Юрий Агибалов — уроженец Орловской области, имеет экономическое и юридическое образование. В 1980 году окончил Воронежский сельскохозяйственный институт им. Глинки по специальности «экономика и организация сельского хозяйства», в 1998 году — Воронежский государственный университет по специальности «юриспруденция», кандидат экономических наук, доцент. С середины 1980-х годов — функционер ВЛКСМ, а позже КПСС на ряде постов в Воронежской области.
В 1991 году занял должность секретаря Центрального райкома КПСС. С 1992 года работал заместителем начальника отдела координации работы аппарата областной и местных администраций. С 1994 по 2001 год — на работе в областной администрации на ряде ответственных постов. С 2001 по 2005 год — управляющий делами аппарата облдумы, с 2005 по 2009-й — руководитель аппарата областной думы, с 2009 по 2014 — замгубернатора Воронежской области — руководитель аппарата губернатора и правительства Воронежской области, в 2014 году — врио губернатора Воронежской области, с 2014 по сентябрь 2018 года — замгубернатора Воронежской области. Юрий Агибалов известен как ближайший соратник и товарищ бывшего губернатора, в настоящее время зампред правительства РФ Алексея Гордеева, которого ранее Юрий Агибалов нередко замещал на период отпусков и отсутствия в регионе.
Ранее не замеченный в каких-либо скандалах вице-губернатор Воронежской области Юрий Агибалов еще неделю назад был мало кому известен за пределами региона. Однако благодаря выходу на пенсию под сенью социальных гарантий, которыми щедро наградил его за безупречную службу губернатор Александр Гусев, Агибалов стал настоящей медиазвездой. «Преступная Россия» выяснила, что безбедная старость за счет областного бюджета обеспечена не только Агибалову, но и друзьям и родственникам экс-замгубернатора, а новоизбранный глава региона в начале своей губернаторской карьеры заработал серьезный минус в карму.
Громкая история с получением вице-губернатором Воронежской области Юрием Агибаловым пенсионного выходного пособия в виде 23 окладов и повторного назначения на ту же должность спустя всего два дня после отставки привлекла внимание к проблеме «золотых парашютов» региональных чиновников на федеральном уровне.
Заблаговременно приняв соответствующие законы, местные правящие элиты обеспечивают себе неплохую пенсию за счет региональных бюджетов. И все это происходит на фоне длящихся уже несколько лет разговоров о необходимости сокращения неэффективных бюджетных расходов в регионах. В стране, где средняя пенсия, по данным на 2018 год, составляет 14 100 рублей, с 3 октября президентской подписью под пакетом законодательных поправок официально повышен пенсионный возраст.
Юрий Агибалов и выплата
Скандал вокруг получения замгубернатора Воронежской области «золотого парашюта» начался с классического вброса. Подписанные избранным 9 сентября главой региона Александром Гусевым распоряжения о выходе Юрия Агибалова на заслуженный отдых в связи с истечением срока трудового договора опубликовал Telegram-канал «Незыгарь».
Согласно документам, датированным воскресеньем, 16 сентября, проработавший в правительстве Воронежской области 9 лет Юрий Агибалов после выхода на пенсию должен получить единовременное денежное вознаграждение в размере 23 должностных окладов и бессрочную доплату к пенсии в размере 75% от среднего ежемесячного заработка.
При этом уже в понедельник, 17 сентября, постановлением губернатора Гусева Юрий Агибалов был снова назначен на должность врио замгубернатора с окладом уже в 45 320 рублей и ежемесячным денежным поощрением в размере 3,1 оклада, что в сумме насчитывает порядка 180 тысяч рублей до уплаты налогов.
На возникшие у многих закономерные вопросы после того, как ситуация получила широкую огласку, губернатор Гусев невозмутимо отвечал, что Юрий Агибалов получил то, что ему причитается по закону.
Действительно, так все и есть. Положение о денежном поощрении уходящим на пенсию чиновникам было утверждено постановлением правительства Воронежской области от 14.04.2015 года № 277 «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет и доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности)». Согласно документу, принимает все необходимые документы, проводит правовую экспертизу и принимает решение о назначении единовременной выплаты при выходе на пенсию областная комиссия по пенсионному обеспечению за выслугу лет.
Состав комиссии, в которую входят депутаты облдумы и специалисты органов области, утверждается постановлением правительства Воронежской области. Однако накануне губернаторских выборов, 7 сентября 2018 года, еще тогда врио главы региона Александр Гусев подписал постановление, в котором внес некоторые изменения в закон № 277 и поменял состав комиссии, возложив контроль за его исполнением на все того же Юрия Агибалова.
