Валентин Мантуров, отец главы Минпромторга Дениса Мантурова, занимается растениеводством в Краснодарском крае. Российский Юг давно привлекает старшего Мантурова: здесь у него есть, например, совместный бизнес с сыном главы «Ростеха» Сергея Чемезова.О том, что Чемезов-старший является покровителем Мантурова-младшего, агентство «Руспрес» не раз рассказывало ранее.
Об интересе Валентина Мантурова к растениеводческому бизнесу стало известно из данных ЕГРЮЛ. В августе ЗАО «Династия», чьим единственным владельцем указан Валентин Мантуров, и Владислав Понамаренко учредили на паритетных началах ООО «Колос Кубани». Основной вид деятельности — выращивание зерновых. До февраля господин Понамаренко был совладельцем ООО «Шахтинская кондитерская фабрика», одной из структур Шахтинского хлебокомбината в Ростовской области. Связаться с господином Мантуровым и Владиславом Понамаренко не удалось, в регистрационных данных «Колоса Кубани» и «Династии» телефоны не указаны. В компании «Финансовые системы» отказались соединить с гендиректором компании Евгением Максимовым, который также возглавляет «Династию».
«Ъ» напоминает о том, что у Валентина Мантурова сегодня есть также активы в строительном, ресторанном и гостиничном бизнесе. Напополам со Станиславом Чемезовым (сын главы «Ростеха» Сергея Чемезова) ему принадлежит ООО «Финансовые системы». Эта компания владеет 50% АО «Жемчужина», которое издание Vademecum назвало застройщиком комплекса апартаментов и таунхаусов Fellini в Геленджике.В этом городе «Финансовыхм системам» также принадлежит пансионат «Приморье», расположенный в Геленджике в совет директоров которого до 2016 года входила супруга главы Минпромторга РФ Наталья Мантурова.
Также у «Финансовых систем» есть по 50% в ООО «Вишневый сад» и ООО «Холидэй групп» (остальные доли у кипрской Djcramus Investments Ltd). «Вишневому саду», согласно ЕГРН, принадлежит здание площадью 786,6 кв. м в Москве на ул. Станиславского (около метро «Таганская»), где распложен ресторан Barton. Сайт заведения, следует из данных «СПАРК-Интерфакс», зарегистрирован на «Холидэй групп». Компании также принадлежит сайт, анонсирующий открытие Barton Hotel Moscow.
Помимо этого «Финансовые системы» владеют 33,33% краснодарского ООО «Мантра», которое планировало заняться виноделием в регионе.
Обычный сценарий выхода на растениеводческий рынок — покупка предприятия с землей, отмечает директор «Совэкона» Андрей Сизов. Но, предупреждает он, спрос на краснодарскую землю самый высокий в стране, потому найти актив будет непросто. По данным управляющего директора BEFL Владислава Новоселова, почти вся сельскохозяйственная земля в Краснодарском крае обрабатывается и находится во владении разных компаний и фермеров. Согласно его оценке, цены на землю в регионе, как правило, находятся в диапазоне 150–200 тыс рублей за 1 га. Ключевым для нового собственника вопросом господин Сизов считает создание команды: «Владельцы хозяйств среднего уровня часто сами управляют бизнесом, поэтому надо будет пытаться замотивировать их либо собирать новую команду. И то, и другое в сельском хозяйстве сложно».
За последние три года растениеводство стало привлекательным бизнесом из-за высокой маржинальности, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. По его подсчетам, в текущем сезоне в Краснодарском крае валовая выручка при выращивании озимой пшеницы может превышать $1,1 тыс. с 1 га, что примерно на 20% выше результатов прошлого года. При этом, полагает господин Рылько, относительно небольшие хозяйства с земельным банком до 20 тыс. га могут генерировать более высокую маржу, чем крупные холдинги, за счет более пристального внимания к технологическим процессам. В то же время, добавляет он, маленькие игроки проигрывают в сбыте: в России есть надбавка к цене за объем, поэтому наиболее платежеспособные покупатели предпочитают работать с крупными поставщиками.
