Давно ушли в историю кибитки, запряженные лошадьми, на которых цыганские таборы колесили по дорогам в своем непрерывном путешествии. Стерлись из памяти толпы женщин-цыганок, крутящихся на «толкучках» и предлагающих покупателям купить у них дефицитную косметику или, напротив, скупающих изделия из золота. Сейчас лишь изредка можно увидеть цыганок-попрошаек в людных местах. Цыгане, распродали лошадей, осели на местах, но не ассимилировались с остальным миром, а упорно продолжают следовать своему особому национальному пути.
Около 3% из числа всех преступлений, ныне совершаемых в России, принадлежит именно представителям этой этнической группы. Примерно те же цифры были и в Советское время. Только несколько сменилась специализация преступников. Чаще всего лет 30 тому назад правоохранительные органы привлекали к уголовной ответственности цыган за тунеядство, попрошайничество, мелкое воровство, спекуляцию и реже за грабежи. Сейчас в действующем Уголовном Кодексе исчезла часть статей, присутствовавших в старом, но цыгане смогли освоить новые направления преступного бизнеса. В первую очередь это относится к торговле наркотиками. Большинство из цыган, отбывающих наказание в местах лишения свободы, как раз получили срок по статье о незаконном распространении наркотических средств, причем это большинство сплошь состоит из представительниц слабого пола.
Ставшие оседлыми, цыгане начали стремительно обзаводиться хозяйством и нанимать в работники к себе всякий люмпен-пролетариат и прочих деклассированных элементов, многие из которых постепенно попадали в настоящее рабство. Вызволять их оттуда зачастую приходится силами полиции, а новых рабовладельцев привлекать к ответственности по довольно необычной для современного времени статье.
Цыганский барон
В СССР одним из самых известных преступников, принадлежащих к цыганскому этносу, стал Владимир Шаркози. Как и положено любому выдающемуся цыгану с явными качествами лидера соплеменники именовали его бароном. Группа барона Шаркези занималась грабежами, причем их жертвами чаще всего становились церкви и служители культа. Довольно хитроумный ход. Атеистические государственные власти, вознамерившиеся к концу 20 века показать народу, как последнего преступника, так и последнего попа, сквозь пальцы смотрели на ночные взломы алтарей и исчезновение дорогостоящей церковной утвари вместе с пожертвованиями прихожан. Только, когда грабежи приобрели характер стойкой эпидемии милиция всерьез взялась за работу. Барона Шаркези вычислили и по приговору суда расстреляли.
Цыгане ежедневно соприкасались с воровским миром. Живя, как и профессиональные преступники на нетрудовые доходы, они, тем не менее, не спешили принимать на вооружение постулаты воровской идеологии и, даже находясь в колониях, всегда стояли особняком, в стороне от блаткомитетов. Хотя аналогию в мировоззрении блатных и цыган можно легко проследить.
В цыганской среде самый уважаемый человек барон. Это тот, кто может взять на себя ответственность за других. Например, решить какой-либо вопрос с полицией, администрацией рынка. Ему дано право решения многих бытовых вопросов в повседневной жизни. Барон не пожизненное звание. Его можно лишиться за серьезные грехи по решению сходки цыган, называемой «крис». Цыганский барон очень напоминает «вора в законе». Обычное отсутствие официальных документов у настоящего цыгана и классического вора еще больше их роднит. Цыганский и воровской законы представляют собой свод неписанных правил.
Самый страшный грех для цыгана ─ украсть у соплеменника. В блатной среде «крысятничество» также строго наказуемо. В истории воровского мира России все же нашлось место для нескольких воров цыганской национальности. Их было совсем мало, меньше, чем экзотических для СССР воров-иранцев. Когда то очень давно жил легендарный вор Алик Цыган. Еще известно, что Бубенного Ваньку Казахстанца расстреляли в лагерях при усатом генералиссимусе. В те же годы умер в Коми в заключении Цыган Дантист, промышлявший золотишком. В годы развитого социализма на Кавказе воровал Боря Цыган Тбилисский (Адилов). Достоверно известно, что его зарезали в столице советской Грузии в 1972 году.
Последним известным «вором в законе»-цыганом был кемеровчанин Волосатый (Зайцев), также зарезанный в 2001 году на рынке «Коробейники» в Ленинск-Кузнецке. Настоящим цыганом он мог считаться только по паспорту и формально по крови, но не по мыслям в голове. Все характерные национальные черты им уже были напрочь утрачены. Он ничем ни отличался от своих коллег ─ титулованных русских или грузин.