Юрий Агибалов и доходы
Тот факт, что ушедший на пенсию заместитель губернатора уже через два дня был назначен на свой прежний пост, Гусев объяснил богатым опытом Юрия Агибалова в работе с документами, который, по его словам, будет весьма востребован на переходный период формирования нового правительства. В его состав, заверило региональное правительство, Юрий Агибалов не войдет и вскоре покинет свой пост уже окончательно. К тому же областное правительство внесло ясность в информацию о компенсации в размере 23 окладов — на деле оказалось, что официальный должностной оклад Агибалова на посту замгубернатора равнялся 11 тысячам 189 рублям, а вся сумма вознаграждения — 223,8 тысячи рублей за вычетом подоходного налога.
Правда, за смакованием «23 окладов» на истинный «золотой парашют» — бессрочную доплату к пенсии в размере 75% от среднего ежемесячного заработка — внимания поначалу не обратили, а зря. Согласно декларациям о доходах Юрия Агибалова, его годовой заработок в течение четырех последних лет стабильно превышал 4,5 млн рублей, а в 2014 году составил более 6,5 млн рублей.
За 2017 год (общий доход — 4 818 050,48 рублей), в месяц врио вице-губернатора вместе с надбавками, доплатами и премиями зарабатывал не менее 400 тысяч рублей. Теперь три четверти от этой суммы он будет получать в виде прибавки к пенсии. При том, что средняя пенсия по Воронежской области сегодня составляет 13,8 тысяч рублей.
Юрий Агибалов и новое назначение
Шумиха понемногу стала утихать, но 3 октября, уже после сообщений об окончательной отставке Юрия Агибалова, выяснилось, что указом от 1 октября он был назначен заместителем председателя региональной комиссии по противодействию коррупции, которую возглавляет губернатор Гусев. Нюанс добавил ситуации комизма и продлил интерес к теме еще на некоторое время.
Чиновники объяснили нестыковку сроков тем, что Агибалов был назначен в комиссию автоматически, как действующий замгубернатора, а сам указ долго проходил согласование. И уже 2 октября на официальном портале регионального правительства Александр Гусев своим новым указом отменил предыдущее назначение.
Когда сложившуюся ситуацию обсудили в сатирическом ключе на всех уровнях, от социальных сетей до «Вечернего Урганта», свое отношение к скандалу выразил и сам Юрий Агибалов. Чиновник инициировал проведение в отношении себя прокурорской проверки, обратившись в надзорное ведомство по Воронежской области. По словам старшего прокурора региональной прокуратуры Михаила Усова, Юрий Агибалов попросил проверить законность действий, произведенных в отношении него с 15 по 17 сентября, а в частности решений о выплате ему компенсаций в связи с выходом на пенсию.
Влияние Юрия Агибалова
Заслуженному управленцу, рассказал «Преступной России» собеседник в одном из воронежских онлайн-изданий, бояться нечего — буквы закона он не нарушал, сам себе выплат не назначал. Кроме того, более чем за 20 лет на государственных должностях он не «засветился» ни в одном чиновничьем скандале.
«Грамотный, настоящий служака, который всегда служил своему месту, держался своей работы. И никогда не участвовал ни в каких группировках в правительстве Воронежской области», — охарактеризовала изданию «Блокнот Воронеж» Юрия Агибалова бывший депутат городской думы Галина Кудрявцева.
При этом в Воронеже считают, что серьезный политический вес Юрия Агибалова давал ему возможность не вступать в какие-либо правящие кланы, а за эти годы создать свой собственный. Уходя на пенсию, Юрий Агибалов оставил в региональной власти множество своих кадров. По некоторым данным, в настоящее время в правительстве насчитывается не менее 20 «агибаловских» чиновников — ближайших родственников бывшего вице-губернатора и их жен и друзей.
В частности, региональным СМИ известно, что дочь Юрия Агибалова работает в отделе наградной политики обладминистрации, его сын Владимир — замруководителя аппарата областной думы, сестра чиновника Лариса Волкова — директор Воронежского юридического техникума, невестка работает в управлении ЗАГС, жена брата работала в аппарате облизбиркома, а сам брат Юрия Агибалова до недавнего времени был проректором Воронежского государственного аграрного университета (ВГАУ).
Своей карьерой Юрию Владимировичу Агибалову обязаны многие действующие чиновники обладминистрации. А с учетом того, что в областной избирательной комиссии работает в настоящее время множество лояльных Юрию Агибалову людей, его «золотой парашют» можно вполне расценить как «премию» на минувших выборах от победившего в них нынешнего главы региона Александра Гусева.
Ушедший в отставку в 60 лет (хотя в свете скорого вступления в силу повышенного пенсионного возраста мог бы вполне работать до 65) опытный управленец, которым является Юрий Агибалов, легко сможет занять руководящий пост в какой-нибудь крупной бизнес-структуре, где всегда будет востребован наработанный им в областном правительстве административный ресурс, считает ряд источников.
