Первыми обитателями советского ГУЛАГА еще в 20-е годы наряду с отпрысками дворян и недобитыми белогвардейцами стали священнослужители. Только после 1944 года, когда Иосиф Виссарионович окончательно определил отношение Советской власти к Русской православной церкви и соблаговолил разрешить ей существовать, приток носителей бороды и рясы на Колыму иссяк. Если туда и попадали служители культа, то это были особо ортодоксальные личности, не признававшие законности советской власти или последователи разных течений религии, не признанных государством по аналогии с нынешними тоталитарными сектами. Среди воцерквленных заключенных большинство принадлежало выходцам из западных областей Украины. В 1944 году свой первый срок получил украинец Владимир Романюк, которому суждено прожить очень трудную жизнь и таинственно погибнуть, пробыв чуть менее 2-х лет в обладателях высшего церковного сана.
Его первое заключение никак не связано с религиозными взглядами. По теперешней терминологии он в молодости примкнул к «бандеровцам». Официально малой родиной Романюка считается Станиславское воеводство Польши. Украинцы всегда боролись против польской власти, и следствием этого стало объединение активной части молодежи в террористические группы. Именно таким образом в политику пришел сам Степан Бандера, в начале 30-х годов получивший пожизненное заключение за убийство министра внутренних дел Польши Перацкого.
Во время войны образ врага у украинских националистов с польского пана сменился на русского комиссара. Романюк добровольно вступил в отряд Украинской повстанческой армии и попал в плен к красноармейцам. В сентябре 1944 года Ивано-Франковский трибунал НКВД приговорил его к 20 годам колонии. Потом срок изменили на 10 лет, учитывая молодость заключенного. Романюка сразу не отправили валить лес в Сибирь. Перевоспитывать националиста начали под Полтавой. В лагере опять же по молодости Владимир Романюк вел неосторожные беседы с другими заключенными. На него донесли, его разговоры были расценены, как антисоветская пропаганда и украинца погрузили в «столыпин», унесший его по рельсам далеко-далеко от родной Украины. Остаток срока он досиживал в Магадане.
Бывший бандеровец
Под амнистию после смерти Сталина Владимир Романюк не попал. Вернувшись в 1954 году домой, он попытался встроиться в мирную жизнь и обзавелся семьей. Страна Советов с подозрением отнеслась к бывшему «бандеровцу», быт никак не налаживался. Столкнувшись с жестокой мирской действительностью, Романюк решил найти себя в духовном мире. В 1959 году он закончил в Ивано-Франковске Высшие богословские курсы и далее продолжил обучение в Московской семинарии. Русская православная церковь для западных украинцев была несколько чуждой по духу, но только она одна давала возможность всем причисляющим себя к православным христианам в СССР посвятить себя служению вере.
Дело в том, что до войны на Западе Украины все население ходило в храмы, так называемой «униатской» церкви. В 1596 году в Бресте была подписана уния с Римским папой, согласно которой православные священнослужители Украины во главе с митрополитом Михаилом Рогозой признали его верховенство и католическое вероучение, а взамен сохранили привычные древние литургические обряды на древнеславянском языке. Несколько веков на Украине существовал религиозный «коктейль». После войны НКВД организовало съезд «униатских» священников, которые приняли на Львовском соборе решение отказаться от Брестской унии и вернуться под управление Московского патриархата.
Закончив учебу, священник вернулся в Ивано-Франковскую область и получил приход в одном из ее поселков. Тяга к «самостийности» в нем с годами не пропала, а только усилилась. В 1970 году на Украине арестовали инакомыслящего историка Александра Мороза. Его обвинили в диссидентстве. Романюк вместе с другими представителями украинской национальной интеллигенции заступился за Мороза. Новые репрессии не заставили себя ждать. Приход священника в селе Космач был распущен, а подконтрольные государству православные церковные иерархи запретили священнику проводить службы. Конфликт с советским государством дополнился конфликтом с церковью. Романюк не сдавался и в 1972 году был изолирован от общества. Ему за антисоветскую агитацию и пропаганду дали 7 лет строгого режима, а по окончанию срока украинец еще 3 года должен был провести в ссылке.
В Советском Союзе для политических заключенных специально оборудовли лагерь около поселка Сосновка в Мордовии. Не желая распространять опасную для общества заразу, всех их решили содержать в одном месте. Служба в лагере для начальства и охраны считалась весьма неспокойной. Инакомыслящие всех мастей придумывали разные способы протеста. Признанный особо опасным рецидивистом, Романюк быстро влился в ряды заключенных диссидентов, участвуя в голодовках протеста. В 1976 году он написал добровольный отказ от советского гражданства и почти одновременно разорвал все свои связи с РПЦ, заочно перейдя в запрещенную в СССР Украинскую автокефальную православную церковь.
