех губернаторов СМИ причисляют к одному влиятельному клану миллиардера Геннадия Тимченко. Неудивительно, что Зимин первым делом по-дружески поинтересовался у коллег, сохранил ли он расположение федерального центра. Гостеприимный хозяин обеспокоен: дела в Хакасии идут настолько плохо, что в январе этого года республика стала одним из двух регионов, где впервые в России введено внешнее управление финансами из Федерального казначейства. Основание — большие долги, превысившие годовой бюджет Хакасии. По данным Минфина, в 2012 году госдолг Хакасии перед федеральным бюджетом составлял 600 млн рублей, а к февралю 2018 года он вырос до 24,6 млрд рублей — это уже более 130% от собственных доходов республики.
«Господа, мне что, в Кремле больше не доверяют? Позор-то какой с этим внешним управлением…» — прямо спросил Зимин у высоких гостей. Миронов со смехом успокоил главу Хакасии: «Да брось ты переживать, Михалыч. Ты там на хорошем счету, умеешь все правильно организовать, штрафов ГИБДД не имеешь». Дюмин поинтересовался: «И чего ты так, Михалыч, перепугался?» — а потом предложил выпить за гостеприимного хозяина. Есть ли у них аудиозапись разговора, авторы публикации не уточнили. Сослались на то, что узнали о происходившем из рассказов обсуживающего персонала «заимки Зимина».
Высоких гостей обслуживали 19 человек, не считая сопровождения ГИБДД, водителей, поваров, официантов и банщиков. ЦУР отправил официальные запросы Дюмину, Воробьеву и Миронову, чтобы они пояснили, кто оплачивал их визит в Хакасию и во сколько обошлись охота и все пиршество. Но ответов, как и следовало ожидать, журналисты не получили.
Виктор Зимин и охотничья база
Вопросом «за чей счет банкет» долгие годы безрезультатно задаются не только журналисты, но и все жители Хакасии. Ведь статусных охотников Зимин с размахом принимает и потчует уже почти 20 лет. Идея построить элитную базу отдыха на берегу живописной речки Харатас осенила Зимина еще в конце 90-х годов. На тот момент будущий глава Хакасии занимал скромную должность заместителя начальника по строительству абаканского филиала Красноярской железной дороги (КЖД). Однако в рукаве у него был козырь — дружеские отношения с Сергеем Шойгу, который всегда очень любил отдыхать в родных местах. Поэтому Зимину удалось убедить и абаканское, и красноярское руководство, что просто необходимо выделить деньги на строительство охотничьей базы. Министр МЧС станет приглашать на отдых столичных друзей, и связи с «нужными людьми» пойдут на пользу КЖД.
К началу нулевых базу отдыха построили. И не где-нибудь, а в заповедных местах — на территории государственного природного зоологического заказника «Каратошско-Инейский». Благодаря статусу охраняемой территории в этих местах сохранились целые стада маралов и косуль. Теперь им предстояло стать мишенью для высокопоставленных гостей Хакасии.
Правда, действующим законодательством охотиться в заказнике запрещено, но кто станет обращать внимание на такие мелочи. Ведь Виктору Зимину удалось подружиться с еще одним человеком — начальником охотуправления Хакасии Сергеем Машуковым. Тот охотно согласился закрыть глаза на развлечения столичного бомонда в обмен на приглашение принять в них участие.
Зимину удалось убедить руководство Красноярской железной дороги: не должно быть никаких доказательств, что база отдыха на Харатасе как-то связана с госкорпорацией. Мол, иначе журналисты неизбежно начнут задавать вопросы, за чей счет отдыхают статусные гости. Можно оформить все на ООО, которое по счастливому совпадению уже есть у Зимина. К аргументам прислушались, и формальным собственником базы стало ООО «Лось», где 25% принадлежит Олегу Зимину, племяннику нынешнего главы Хакасии, а 75% — Татьяне Зиминой, жене главы республики.
Роскошь в тайге
Ошибаться свойственно всем. Поэтому одну ошибку «великий конспиратор» Зимин все-таки допустил. Он заказал оформление интерьера VIP-базы красноярской фирме Jini Backen, специализирующейся на изготовлении мебели. Руководство компании, по всей видимости, не осознало, насколько конфиденциальный заказ выполнило. Поэтому разместило фотографии интерьеров «заимки Зимина» на своем сайте, да еще и с подписью «Для заимки на реке Караташ (Хакасия)». Сложно даже поверить, что подобную роскошь можно найти посреди глухой хакасской тайги.
Как только база была достроена, расчеты Зимина полностью оправдались. Всего через несколько лет отдыхать в хакасских охотничьих «домиках», больше похожих на особняки с Рублевки, стало модно. «Нужные люди» из Москвы стали приезжать на охоту целыми компаниями. Элитную охотничью базу столичные охотники стали называть «таежной заимкой Зимина».