Денис Валентинович Мантуров
Денис Валентинович Мантуров появился на свет в славном городе Мурманске, где его отец был заместителем секретаря горисполкома, а до этого долгое время руководил мурманским комсомолом. После рождения сына Валентин Мантуров перешел на дипломатическую работу. Он был консулом и директором Советского культурного центра в Бомбее, заведовал отделом зарубежных связей Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, первым секретарем постоянного представительства СССР при ООН, советником СССР в Шри-Ланке.
Не затерялся Валентин Мантуров и после распада Советского Союза. Валентин Иванович Мантуров был начальником международного управления Госкомитета РФ по туризму, представителем этого Госкомитета в США, а после выхода на пенсию стал заместителем генсека Российского союза исторических городов и регионов. Разумеется, при таком папе не сделать блестящую карьеру было невозможно.
Окончив одну из элитных московских спецшкол, Денис Мантуров без труда поступил в МГУ. Когда распался СССР, Денис Валентинович Мантуров был студентом социологического факультета, что не помешало ему заняться бизнесом, да не простым, а связанным с экспортом запчастей для вертолетов. ЗАО «АэроРепкон», где он был заместителем генерального директора, занимался поставками вертолетов комплектующих для «Ми-8» в Индию. При этом помогал ему в этом бизнесе старинный приятель отца по работе в Шри-Ланке, бывший представитель «Аэрофлота» в этой стране Евгений Кисель, у которого была красавица-дочь Наталья, перед чарами которой Денис Валентинович Мантуров устоять не смог.
После того как Денис Мантуров породнился с Киселем, его дела, и без того не слишком плохие, резко пошли в гору. Простой аспирант-социолог стал, ни много ни мало, заместителем генерального директора ОАО «Улан-Удинский вертолетный завод», который перед этим перешел под фактический контроль его тестя. На этом предприятии незадолго до прихода Дениса Валентиновича было налажено производство вертолета «Ми-117» (экспортный вариант «Ми-8»), который продавался за пределы РФ, в частности, в Индию и Китай, за очень хорошие деньги. Поскольку Мантуров стал основным акционером завода, то эти немалые денежные средства начали оседать в его карманах.
Поднаторев в продаже вертолетов, Денис Валентинович Мантуров вернулся в Москву, где стал коммерческим директором ОАО «Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля», но на этой должности пробыл только год. В 2001 году Мантуров был назначен заместителем председателя ФГУП «Государственная инвестиционная корпорация», а в 2003 году – генеральным директором ОАО «Оборонпром». Данные назначения во многом объяснялись хорошим знакомством Евгения Киселя с Сергеем Чемезовым, который постепенно подминал под себя российский ВПК.
Интересно, что в том же 2003 году, когда Денис Валентинович Мантуров возглавил «Оборонпром», в Москве по адресу «Оборонпрома» на Верейской улице была зарегистрирована компания «Финансовые системы». Учредителем этой компании стал кипрский офшор, а генеральным директором выступил некий Евгений Максимов, который работал одновременно с Мантуровым на Улан-Удинском авиационном заводе заместителем генерального директора, а затем был главой московского представительства этого завода. ООО «Финансовые системы» стало получать доли в оборонных предприятиях. Так, оно стало совладельцем ОАО «Улан-Удинский авиационный завод», ОАО «Электроавтомат» и ОАО «Электромашиностроительный завод им. Лепсе». В период с 2007 по 2011 год «Финансовые системы» владели также ОАО «Сатурн» в Рыбинске, которое занималось производством авиадвигателей и турбин.
Таким образом, Мантуровым была обкатана придуманная Чемезовым схема по возврату активов с помощью некоей промежуточной структуры, на счетах которой оказывалась разница между стоимостью выкупа акций у прежних владельцев и окончательной стоимостью выкупа актива руководством Оборонпрома». Ну а сам Денис Валентинович Мантуров стал настоящий виртуозом в деле конвертирования административного ресурса в «живые» деньги. За что Чемезов его и ценил.
