Эпопея с отравлением семейства Скрипалей в Великобритании боевым отравляющим веществом «Новичок» напомнила о том, что «туманный Альбион» давно стал для эмигрантов из России смертельно опасным местом. Череда таинственных смертей бывших российских граждан началась в начале «нулевых» и продолжается до сих пор. У каждой своя тайная история.
Александр Литвиненко был отравлен изотопом полония. Борис Березовский неожиданно оказался в петле. Сегодня забыли еще об одной загадочной смерти ─ беглого российского предпринимателя Александра Перепеличного. Официальное расследование британской полиции признало его смерть подозрительной, но произошедшей в силу естественных причин. Делом «Перепеличного» занимались французские и швейцарские следователи, но им также не удалось распутать клубок подозрений.
Городок Вейбридж в графстве Суррей считается подобием подмосковной Рублевки. Каждый уважающий себя английский аристократ или состоятельный бизнесмен предпочитает обзавестись недвижимостью в этом месте. Размеренная жизнь Вейбриджа была нарушена 10 ноября 2012 года. Около одного из шикарных особняков прохожие обнаружили бездыханное тело его хозяина.
Александр Перепеличный
Россиянин Александр Перепеличный не так давно поселился в этом месте. Утром он, как всегда, совершил пробежку по близлежащему парку, но до дома так и не добрался, неожиданно потеряв сознание и скончавшись от сердечного приступа. Смерть во время утреннего джоггинга не редкость. Однако, при вскрытии патологоанатомы обнаружили в его желудке остатки ядовитого растения гельземий. Судя по всему, Александр Перепеличный употребил внутрь экстракт гельземия. Вопрос был только в том ─ осознанно или нет? Русские постоянно задают головоломки британским медикам. Полоний, «Новичок», гельземий!
В России Александр Перепеличный долгое время занимался финансовым консалтингом. Он был владельцем фирмы Baikonur. Клиентуру бизнесмена составляли отечественные нувориши, стремящиеся выгодно вложить капитал, в основном, инвестируя в заграничные проекты. Благополучие предпринимателя капитально подорвал мировой финансовый кризис, грянувший во второй половине 2008 года. Александр Перепеличный разорился и в следующем году поменял место жительства, выбрав Великобританию.
Отъезд оказался быстрым и вынужденным. Перепеличный много задолжал кое-кому в России. Его признание в полном банкротстве оказалось неправдой. На новом месте он довольно неплохо устроился, купил шикарный дом в Вейбридже и даже инвестировал около 1 млн фунтов стерлингов в британскую экономику. Власти ему выдали вид на жительство. Он пытался получить статус политического беженца, но ему не поверили. В обоснование просьбы россиянин утверждал, что отъезд из Москвы был вызван опасениями за собственную жизнь. В России ему угрожала некая могущественная преступная группа. Подробности о криминальном сообществе, «наехавшем» на него, он особо не разглашал.
В Великобритании на некоторое время Александр Перепеличный стал настоящей «звездой». В ноябре 2009 года в московском СИЗО умер аудитор Сергей Магнитский, представлявший интересы британского инвестиционного фонда Hermitage Capital. Его основателя Уильяма Браудера в купе с Магнитским российские правоохранительные органы обвинили в совершении крупного финансового мошенничества ─ неуплаты налогов. Браудер к своему счастью уехал из России в 2005 году, иначе ему пришлось бы оказаться на соседней с русским юристом «шконке». Защищаясь от обвинений, британский финансист инициировал международную компанию по расследованию причин смерти Сергея Магнитского.
Александр Перепеличный, хорошо знакомый с правилами «игры» на российском финансовом рынке, связался с Браудером и поделился имеющейся у него важной информацией. В частности он передал ему номера счетов в швейцарском банке Credit Suisse, принадлежащих экс-начальнице одного из столичных отделов налоговой инспекции Ольге Степановой, обвиненной Магнитским в участии в криминальной схеме хищений из государственного бюджета. Через швейцарский банк прошло $250 млн.
Судя по всему, Перепеличный был хорошо осведомлен о дальнейшем движении украденных денег. Он назвал все транзитные офшоры и предоставил точные сведения о покупке бывшим налоговиком недвижимости в Дубае и Черногории. По слухам, муж богатой «налоговички» Владлен Степанов был его деловым партнером. Так ранее безвестный для большинства англичан русский эмигрант стал главным информатором по «делу Магнитского».
Расследование смерти Перепеличного
Первоначально смерть связали с его сенсационными показаниями, явно намекая на мстительную длинную «руку Москвы». Тем более, незадолго до своей смерти он предполагал совершение на него в скором времени покушения. Однако, у следователей, занимавшимся расследованием смерти, концы с концами не сошлись. Они вынуждены были тщательно изучить прошлое Перепеличного, особенно его бизнес. Вскоре к ним присоединились французские коллеги.