А жители окрестных сел, наблюдавшие за развлечениями статусных персон со стороны, прозвали базу «Диснейлендом». Для них это действительно другой мир. «Туземцы» из ближайшего к заимке хакасского села Усть-Бюр могут только мечтать о жизни в домиках в стиле швейцарских шале и поездках на джипах «Тигр».
Охотиться на маралов и косуль в родной тайге им тоже не по чину: разрешений простым людям никто не выдает — нечего истреблять дичь, которая предназначена для другой касты. Даже подъехать и посмотреть на «Диснейленд» вблизи они не могут: таежную дорогу перекрыл кордон, охрана круглосуточная.
Уже к 2004 году на Харатасе отметились многие федеральные чиновники высокого ранга. Отдохнуть от дел в тишине хакасской тайги приезжал Борис Грызлов — и когда был министром внутренних дел, и когда занял пост председателя Госдумы.
В Хакасии «обмывал» свое назначение министром иностранных дел РФ Сергей Лавров. Как и Грызлов, он большой любитель посидеть у жаркого костерка с гитарой, попеть душевные песни.
Среди самых титулованных гостей Зимина тех лет местные жители называют Николая Патрушева, возглавлявшего ФСБ, Сергея Иванова, занимавшего тогда пост руководителя администрации президента, Вячеслава Володина, бывшего в то время вице-спикером Госдумы.
Гостили у Зимина и многие чиновники ниже рангом. Так, отдых в родных местах ценил и коренной красноярец Юрий Воробьев, занимавший пост первого заместителя министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Компанию Воробьеву часто составлял коллега Сергей Кудинов, на тот момент — управляющий делами МЧС РФ. Вслед за чиновниками в гости к Зимину потянулись и сановитые представители «творческой интеллигенции». Самый титулованный из гостей — кинорежиссер Никита Михалков, приобщивший к охотничьим забавам в «Диснейленде» и сына Степана.
Бизнес Зимина
Чтобы любой охотник мог на месте приобрести недостающую экипировку, Зимин открыл в Абакане охотничий магазин. Там есть все, что только душа пожелает. Ассортимент на прилавках оценит любой, кто разбирается в люксовых моделях охотничьих ружей и прицелов. А формальным владельцем торгового дома ТД «Абакан» снова стал любимый племянник Олег Зимин.
К 2009 году дружба с высокими гостями принесла хозяину заимки должности главы Хакасии и председателя правительства республики. А в мае 2012 года природный заказник «Каратошско-Инейский» был ликвидирован. Всего через месяц после этого было зарегистрировано ООО «Охотничье-промысловое хозяйство «Сибирские просторы». Вскоре этому ООО было передано право аренды на 50 лет охотничьих угодий, где отдыхали столичные гости.
Формально ООО «ОПХ «Сибирские просторы» владел человек, не имеющей никакого отношения к главе Хакасии, — некий Сергей Закурдаев. Но то, что неизвестному бизнесмену удалось получить в аренду почти 100 тысяч гектаров заповедной тайги вокруг заимки Зимина, уже говорит о многом. А в прошлом году связь Закурдаева с главой республики стала очевидна: в августе прошлого года бизнесмен продал 90% собственности младшей дочери Зимина Татьяне. На тот момент 22-летняя девушка была студенткой Абаканского университета и, видимо, деньги на покупку ООО «Сибирские просторы» и земель ликвидированного заказника сэкономила за счет стипендии.
Возможно, вчерашняя студентка Татьяна Зимина настолько экономна, что может позволить себе оплатить новогодний отдых трех губернаторов. Ведь сами они явно не могут позволить себе этот пир во время чумы.
Тульская область, как и Хакасия, вся в долгах: по данным Минфина, их объем на 1 марта 2018 года составил 19,67 млрд рублей — почти на 4 млрд больше показателя 2016 года. Подмосковье уже несколько лет находится в преддефолтном состоянии: на 1 марта 2018 года долг перед федеральным центром составил 96,76 млрд рублей при дефиците бюджета 44,7 млрд рублей. А госдолг Ярославской области на 1 февраля 2018 года составляет 36,17 млрд рублей (70% доходов бюджета).
При этом губернатор региона Дмитрий Миронов регулярно призывает чиновников и жителей области затянуть пояса: «Я настаиваю на том, чтобы наш бюджет был бездефицитным. Только так, живя по средствам, без залезания в долги, мы сможем выровнять финансовую систему». Сам Миронов, по всей видимости, экономить уже научился и с удовольствием отдыхает за чужой счет.