В 2007 году Мантуров был назначен заместителем министра промышленности и энергетики, курирующим вопросы промышленности. Его назначение было воспринято однозначно: как попытка Сергея Чемезова укрепить свой контроль над ведомством. Тем более, что у министра Виктора Христенко отношения с Чемезовым не сложились, а Сергею Викторовичу так хотелось иметь там на ключевой должности своего человека.
На этом посту Денис Валентинович Мантуров продолжал свои нелегкие труды на благо Отечества. Так, в 2010 году он стал председателем совета директоров ОАО «Апатит», входящей в состав холдинга «Фосагро», принадлежащему Андрею Гурьеву. Благодаря поддержке Мантурова «Апатит» стал монополистом в производстве нефелинового концентрата, который используется при производстве глинозема. Кроме того, Денис Валентинович Мантуров превратился в лоббиста интересов Гурьева, зачастую в ущерб интересам государства.
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров
Разумеется, такой «эффективный менеджер» как Денис Мантуров не мог «прозябать» в заместителях министров. В 2012 году он украсил своей персоной Правительства РФ, став в нем министром промышленности и торговли. Обосновавшись в министерском кресле, Денис Мантуров первым делом принялся укреплять собственную вертикаль, «подтягивая» на высокие посты нужных людей.
В частности, заместителем министра, курирующим авиационную и радиоэлектронную промышленность, стал Юрий Слюсарь, сын генерального директора ОАО «Росвертол» Бориса Слюсаря. К моменту своего назначения на этот высокий пост, Юрий Борисович из тридцати восьми лет своей жизни только два с половиной года провел на государственной службе (причем начав сразу с должности помощника министра), а вопросами авиапрома начал заниматься лишь в 2003 году, когда стал коммерческим директором «Росвертола». До этого Слюсарь-младший занимался продюсированием музыкальных коллективов, то есть сфера деятельности его была весьма далека от авиастроения. Вскоре руководящие посты в министерстве с подачи Дениса Мантурова были заполнены подобными малокомпетентными «мажорами».
К таковым можно отнести и другого заместителя министра, Виктора Евтухова, по первому образованию экономиста, а по второму – юриста. Этот бывший питерский «темный» делец, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга и член Совета Федерации до прихода в Минпромторг успел побывать заместителем министра юстиции. Однако там он проявил такую дремучую некомпетентность, что спустя полтора года от него поспешили избавиться путем перевода на аналогичную должность в ведомство Мантурова. Виктор Евтухов буквально сразу после своего нового назначения принялся «пилить» бюджетные средства, выделенные под инициированный министром проект знака качества «Сделано в России».
Вообще Денис Мантуров имеет способность аккумулировать вокруг себя различных темных личностей. К таковым вполне можно отнести депутата Государственной Думы от КПРФ Сергея Гаврилова, бывшего советника генерального директора Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) и лоббиста ныне опального олигарха Александра Лебедева. В 2013 году Гаврилов не вылезал из мантуровского кабинета, благодаря чему ВАСО получил крупный госзаказ на 59 самолетов «Ан-148».
Что касается достижений отраслей, курируемых Минпромторгом, то таковыми они похвастаться не могут. При Денисе Мантурове продолжается развал авиастроения, которое он отдал на откуп главе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаилу Погосяну. С подачи Погосяна гражданский сектор деградирует, выдав «на гора» лишь неудачный «Суперджет» и блокируя, в частности, все инициативы КБ им. Туполева. В результате отечественная гражданская авиация перестала быть конкурентоспособной на мировом рынке, а парк российских авиакомпаний состоит главным образом из древних «боингов», полеты на которых опасны для жизней пассажиров. Даже в такую сверхуспешную для России отрасль как вертолетостроение Денис Мантуров ухитрился «протолкнуть» отверточную сборку вертолетов зарубежных моделей.
Бизнес Мантуровых
Зато семейный бизнес Дениса Мантурова процветает. Его супруга Наталья Евгеньевна, медик по образованию, буквально сразу после окончания ординатуры открыла (не без помощи отца, конечно) клинику пластической хирургии «Ланцетъ», да не где-нибудь, а на базе клинической больницы № 1 Управления делами Президента РФ. Оборудование в этой клинике было, разумеется, мировых образцов.