Дело в том, что за пару дней до неожиданной кончины Перепеличный вернулся в Вейбридж из поездки во Францию. Экстракт ядовитого растения он вполне мог принять вовнутрь там. Швейцарцы, арестовавшие счета в Credit Suisse, также обеспокоились возможным силовым устранением важного свидетеля. Зарубежные и отечественные правозащитники, напротив, сошлись в едином мнении, ─ Александра Перепеличного убили российские власти из мести за его откровения.
Судя по всему, россиянин сильно «кинул» своих партнеров на родине. Деньги у него все же были. Он просто не хотел платить долги,а предпочел скрыться. Консалтинговая компания «Джирса», которой бизнесмен также задолжал, подала на него 4 иска в суды Москвы и Смоленска. Владельцем компании оказался Дмитрий Ковтун, который в Британии считается одним из соучастников отравления радиоактивным полонием Александра Литвиненко. Сами по себе деловые контакты с Ковтуном ничего не доказывали. Они могли быть простым совпадением.
Российская сторона утверждала, что Александр Перепеличный стал жертвой собственной неразборчивости в бизнесе. Дело в том, что при обыске в московской квартире чеченского авторитета Валида Лурахмаева, известного в криминальных кругах под кличкой Валидол, обнаружили толстенное досье на Перепеличного, в котором был указан точный адрес его проживания в Великобритании и информация по всем поездкам в зарубежные страны.
Лурахмаев предусмотрительно сбежал за пределы России, причем некоторое время проживал в Великобритании. Интерес правоохранительных органов к криминальному чеченцу был вызван тем, что он участвовал в преступных комбинациях, так называемых «решальщиков». Роль Валидола заключалась в устранении неудобных свидетелей. Группа проходимцев предлагала услуги некоторым бизнесменам, ищущим легкие обходные пути. «Решальщики» представлялись высокопоставленными чиновниками, обладающими огромными связями во властных структурах. Они брались за комиссионные обеспечить заключение выгодных госконтрактов, а также добиться назначения на должности в государственных или муниципальных структурах.
На самом деле влиятельные персоны были обыкновенными самозванцами. Большая часть переговоров и передача денег осуществлялась через посредников. Когда обман был близок к появлению на поверхности, посредников устраняли, навсегда пряча «концы в воду». Больше всего жертв в группе Валидола было на совести Ахмеда Хамидова, также бежавшего из России в Англию. Его подозревали в убийстве на Лазурном берегу в Ницце владельца компании «Саратовстройстекло» Михаила Ланина, использованного «решальщиками» в качестве посредника.
Александр Перепеличный сам не занимался посредничеством, но родственник его законной супруги, работавший в Администрации президента, имел выход на «решальщиков» и их киллеров. Препеличный, сбежав за границу, «кинул» с деньгами родственника. Тот мог в отместку попросить устранить безнадежного должника. Спецслужбы России, найдя досье у Валидола, тут же предупредили о потенциальной опасности эмигранта, к которому у них не было особых претензий. Ведь законы РФ он не нарушал.
Версия убийства Александра Перепеличного
Другая версия убийства Александра Перепеличного кроется в его близком знакомстве с главным бенефициаром Универсального банка сбережений Дмитрием Клюевым. Именно Клюев и компания могли оказаться той могущественной группой, разногласия с которой заставили Перепеличного спешно собрать чемоданы. Клюева неоднократно подозревали в совершении незаконных финансовых операций, в том числе в выводе за рубеж миллиардов, о которых вещал всему свободному миру погибший в тюрьме аудитор Сергей Магнитский.
Перед побегом Перепеличного произошла серия таинственных смертей ближайших партнеров владельца УБС. В 2007 году от сердечного приступа в Москве скончался Октай Гасанов, имевший подробную информацию о деятельности фирм, созданных в Калмыкии фондом Hermitage Capital. Через год отравится некачественным алкоголем в украинском Борисполе Валерий Курочкин ─ еще один предприниматель, связанный с банком УБС.
Наконец, в том же году, но уже в Москве из окна выпадет Семен Коробейников ─ гражданин России и Венгрии, заправлявший делами в УБС. Потом его назовут главным связующим звеном между банкирами и силовиками в комбинации по хищению из государственного бюджета 5,4 млрд рублей. Как бы то ни было, преуспевающий бизнесмен Александр Перепеличный был очень близок к криминалу, что только лишний раз доказывает утверждение о запредельном уровне коррупции в российском бизнесе и государственных органах власти.