Ромалэ
Несмотря на мизерное количество «воров в законе» в среде цыган урки всех мастей ни в заключении, ни на воле предпочитали не конфликтовать без серьезной причины с цыганским сообществом. Цыгане всегда монолитной командой заступались за своих сородичей, кто бы перед ними не стоял. Обязательная месть за нанесенную обиду занесена в цыганский закон. Только откровенный «беспредельщик» Червонец (Мадуев) несколько раз рискнул и немного пощипал зажиточных цыганских баронов. Но он вообще был безбашенным человеком, не побоявшимся украсть «общак» у ташкентских воров.
Цыгане сами себя называют «ромалэ». Остальные все люди именуются «гаджо», что означает «чужие». «Гаджо» источник доходов для «ромалэ». По криминальной специализации цыгане делят себя на несколько групп. «Черни» занимаются воровством на улицах, в транспорте, на вокзалах и в магазинах. «Ловари» отслеживают открытые окна квартир на первых этажах зданий, умело подбирают отмычки для замков, проникают в жилища и живут за счет квартирных краж. «Колдерари» ходят в местах скопления людей и предлагают услуги гадалок, запудривают мозги и выуживают из кошельков лохов все деньги.
Они же могут вместо товара подсунуть «куклу» и мгновенно испариться. Согласно цыганской идеологии в возможности заработать всегда скрыт какой-нибудь обман. «Сервы» занимаются наркотой. Сейчас это наиболее большая по численности группа. К торговле наркотиками цыгане широко привлекают женщин и несовершеннолетних детей. Самое мрачное профессиональное сообщество представляют собой «плащуны» ─ киллеры, выполняющие заказные убийства. Это уже веяние современного времени. Раньше любое убийство считалось у цыган, корнями уходящих в бескровную индийскую культуру, страшным грехом. Угнать табун лошадей или нарочно спалить деревню можно, а убивать ─ нельзя.
Цыгане наркодельцы
Рынок наркотиков цыгане начали осваивать довольно давно ─ в начале 80-х годов. Мелкооптовая торговая сеть, созданная «сервами» охватила всю территорию России. Так получилось, что в Подмосковье наркоторговцы-цыгане сконцентрировались в Подольском районе. В Центральной России на центр цыганской наркоторговли претендует Воронеж. Уйдя дальше на Восток, цыгане создали крупные общины в Новосибирске, Новоалтайске и Красноярске, а с ними туда же переместился наркотраффик. На Дальнем Востоке опорными пунктами цыганских наркодилеров стали Хабаровск и Владивосток. Не размениваясь на торговлю легкими наркотиками или «колесами»-таблетками цыгане обычно торгуют героином.
Давно рассыпавшиеся по всему миру цыгане в других странах также придерживаются подобной линии поведения. Это относится не только к соседним Украине или Казахстану, но и к Германии и Франции, где издавна проживают крупные цыганские общины. Интересно, что цыгане различают себя по происхождению и говорят на разных диалектах. Среди российских цыган чаще всего встречаются «котляры». Они не понимают германских «синти» или среднеазиатских «люлей» по языку и отличаются друг от друга по привычкам. «Котляры», например, с презрением отзываются о своих собратьях, живущих в странах Западной Европы.
По их мнению, они очень далеко ушли от традиционного уклада цыганской жизни и излишне коммерциализировались, растворившихся в окружающих их народах. Во всяком случае, речи о существовании всемирной цыганской мафии идти не может. Каждая группа цыган живет и действует на криминальном поприще автономно, больше контактируя с местными криминальными объединениями, чем с далекими сородичами.
Для правоохранителей цыгане издавна представляли большую проблему. Живя в своем кругу, они образовали очень закрытое от посторонних глаз сообщество, тщательно оберегая свои секреты. Клановость или семейственность ─ характерная черта всех объединений преступников-цыган. Проникнуть внутрь цыганской жизни практически невозможно. Никакого агента под прикрытием к цыганам не заслать.
В принципе, цыганом можно стать. Для этого достаточно жениться на цыганке и ее семья, как правило, признает нового родственника и допустить его в свой круг. Но здесь возникает несколько щекотливых моментов. Во-первых, цыганки выходят замуж очень рано, лет в 14-15, поэтому со стороны невесты речь может идти только о втором браке. Обычно это вдовы. Во-вторых, необходимо быть искренним ценителем особой красоты цыганских женщин. В-третьих, жизнь цыган не путевка в санаторий. Обязательно придется поработать, иногда с риском для здоровья. Навряд ли среди служителей закона найдется доброволец, готовый ради дела полного искоренения преступности так сильно собой жертвовать.