В настоящее время Наталья Евгеньевна не только владеет несколькими клиниками, в которых она лично делает операции, но и управляет четырехзвездочным отелем в Геленджике «Приморье», открытым в 2010 году. На территории этого отеля имеется ресторан «Трофей», ранее принадлежавший геленджикской фирме «Приморье-маэстро», доля в 85% уставного капитала которой принадлежали Мантурову, а остальные 15% — «Пансионату с лечением Приморье» профсоюза «Оборонпрома». Интересно, что по адресу данного пансионата значится фирма «Приморье косметология», принадлежащая Наталье Мантуровой.
Дочь Мантурова Лионела, несмотря на свой юный возраст, успела уже прославиться. На праздник в честь ее восемнадцатилетия, который проходил в одном из фешенебельных банкетных залов, были приглашены Филипп Киркоров, Алсу, Николай Басков, Григорий Лепс, рэпер Тимати и другие звезды эстрады, которые за выступление берут суммы в десятки тысяч евро. В обычные же дни Лионела Денисовна приезжает на занятия в университет на «роллс-ройсе» с водителем, ведет активную «светскую жизнь» и мечтает куда-нибудь «свалить» из «этой страны».
Денис Мантуров
Денис Валентинович Мантуров, несмотря на занимаемые им высокие посты, не является самостоятельной политической фигурой. Он всегда был «зиц-председателем», выполняя волю людей, которые его поставили на эти должности: вначале собственного тестя, затем Сергея Чемезова. При этом он не обижал себя и своих близких. Что касается итогов управленческой деятельности Дениса Мантурова, то к ним больше подходит прилагательное «плачевные».
Каким бы Денис Мантуров не был несамостоятельным, но все же ответственность за тяжелейший кризис во вверенных ему отраслях промышленности в первую очередь несет сам Мантуров. Хотя бы потому, что не имел мужества отказаться от руководства областью, в которой он не является специалистом. Но, увы, у «эффективных менеджеров» отказываться от должностей не принято. Поэтому и находятся почти все отрасли нашей жизни в состоянии перманентного развала, а подобные «эффективные» мантуровы скачут как козлики с одного поста на другой. Только если смотреть на то, что они оставляют после себя, то они больше напоминают не милых козликов, а скорее ненасытную саранчу.
Министр Денис Мантуров и его отец обзавелись угодьями в элитном подмосковном яхт-гольф-клубе «Пирогово». «Клуб для состоятельных любителей активного образа жизни, — так сказано на сайте клуба, расположенного на берегу Пироговского водохранилища.
Собственный земельный участок и гостевые дома, указанные министром в его декларации, расположены именно в Тихой бухте «Пирогово». Место это — престижное и, соответственно, дорогое. Один гектар земли по-соседству с таким же выходом к воде, как и у Дениса Мантурова, продается сегодня за миллиард рублей.
То есть имение министра на этом подмосковном курорте (вместе с домами) может стоить не менее полутора миллиардов. Да плюс квартира в центре Москвы почти на полтыщи метров стоимостью еще в полмиллиарда. Да плюс домик его жены в Геленджике площадью 814,1 кв. метров… Мало того, в 2015 году в том же клубе «Пирогово» поселился отец министра Валентин Мантуров, отставной дипломат, возглавляющего сейчас некоммерческий «Национальный центр опеки наследия». На его имя там было оформлено еще почти 2,5 га земли.
Понятно, что стоит это удовольствие недешево и приобрел Валентин Мантуров там имение наверняка отнюдь не на дипломатические сбережения и тем более не на пенсию. При этом он, правда, значится учредителем некоего ЗАО «Династия», но в последней открытой бухгалтерской отчетности компании прибыль указана нулевая. Конечно, материально с покупкой мог помочь родной сын, но ведь тогда совокупная семейная недвижимость чиновника по рыночным меркам может потянуть миллиардов на пять, и даже доходов Дениса Мантурова на такое приобретение бы не хватило. Во всяком случае, доходов официальных… Наверное, просто повезло приобрести все это по дешевке.