Александр Гусев
При этом ряд политологов сходятся во мнении, что гораздо больше неприятностей сулит недавний скандал новоиспеченному главе региона Александру Гусеву.
55-летний уроженец Калужской области, химик-технолог по образованию Александр Викторович Гусев стал врио губернатора Воронежской области 25 декабря 2017 года. Официально занял должность губернатора 15 сентября 2018 года. Ранее в течение четырех лет до декабря 2017 года он был мэром Воронежа. До этого, с апреля 2009 по сентябрь 2013 года замещал государственные должности Воронежской области: заместителя председателя правительства Воронежской области — руководителя департамента промышленности, транспорта и связи Воронежской области и зампреда по промышленности, транспорту, связи и инновациям.
До прихода на госслужбу работал по профессии на руководящих должностях, с 2007 по 2009 год — в качестве генерального директора ОАО «Воронежсинтезкаучук». Недоброжелатели называют Гусева ставленником олигарха Леонида Михельсона и подозревают в незаконном владении бизнесом, а в частности, в покровительстве определенным агрохолдингам.
Критика в адрес Александра Гусева долго себя ждать не заставила. «У губернатора Воронежской области отсутствуют ум, совесть и политическое чутье», — процитировал «Незыгарь» источника в Кремле.
«Все было сделано на 100% по закону, но при этом на 100% мерзко. В выходной день, без огласки и сомнений в правильности этого решения», — прокомментировал один из собеседников издания «Блокнот-Воронеж» историю с «золотым парашютом» Агибалова .
Центр антикоррупционной политики партии (ЦАП) «Яблоко» направил в прокуратуру Воронежской области заявление, в котором попросил проверить решение Гусева о выплатах Агибалову на предмет злоупотребления должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК РФ), а член Общественной палаты РФ Илья Ремесло увидел в нем признаки растраты бюджетных денег.
В связи с резонансом воронежские СМИ вспомнили и других чиновников-«парашютистов», первым номером в списке которых числится сам автор закона о «золотых парашютах», экс-глава правового управления правительства Воронежской области Валерий Карташов. Кроме него, на схожих с Юрием Агибаловым условиях на пенсию отправились главный казначей области Надежда Сафонова, вице-спикер облдумы Ирина Транькова, председатель и зам облизбиркома Владимир Селянин и Вячеслав Черепухин.
В ту пору, когда Александр Гусев еще был мэром Воронежа, в 2016 году, он разрешил уйти на пенсию руководителю управления финансово-бюджетной политики Елене Муромцевой, которая, оформив единовременную выплату и пенсионные надбавки за стаж госслужбы в течение 15 лет, через несколько дней также вернулась на прежнюю должность с приставкой и.о.
И это только те «парашютисты», о ком в Воронеже говорят с уверенностью, поскольку до скандала с пенсионными выплатами Юрию Агибалову такого рода информация за стены служебных кабинетов обычно не выходила.
Кто слил популярному политическому каналу документы для внутреннего пользования, по-прежнему остается загадкой, но то, что источник работает (или до недавнего времени работал) в областном правительстве, признал и сам губернатор Александр Гусев 1 октября на специально созванном для урегулирования скандала брифинге. Признал безо всякого удивления, поскольку поводы для такой мести могли быть у многих — сразу после выборов Гусев начал масштабную чистку состава областного правительства.
В результате этой чистки в связи с истечением срока договоров либо «по своей инициативе» своих постов лишились глава департамента аграрной политики Воронежской области Александр Квасов и глава регионального департамента связи и массовых коммуникаций Илья Сахаров, врио руководителя управления лесного хозяйства Александр Величко, врио главы департамента промышленности региона Иван Шкуматов, а также еще один вице-губернатор, первый зампред правительства Евгений Юрченко. И «прыгать» им пришлось без «парашютов».
(function(){
var D=new Date(),d=document,b=’body’,ce=’createElement’,ac=’appendChild’,st=’style’,ds=’display’,n=’none’,gi=’getElementById’,lp=d.location.protocol,wp=lp.indexOf(‘http’)==0?lp:’https:’;
var i=d[ce](‘iframe’);i[st][ds]=n;d[gi](«M407863ScriptRootC674434»)[ac](i);try{var iw=i.contentWindow.document;iw.open();iw.writeln(«»+»dy>»+»ml>»);iw.close();var c=iw[b];}
catch(e){var iw=d;var c=d[gi](«M407863ScriptRootC674434″);}var dv=iw[ce](‘div’);dv.id=»MG_ID»;dv[st][ds]=n;dv.innerHTML=674434;c[ac](dv);
var s=iw[ce](‘script’);s.async=’async’;s.defer=’defer’;s.charset=’utf-8′;s.src=wp+»//jsc.lentainform.com/m/z/mzk1.ru.674434.js?t=»+D.getYear()+D.getMonth()+D.getUTCDate()+D.getUTCHours();c[ac](s);})();