У будущего главы Украинской православной церкви Киевского патриархата оказался довольно сложный характер. В заключении он в пух и прах рассорился почти со всеми российскими диссидентами. Причины конфликта досконально знал еще один украинский националист Иван Гель, умерший во Львове в 2011 году. Кстати, он был одним из злейших врагов опального священника в лагере.
В ссылке Романюк вошел в состав украинской Хельсинской группы и получил статус правозащитника. Освободившись, он был моментально выдворен за пределы СССР. Беглеца из-за «железного занавеса» приютила украинская эмигрантская община Канады. На Украине он появился только после получения страной государственной независимости. В 1992 году Владимир Романюк стал инициатором основания первой в истории Украины независимой от Москвы Украинской православной церкви Киевского патриархата, исполнив мечту многих поколений украинцев.
Филарет
Развал СССР сопровождался церковным расколом. Вслед за национальными республиками о большей независимости от Москвы заговорили и церковники. Незадолго до Беловежской пущи РПЦ объявило о создании Украинского экзархата. Его главой оказался митрополит Киевский Филарет, всю жизнь служивший в РПЦ и носивший в миру фамилию Денисенко. Первый президент Украины Леонид Кравчук, стараясь создать полный набор атрибутов независимости, поддержал стремление властолюбивого Филарета к отделению от РПЦ. Филарета московские иерархи предали анафеме, но он особо не горевал. Ему по наследству досталась масса приходов от РПЦ и вся церковная касса.
Однако, священнослужители и прихожане западных областей страны не очень доверяли ему, как деятелю многолетней службой в РПЦ запятнавшему свой облик. Противостояние между востоком и западом страны перешло на церковную жизнь. Филарет родом был с Донбасса. В октябре 1993 года Всеукраинский православный собор выбирал главу церкви. Несмотря на давление Филарета на делегатов, они, опасаясь уже внутриукраинского раскола, избрали своим главой «западенца» Владимира Романюка. Он получил звание первого украинского Патриарха.
Филарет не смирился с поражением. Несколько десятков месяцев во главе украинской церкви прошли для патриарха Владимира в постоянной закулисной борьбе за власть. Бывшему политзэку оказалось не по силам самому навести порядок в церковной организации. Незадолго до своей смерти он был вынужден был обратиться с заявлением в УВД города Киева, где посетовал на постоянно поступающие в его адрес угрозы от сторонников Филарета. Еще он просил помощи профессионалов в проведении финансовой ревизии в Киевской епархии, много лет руководимой Филаретом. Патриарх подозревал его в связях с криминальным миром Украины и в присвоении кассы Киевского экзорхата РПЦ, доставшейся с советских времен. У Романюка были сведения, что миллионы рублей из бывшей церковной кассы были размещены в банках на личных счетах.
Смерть Романюка
Развязка в противостоянии двух святых отцов наступила 14 июня 1995 года. Романюку под вечер позвонил неизвестный и предложил встретиться неподалеку от резиденции патриарха в Ботаническом саду около Киевского университета. Там же через пару часов «скорая помощь» найдет его бездыханное тело. Ее вызвали 2 оставшиеся неизвестными женщины, которые сидели рядом на скамейке с Романюком.
Прибывшим врачам они рассказали, что мужчине стало плохо с сердцем. Они пытались ему оказать помощь, но тщетно. В морге у покойного действительно обнаружат несколько сломанных ребер от проведения искусственного дыхания и следы от прямого укола в сердце. Неизвестные дамы, оказывается, были отлично подготовлены к реанимационным мероприятиям, гуляя по парку с длиннющим шприцом и лекарством! Официальной причиной смерти Романюка был признан инфаркт. У него до этого дня уже случилось три.
Похоронами патриарха занялся митрополит Филарет. Первоначально, местом захоронения выбрали Байково кладбище, но неожиданно местоблюститель патриаршьего престола Филарет поменял планы. Он объявил, что Владимир Романюк подлежит захоронению на территории украинской православной святыни ─ Софийском соборе. По мнению многих Филарет специально решил воспользоваться ситуацией и попытался спровоцировать массовые беспорядки для поднятия своего авторитета перед новыми выборами главы Украинской церкви. Так и получилось.
Бойцы радикальной националистической организации УНА-УНСО, сопровождавшие гроб с телом Романюка, попытались прорвать милицейские кордоны, поставленные на входе в Софийку. Вспыхнула массовая драка. Милиционеры выстояли. Тогда траурная процессия взяла в руки невесть откуда взявшиеся лопаты и выкопала могилу прямо перед воротами собора. Патриарх Владимир Романюк покоится там до настоящего времени.